search
main
0

Особая форма воспитания

Неразрывная связь уроков истории и патриотизма

В последнее время и политические, и общественные деятели отмечают ведущую роль истории в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Конечно, в этом процессе задействованы различные агенты социализации, но все потуги окажутся тщетными, если мы проигнорируем героев «былых времен», людей, которые не жалели своих жизней ради Родины. Их нравственный облик должен побуждать подростка к самовоспитанию.

Мы обязаны трудиться над тем, чтобы качества таких героев, как Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Алексей Маресьев, и других людей, беззаветно любивших свою страну, стали нравственным ориентиром для поколения молодых россиян, которые знают о той великой войне не так много, как нам хотелось бы. Необходимо, чтобы учащиеся почувствовали неразрывную связь между героями прошлого и настоящим временем.

В современной педагогике уже устоялись и хорошо зарекомендовали себя различные формы патриотического воспитания. Среди них особое место занимает урок Мужества. Естественно, эту работу проводят и администрация школы, и все преподаватели. Но прежде всего груз ложится на плечи учителей истории.

Слово учителю

Урок Мужества можно разделить на два этапа. На первом этапе учитель раскрывает мотивацию героизма молодежи. Отмечает аспекты воспитания детей в довоенное время. Преподаватель может рассказать о героях, на примере которых воспитывалось поколение 20-30‑х годов XX века.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на все трудности оценок того времени, у советских людей было воспитано одно важное чувство – патриотизм.

В ходе беседы акцент делается на таком явлении, как массовый героизм. Зачитываются исторические факты, где описываются многочисленные подвиги советских людей и самопожертвования во имя Родины.

Обсуждение помогает школьникам определить такие качества советских людей, как целеустремленность, готовность отдать свою жизнь во имя других людей, вера в Победу.

И в заключение беседы учитель обращает внимание на нравственные качества героев войны. Этот вопрос особенно сложен. Задача учителя – рассказать об участниках Великой Отечественной войны так, чтобы они предстали перед подростками лучшими из людей. Необходимо зажечь в школьниках интерес к фронтовикам. Сделать так, чтобы ребятам захотелось узнать о них больше, подражать им, воспитывать в себе такие качества, какие были у ветеранов, прошедших горнило войны.

Обо всем сразу поведать невозможно, но о любви к Родине, о желании встать на ее защиту, о готовности до конца служить ей, о неразрывности в жизни людей военного поколения личного и общественного – об этом надо рассказать непременно.

Самостоятельная работа

Второй этап урока – это уже самостоятельная работа учеников. Им предлагается ряд вопросов, на один-два из которых нужно дать письменные ответы. Хочется, чтобы в работе приняли участие все, устно это сделать невозможно. Вопросы могут быть следующими:

  1. Какие из качеств героев войны более всего тебя привлекают?
  2. Кто произвел на тебя наибольшее впечатление? Почему?
  3. Какие подвиги, совершенные во время войны, особенно тебя поразили?
  4. Какие нравственные качества, свойственные участникам войны, ты хотел бы воспитать в себе?

Каждый пишет о том, что ему близко. Вот примеры некоторых ответов:

«Люди военного поколения не были равнодушными. Они были готовы оказать помощь не только близким, но и незнакомым людям. Им до всего было дело. Это одна из прекраснейших черт характера. Она меня заинтересовала именно потому, что в нынешнем обществе таких людей очень мало».

«Главная черта, которая меня более всего привлекает в героях войны, – это готовность к самопожертвованию».

«Виктор Михайлович Краснов – вот пример для подражания на все времена. Благодаря таким людям, как он, мы выстояли и победили в той страшной войне».

По-разному сказали свое слово ребята, но каждый нашел в характерах участников войны те черты, над воспитанием которых в себе хотелось бы работать.

Таким образом, урок Мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органичной связи с учебным материалом, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, формировании нравственного идеала, воспитании подлинного, не «квасного» патриота. Не нужно ждать каких-либо памятных дат. Урок Мужества не должен ограничиваться какими-то временными рамками. Общение на эти темы уместно всегда, в любой день и в любое время.

Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте