«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) могут быть введены в образовательную программу всех российских школ уже со следующего года. Об этом в минувшую среду заявил замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов. По его словам, ведомство собирает «информацию о готовности введения во всех регионах» этого курса. Однако учащиеся 21 школы Санкт-Петербурга, который не входит в число экспериментальных регионов, уже начали изучение нового предмета.
В течение всего учебного года пятиклассники будут посещать уроки по одному из шести модулей курса. Эта новость обсуждалась на фоне заявления нового губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. На своей инаугурации 31 августа он сказал: «Я верю, что к званию культурной столицы Петербурга прибавится и звание духовной столицы». Как сообщила журналистам руководитель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Ольга Иванова, в каждом районе Северной столицы выбрана одна или несколько школ, в которых было решено ввести местный курс ОРКСЭ. «В результате и получилась 21 школа. Это сделано для того, чтобы в каждом районе был накоплен опыт преподавания этого курса», – пояснила чиновница. На изучение нового предмета, по словам Ивановой, выделен «один учебный час в неделю (35 учебных часов в год) из часов, предусмотренных на ведение предметов регионального компонента и компонента образовательного учреждения». Несмотря на то что в преподавании ОРКСЭ петербургские школы используют программы и учебные пособия, участвующие в общероссийском эксперименте, новый школьный предмет введен вне рамок официальной апробации. Однако законодательство допускает возможность преподавания ОРКСЭ по местной инициативе. Это связано с тем, что отмена в 2007 году регионального компонента образования, в рамках которого реализовывалось преподавание прежде всего основ православной культуры, по сути, не повлекла за собой отмену так называемого школьного компонента. Теперь школа может формировать часть основной образовательной программы, включая в нее преподавание религии вне рамок ОРКСЭ при условии, что в регионе уже были апробированы подобные факультативные курсы. В начале апреля Санкт-Петербург посетил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Меркурий (Иванов), чтобы содействовать введению курса духовного воспитания в городских и областных школах. О преподавании ОРКСЭ с начала этого учебного года тогда еще в 20 петербургских школах он договорился с руководителем городского Комитета по образованию Ольгой Ивановой. Была создана рабочая группа по подготовке к введению данного курса. Группа изучала опыт проведения эксперимента в Северо-Западном регионе. Весной этого года эксперимент стартовал в 24 школах Ленинградской области, тогда большинство детей и их родителей сделали выбор в пользу модуля «Основы православной культуры». Местные инициативы по преподаванию религии касаются и дошкольных учебных заведений. Так, в конце августа министр образования подмосковного региона Лидия Антонова сообщила, что с начала нового учебного года в 650 детских садах Подмосковья будут проводиться факультативные занятия по основам православия. По ее словам, уже подготовлен к изданию новый учебно-методический комплекс. Как пояснил начальник организационного управления регионального Министерства образования Андрей Финогенов, «факультативный курс под названием «Добрый мир православной культуры для малышей» добровольный, и посещать его дети будут только при согласии родителей». Этот курс уже осуществляется в 430 детских садах, работающих с 27 тыс. дошкольников. Напомним, что в основе идеи апробации курса ОРКСЭ было намерение создать единый учебно-воспитательный комплекс преподавания основ различных религиозных традиций, мировых культур или светской этики. Этот эксперимент должен был положить конец разноголосице различных региональных программ по духовно-нравственному воспитанию. Однако местные инициативы опережают окончание общероссийского эксперимента, несмотря на то что всем четвероклашкам страны, возможно, придется готовиться к новому уроку уже в четвертой четверти начавшегося учебного года. Интересно, чем продиктованы объявленные планы Минобрнауки: успехами еще не завершившегося эксперимента или заинтересованностью представителей религиозных организаций? Каковы итоги очередной реформы – общественности пока неизвестно. Похоже, что в своих порывах ведомство руководствуется словами Наполеона: «Нужно ввязаться в драку, а там посмотрим». Главное, чтобы следование такому принципу не привело к «педагогическому Ватерлоо».По материалам rg.ru
Комментарии