Многие из вас помнят времена, когда просто позволить себе иметь дома компьютер могли лишь отдельные граждане. А уж компьютер, подключенный к Интернету – единицы. Позже ситуация более-менее выровнялась, но аналогичная история повторилась и с мобильными телефонами. Затем – со смартфонами. Потом – с планшетами.
В итоге сегодня практически у каждого взрослого и ребёнка есть своё собственное устройство, с помощью которого они могут свободно выходить в Сеть, общаться, получать и передавать самую разную информацию. Вот только технический прогресс убежал далеко вперёд, а мы почему-то не спешим идти с ним в ногу. Используем возможности программ и гаджетов лишь на несколько процентов от их потенциала, воспринимаем компьютер и смартфон, как безобидные игрушки или, наоборот, демонизируем их.
И, что весьма печально, попросту не умеем и не хотим следовать простейшим правилам и требованиям защиты от разного рода киберугроз. Хотя о необходимости обучать школьников основам кибербезопасности на уроках ИКТ и/или ОБЖ говорят уже, как минимум, лет 20, если не больше.
Между тем, опыт проведения таких занятий, равно как и создания ресурсов для самообразования, уже имеется. Помимо многочисленных организаций, предлагающих сделать это за деньги, можно вспомнить абсолютно бесплатные курсы Education от «Лаборатории Касперского», Уроки информационной безопасности от Яндекс.Учебник и, конечно же, Курсы по кибербезопасности для школьников и учителей от компании «Киберпротект». О последних хочется рассказать подробнее.
Как известно, своим собственным детям человек никогда плохого не пожелает. А если он и к другим детям относится столь же чутко, бережно и внимательно, то его инициативы будут максимально гуманными и практичными. В данном случае можно отметить, что идея создания обучающего проекта по цифровой гигиене для детей родилась в голове Елены Бочеровой, исполнительного директора компании «Киберпротект» и мамы двух сыновей.
Работая в столь серьёзной организации, она как никто другой знает и понимает, что цифровая среда полна не только возможностей, но и угроз. И, разумеется, самое естественное желание – защитить от них детей.
Но как? Лучше всего было бы, конечно, собственным примером демонстрировать детям те модели поведения, которые призваны справиться с кибербуллингом, интернет-мошенничеством, вирусами, потерей данных и прочими бедами. Но дети, к сожалению, очень часто попросту не видят, что конкретно их родители делают в своих телефонах и ноутбуках: какие ссылки открывают (или почему не открывают), какие настройки используют и с какими угрозами сталкиваются.
Кроме того, согласно исследованиям Лаборатории Касперского, 58% детей в возрасте от 8 до 16 лет скрывают свои действия в сети от родителей. При этом 73% участников опроса согласились, что хотели бы знать больше о киберугрозах, поскольку не чувствуют себя защищёнными.
Следовательно, необходим своего рода ликбез, краткое обучение чтобы дать представление о том, чего следует бояться и как можно от этого защититься.
В результате родился Всероссийский образовательный проект по цифровой гигиене и информационной безопасности, который, по инициативе Елены Бочеровой, был разработан экспертами компании «Киберпротект», при участии образовательной онлайн-платформы CoreApp и информационной поддержке Агентства Стратегических Инициатив.
Проект включает в себя два бесплатных образовательных курса, дающих представление школьникам и учителям о современных киберугрозах и основных способах противодействия им, принципах безопасного общения и поведения в сети, безопасного хранения данных.
Курс повышения квалификации для учителей разработан в формате массового открытого онлайн-курса. Он состоит из 13 уроков и одного контрольного блока, общей продолжительностью 16 академических часов.
Детский курс состоит из 3 уроков, разработанных с учетом требований ФГОС общего образования. Он предназначен для учеников 7–9 классов. Уроки проводятся в современном формате смешанного обучения по модели «ротация станций» и могут быть интегрированы как в учебные предметы «Информатика» или «ОБЖ», так и во внеурочную деятельность.
На сегодняшний момент к проекту присоединились уже 40 регионов России, а на сайте cyber-care.ru зарегистрировалось более 1900 учителей по всей стране. Все они хотят повысить квалификацию в области информационной безопасности и реализации детского курса «Уроки кибербезопасности» в своих образовательных организациях. Что вполне естественно, ведь необходимость проведения таких занятий вполне очевидна – особенно в последнее время, когда в Интернете резко повысилось количество агрессивных пользователей, мошенников и киберпреступлений.
– Курсы повышения квалификации для учителей по кибербезопасности я прошёл прошлой осенью, – сообщил Иван Рузин, преподаватель информатики столичной школы № 1560. – На самом деле, там очень много полезной информации в области не только ИКТ, но и обществознания. Нас ознакомили с законодательством в области персональных данных, цифровых продуктов, нарушений в сфере кибербезопасности и многого другого.
Я проводил уроки параллельно прохождению курса повышения квалификации. Они легко встраиваются в программу по предмету и полностью соответствуют ФГОС. Детям всё это очень понравилось, особенно когда мы проходили тему, связанную с защитой банковских карт. Думаю, что они могли бы и самостоятельно это освоить, дистанционно на сайте. Но всё-таки вместе с педагогом лучше, он всегда поможет. А чтобы изучать материал одному, нужна очень сильная мотивация.
– Уроки по информационной безопасности я провожу уже давно, более того, я целенаправленно шёл в эту школу с этой целью, – делится впечатлениями Алексей Четверов, учитель информатики школы № 1409 Москвы. Когда я узнал о существовании курсов от «Киберпротекта», очень заинтересовался ими.
Три урока, которые учитель проводит с детьми, проходят по технологии смешанного обучения. Идея достаточно красивая, потому что компания предоставляет полный УМК «под ключ» для проведения этих уроков. Сюда входят рабочие тетради для ученика, необходимый тестовый материал, который проверяется автоматически, а также презентация для учителя. Всё – в электронном виде, информация представлена красиво и ярко.
В интересной интерактивной форме можно очень доходчиво рассказать детям о тех или иных аспектах информационной безопасности – использование Wi-Fi cетей, признаки фейковых страниц, кибербуллинга и т. п. Практическая часть создана на базе учебной платформ CoreApp (полностью российская разработка).
Её достоинство в том, что, создав некий объём тестового материала для интерактивного урока, учитель может сохранить его в личном кабинете, а потом поделиться им с коллегами, которые также могут воспользоваться его разработками. Причём можно отследить результативность использования урока – сколько времени ученик потратил на тест, как на него отвечал, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение и так далее.
– В процессе общения с детьми я выяснила, что многие из них сталкивались с такими проблемами, как хищение личных данных со страниц в социальных сетях, кибербуллинг, «занесение» на персональный компьютер вирусов и прочими угрозами, – рассказывает Надежда Грунина, педагог-психолог многопрофильного лицея села Малая Сердоба Малосердобинского района Пензенской области. – Поэтому ребята весьма позитивно отнеслись к таким урокам.
Материалы с сайта я использовала при проведении внеурочных занятий в рамках курса «Школа выживания: информационная безопасность». Там прекрасные методические разработки, много наглядного материала (это важно, учитывая то, что у современных детей развита в основном зрительная память).
«Работа по станциям» – уникальная находка для педагогов, поскольку в процессе активной познавательной деятельности подросток не устает и не теряет интерес к уроку. Информация изложена доступным для понимания языком, тексты сопровождаются видеофрагментами, для закрепления нового материала предусмотрен короткий тест-опрос.
– Тема цифровой безопасности и гигиены в важна не только в школе или вузе, но и в детском саду, – говорит Екатерина Ваколюк, дошкольный методист из Калининграда. – Правда, это касается не столько самих детей, сколько администрации, бухгалтерии, педагогов и воспитателей, которые имеют доступ к Интернету. И, конечно же, это напрямую касается родителей наших ребят.
Все мы периодически сталкиваемся с киберугрозами, защищаясь от них скорее инстинктивно. А надо действовать вполне обдуманно и осознанно, чему на курсах как раз и учат. Я адаптировала материал для своих коллег и родителей, провела с ними просветительскую работу, рассказав о том, как нужно оградить детей от возможных киберугроз, а также подготовила для них памятки и оформила информационный стенд в нашем ДОУ.
– Очень важно, чтобы цифровая грамотность стала естественной составляющей взаимодействия детей с цифровым миром, – убеждена Яна Коваленко, директор проектов Центра цифрового развития АСИ. – Это также, как и обучать детей правилам дорожного движения: родители должны быть спокойны, когда их дети переходят дорогу самостоятельно.
Рекомендую данный курс не только детям и педагогам, но и родителям, ведь цифровая среда в семье, как правило, единая, и всем в ней необходимо знать, как грамотно реагировать на действия киберхулиганов и самое главное, как защитить и сохранить очень чувствительный актив – данные.
- НАДЁЖНЫЕ ПАРОЛИ
Используйте надежные и уникальные пароли (10–12 символов длиной, с использованием заглавных, прописных букв, цифр и спецсимволов). Организуйте их безопасное хранение при помощи менеджера паролей. По возможности используйте двухфакторную или многофакторную аутентификацию.
- БЕЗОПАСНЫЕ САЙТЫ
Посещайте безопасные сайты с расширением https или значком замка. Буква s и закрытый замок означают, что соединение защищено: когда вы вводите на сайте данные, они автоматически шифруются, и их не могут перехватить злоумышленники. Всегда проверяйте правильность написания адреса сайта: в нем не должно быть ошибок и лишних слов.
Иногда злоумышленники подделывают доменные имена, добавляя лишние слова к названию реально существующего сайта. Избегайте посещения сайтов с большим количеством всплывающих окон, орфографических ошибок или отличающихся по дизайну от оригинальных.
- ПУБЛИЧНЫЙ Wi–Fi – ОПАСНО!
Не используйте публичный Wi-Fi для доступа к важным сервисам. Особенно – с целью осуществления финансовых операций. Всегда проверяйте правильность написания названия сети.
- АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ
Используйте антивирусные программы, регулярно обновляйте приложения и ОС.
- РЕЗЕРВНОЕ КОПИРОВАНИЕ
Создавайте резервные копии важных файлов, используя облако или внешний жесткий диск. Руководствуйтесь правилом 3-2-1: создавайте не менее 3 копий, храните эти копии в 2 разных форматах, всегда храните минимум 1 копию на физически удаленном носителе (например, в облаке)
- ОНЛАЙН-ПОКУПКИ
Заведите отдельную карту для онлайн-покупок. Не храните на ней деньги. Пополняйте ее ровно на ту сумму, которая необходима для совершения покупки.
- ЦИФРОВОЙ СЛЕД
Сокращайте ваш цифровой след. Предоставляйте приложениям доступ только к тем данным, которые нужны для их работы. Удаляйте аккаунты, которыми не пользуетесь. Откажитесь от персонализированной рекламы.
- МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО!
А болтун – находка для мошенника. Не публикуйте свои персональные данные в Интернете: адрес, паспортные данные, телефон и пр. Никогда не сообщайте незнакомцам данные своей банковской карты, CVC-коды и коды подтверждения из СМС. Будьте бдительны: мошенники часто используют страх, эйфорию легкого выигрыша и сострадание, как эмоциональные «крючки», чтобы получить доступ к личной информации или ресурсам.
- НУЛЕВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Не терпите кибербуллинг! Если вас травят и оскорбляют в социальных сетях и мессенджерах, разглашают ваши личные секреты или персональные данные, присылают угрозы или преследуют вас навязчивым вниманием, то сразу заблокируйте обидчика.
- ЗНАНИЕ – СИЛА!
Помните, что главная угроза – отсутствие знаний. Узнайте больше о цифровой безопасности на сайте cyber-care.ru!
Комментарии