search
main
0

Основы правовых знаний нужны школам

Сегодня все большее количество школ выбирают свое направление в образовании и, в частности, – углубленное изучение гуманитарных предметов. Одним из таких предметов стали «Основы правовых знаний».

В современном российском обществе вопросы права вызывают небывалый интерес, и это не случайно, ведь человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в семье, коллективе, обществе, бизнесе.

В рамках этой дисциплины детально изучается вопрос о роли Конституции Российской Федерации 1993 года для российского общества, анализируются предложения по достижению целей, которые преследует Конституция Российской Федерации. В преамбуле Конституции Российской Федерации одновременно определяются те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция. В системе этих ценностей и целей Конституции, например, утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства страны, возрождение суверенной государственности России и незыблемость ее демократической основы.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации, подчеркнул: «Конституция является каркасом российской правовой системы, фундаментальным документом».

Нельзя не согласиться с председателем Конституционного суда Валентином Зорькиным, что Конституция – это своего рода хартия социального согласия, в отношении целей, принципов и путей функционирования общества и государства.

Занятия, связанные с рассмотрением правовых вопросов, следует проводить в форме диалога. У школьника формируется своя позиция по определенному вопросу. Интерес представляет то, что определенная позиция формируется у него в комплексном диалоге со своими сверстниками и преподавателем, таким образом, развивается юридическое мышление школьника. Важно развитие коммуникативных способностей, рассмотрение точек зрения школьника на тот или иной вопрос. В комплексном диалоге «преподаватель – ученик», «ученик – преподаватель», «ученик – ученик» создается некое единение, выявляется мировоззрение ученика, разрушаются (если, конечно, есть) определенные подсознательные блоки психологического характера. Ученик раскрепощается, происходит взаимодействие со сверстниками, с которыми он учится. Обучающийся переходит на более высокий уровень общения, формируется чувство признания и принятия другого человека.

На одном из уроков дополнительного образования курса «Основы правовых знаний», который я преподаю, рассматривался вопрос о роли Конституции Российской Федерации, были изучены взгляды философа, ученого-энциклопедиста Востока об идеальном социально-политическом устройстве Абу-Наср аль-Фараби (870-950). Учение о добродетельном городе Абу-Наср аль-Фараби достаточно сильно влияет на мировоззрение современных подростков, они пришли к выводу, что это учение актуально для современной российской государственности. Некоторые изъявили желание более детально изучить взгляды ученого и на конкретных примерах отметить их актуальность, а именно в контексте ответа на вопрос, как достичь целей, которые отражены в преамбуле Конституции Российской Федерации. Одна из учащихся 8-го «А» класса школы №259 Анжелика Панчина под моим руководством подготовила проектно-исследовательскую работу по теме «Актуальность учения Абу-Наср аль-Фараби о добродетельном городе для российской государственности», так как она посещала занятия «Основы правовых знаний». Мы приняли участие в V Московском городском конкурсе проектно-исследовательских работ учащихся по социально-гуманитарным дисциплинам, который был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Право в моей жизни» и прошел в Московском институте открытого образования. Анжелика Панчина получила диплом II степени.

Абу-Наср аль-Фараби считал, что добродетельный город – это город, «в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье», где царят мир и взаимоподдержка, где «люди помогают друг другу в целях достижения счастья». Он отмечает потребность в объединении и взаимопомощи, которая коренится в самой природе человека. Думаю, как раз этого не хватает в современном обществе. Такого рода потребность нужно более детально проанализировать, так как она становится исходной точкой обеспечения благополучия и процветания России. Современной молодежи следует осознать, что у нас существует общая цель, она отражена в преамбуле Конституции Российской Федерации, а если существует общая цель, следовательно, должно существовать единение между людьми.

Убеждена, что на современном этапе развития российской государственности должно происходить воспитание именно общечеловеческих моральных ценностей. Путь к духовному прогрессу человечества кроется именно в них.

Изучение взглядов ученого вызвало дискуссии, ученики испытали положительные эмоции, обсуждение способствовало выработке их активной жизненной позиции.

Следует помнить, что ответы на достаточно современные вопросы кроются в далеком прошлом, поэтому так важно связать в некое единство настоящее и прошлое.

Будущее – это наша молодежь, следует передать им только самые позитивные воззрения для решения проблем настоящего. Из опыта преподавания правовых дисциплин видно, что современная молодежь принимает близко к сердцу проблемы российской государственности и осознает их, пытается найти ответы на вопросы, которые стоят перед современным обществом

Марина ВОЛКОВА, соискатель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Московского городского педагогического университета, педагог дополнительного образования «Основы правовых знаний» школы №259

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте