search
main
0

Основы безопасности жизнедеятельности

Ребенок свободно растет, не учась ничему

Проблемы преподавания курса

1 сентября 1993 года приказом министра образования РФ N 66/85 от 16 марта 1993 года в российских школах и средних специальных учебных заведениях был введен курс “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ).

ейчас ОБЖ является интегрированным и не входит в число ведущих предметов. Дополнительной оплаты за преподавание курса не предусмотрено. Специалисты из промышленных отраслей, отставники из МВД и Министерства обороны из-за низкой зарплаты или ее фактического отсутствия в школу не идут. В результате ОБЖ преподают учителя биологии, географии, химии… Их подготовкой занимаются на годичном вечернем факультете Московского института повышения квалификации работников образования или на пятидневных курсах при штабах гражданской обороны, а также на обязательных методических сборах под руководством главных специалистов по ОБЖ окружных управлений образования – 2 раза в месяц.

Даже при такой скудной подготовке преподавателей ОБЖ кадров катастрофически не хватает. В Москве, например, укомплектованность в учебных округах колеблется от 30 до 75 процентов от требуемого количества. Во многих школах директора отчаялись нанять специалистов и, махнув рукой, передали курс классным руководителям.

До сих пор во многих школах нет учебников по курсу. Подготовленный Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, рекомендованный Министерством среднего и общего образования, включенный в федеральный комплект на 1997-1998 год учебник готовится в московском издательстве “АСТ” и дойдет до школьников из российской глубинки еще не скоро.

Отсутствие в школах подготовленных по курсу кадров преподавателей, необходимых учебников усугубляется еще и крайне тяжелым положением с состоянием учебной базы. В большинстве школ нет не только компьютеров с сидеромом и саундбластером, но и видеотехники, элементарных экспонатов, например комплектов индивидуальных средств защиты первой медицинской помощи, да и просто плакатов. И это неудивительно. Ведь на совершенствование учебной базы в средних общеобразовательных учебных заведениях по статье 18 сметы в 1995-1997 годах средств практически не выделялось. Вот и получается, что в большинстве случаев курс ОБЖ не более чем декларация: нет ни учебника, ни педагога, ни учебной базы…

Так и хочется задать традиционный российский вопрос – что же делать? Ждать, когда в школу придут выпускники-специалисты из педагогических вузов? При наших масштабах – десятилетия… Детей жалко. Пособие на все вопросы не ответит. Ребята и без него перегружены учебной литературой. Получается, что наиболее эффективный и быстрый путь – совершенствование учебной базы. Основное направление – создание кабинетов ОБЖ.

В каждом кабинете ОБЖ должен быть комплект экспонатов, которые можно получить за счет реформирования и сокращения Вооруженных сил или по линии МЧС, если подготовить соответствующее постановление Правительства РФ; комплект плакатов, выпускаемых ГАИ, Минтруда, МЧС и обязательно комплект видеоаппаратуры и учебных фильмов. Ориентировочная стоимость такого кабинета не будет превышать 7 млн.руб., а в масштабах Российской Федерации – 161 млрд.руб.

Совершенно не требуется выделять эти средства из федерального бюджета. Можно и нужно привлекать для этих целей “богатых дядюшек”, заинтересованных в проведении курса ОБЖ, например Государственную автоинспекцию, налоговую инспекцию и др. Целесообразно подготовить нормативно-правовую базу, согласно которой пожертвования на систему образования были бы выгодны крупным предпринимателям. Можно и должно проводить работу с родителями учеников, так как в среднем сумма 7 тыс.руб. на создание класса ОБЖ в школе вряд ли будет для семьи ученика обременительной. Первостепенная роль в решении проблемы финансирования создания кабинетов ОБЖ должна принадлежать Министерству общего и среднего образования, педагогическим коллективам учебных заведений.

Мало кто знает, что в апреле 1997 года в Государственном комитете кинематографии России создан Центр кинопропаганды проблем безопасности (Москва, 103877, Малый Гнездниковский пер., д.7, тел. 229-15-45, факс 229-22-48). Центр располагает более чем 150 учебными кино- и видеофильмами по широкому спектру вопросов безопасности, снятыми по заказам и при консультации специалистов МЧС, Минздрава, МВД, ФСБ, Минтруда и других. Более 60 фильмов дают компетентные ответы и полностью иллюстрируют разделы программы общеобразовательных учреждений курса ОБЖ.

Помимо названного Центра при Московском институте повышения квалификации работников образования существует лаборатория основ безопасности жизнедеятельности. Этой лабораторией рассмотрена и рекомендована к использованию продукция фирмы-студии “Медарт” (всего 20 фильмов).

Таким образом, задел кино- и видеопродукции учебных программ по курсу ОБЖ существует и достаточен по обьему. Многие из фильмов – призеры кинофестивалей.

Однако даже при весьма солидном (80 видеофильмов) количестве уже созданной кинопродукции далеко не все разделы программы курса ОБЖ обеспечены учебными фильмами. Назовем некоторые из них: стихийные бедствия; чрезвычайные ситуации криминогенного характера; основы обороны государства; назначение, состав и принципы строительства Вооруженных сил; работа военного комиссариата; воинская обязанность, воинские коллективы; ввуз; правовые основы военной службы, размещение военнослужащих; современные средства поражения и их поражающие факторы; медицинская помощь при массовых поражениях.

Есть и еще одна проблема. Созданные видеофильмы в течение 10-15 лет устаревают, их нужно обновлять и тиражировать. Учитывая масштабы России, это огромная работа.

Наконец, каждая школа, техникум, училище – крупные пункты гражданской обороны со своими штабами, системой взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и вышестоящими штабами гражданской обороны. Для них можно подготовить учебные видеофильмы с учетом местных особенностей для подготовки руководителей и педагогов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций конкретного города, села и т.д. Профинансировать их создание могут из местных бюджетов власти на основании Закона РФ “О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

…Когда-то Некрасов сказал: “…ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, и сгинуть ничто не мешает ему”. Надо в корне менять ситуацию, сложившуюся в нашей школе с вопросами преподавания курса “Обеспечение безопасности жизнедеятельности”. Нужно вывести курс ОБЖ на полноправную основу с ведущими учебными дисциплинами и противопоставить детской смертности и травматизму прочную гносеологическую базу.

Михаил ВОЛЖЕНСКИЙ, руководитель экспертно-аналитической группы Центра кинопропаганды по проблемам безопасности

Театр

Игра со зрителем

Как подготовить малыша к школьной среде

Урок “Театр” рассчитан на первые-третьи классы. Учебник, написанный специально по этой теме, предназначен для школ, которые работают по эксперименту “Экология и диалектика”. Но, как вы сами можете в этом убедиться, вполне подходит и для других начальных школ. Cвоими мыслями делится автор пособия.

гра – непременный атрибут театрального искусства. Вместе с тем игра способна превратить учебный процесс из “вражеского треугольника” в дружеский.

В то же время именно игра способна приготовить ребенка к новой для него школьной среде. Занятия в идеале лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном зале, где было бы достаточно места для подвижных игр… Центральная идея: постепенно усложнять материал, переходя от игр – через импровизацию – к спектаклям, основанным на литературном материале. Поэтому одни задания учебника являются модификацией уже известных в театральной педагогике авторских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на опыте педагогов, работающих в школе. Большая роль отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учеников. Тренинг пробуждает творческую фантазию, способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Подлинная заинтересованность ребенка, доходящая до азарта – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, раскованности. Первый класс назван классом адаптации (от лат. приспособлять).

Другая идея – использовать в работе возможности различных технических мастерских: музыкального цеха, декорации, реквизита, костюмерного цеха…

В моей программе использованы как авторские находки, так и находки Монтессори, Пиаже, Ершовой, Новицкой.

Учебный процесс по предмету “театр” построен с расчетом один час в неделю. В первых классах мы отказались от оценок по пятибалльной системе. В конце каждого полугодия педагог дает качественную характеристику каждому ученику: каким был, каким стал, чем выделился… Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений урока.

Знакомство с помощью куклы

В первый год обучения основная задача педагога – возбудить интерес ребенка к театру. Необходимо начать это с первого же урока. Первая встреча должна быть запоминающейся, завораживающей. Вот некоторые приемы знакомства с детьми.

На первой встрече учитель обьясняет детям, что их давно ждет Домовенок, который живет в классе, и он хочет узнать, кто же к нему пришел. Учитель играет две роли: за себя и за куклу, чуть изменив голос. Дети должны будут познакомиться не со строгой учительницей, а с игрушкой, а это уже не страшно. Знакомясь с Домовенком, дети знакомятся и друг с другом.

Игра “Снежный ком”

Педагогу или новенькому ученику нужно взять в руки мяч и сначала представиться самому, а затем, передавая мяч по цепочке, назвать и другие имена присутствующих. Я говорю: “Ирина Альбертовна”, а мой сосед повторяет мое имя и называет свое и так далее. Обычно эта игра сопровождается смехом, а смех создает непринужденную обстановку.

Далее беседу стоит вести в русле сравнения театра и школы. Сравнить Актера и Ученика: одному и другому нужны память и внимание, красивая речь, пластичное тело. Первое упражнение, которое я предлагаю детям, “Летит шар”. Это пантомима. Сначала разучивается стихотворение:

Летит, летит по небу шар.

По небу шар летит.

Но знаем мы, что к небу шар

никак не долетит.

Нужно постепенно вытеснять каждое слово соответствующим движением. “Шар” – круговое движение руками перед собой. “Небо” – показ пальцем вверх, “знаем” дотронулись до головы, “мы” – показываем на себя. Нужно следить за тем, чтобы упражнение делали все дети, вместе, с убыстрением ритма.

Здесь было бы хорошо рассказать о языке жестов, о пантомиме…

Все первое полугодие снимаем мышечное напряжение с тела. Педагог поэтому должен быть внимателен к каждому ребенку.

Освобождение мышц

В начале занятия предложите ученикам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц. Для этого надо тянуть стул из рук партнера и одновременно рассказывать стихотворение. Напрячь мускулы и говорить таблицу умножения. На собственном опыте ребенок убеждается, что излишнее напряжение мешает творческому процессу.

Как научить освобождаться от зажимов?

1. Сесть на стулья поудобнее, расслабиться, начать проверку лишних движений. Ищем напряжение, которое мешает. Чтобы точно определять зажимы, слегка напрягите кисти рук, ног и обьясните разницу в состоянии и ощущениях.

2. Походите по комнате, определите лишнее напряжение и снимите его.

3. Прислониться к стене, облокотиться на стол, найти лишнее напряжение и снять его. Упражнение выполнять до тех пор, пока ученик не почувствует ощущение хотя бы частичной мышечной свободы. Снятие зажимов задавайте на дом.

Гномики

Раз-два-три! Мы уже не ученики, а веселые гномики. А гномики любят поиграть в игру “Нос, пол, потолок”. Ведущий все называет правильно: “нос”, “потолок”, “пол”, а вот показывает наоборот. Говорит “нос”, показывает на пол и так далее. Дети должны показывать то, что слышат, а не повторять то, что видят. Слуховое внимание должно опережать зрительное. Это простое упражнение хорошо развивает быстроту реакции и внимание. Обычно через несколько занятий это упражнение хорошо усваивается и переходит в разряд тренинга. Кроме того, дети движением рук и ног должны показать, какие гномики: маленькие, бородатые, в деревянных башмаках, которые стучат. На головах у них шапочки с колокольчиками, а у каждого свой звон. Живут гномики в лесной пещере, в которую убегают по звуку моих ладоней.

В перерывах можно устраивать игру “Театральная почемучка”: “Антракт – это что? Бельэтаж – это что?”

Урок-концерт

На последнем уроке можно вспомнить все упражнения, которыми занимались в течение первого полугодия, а таких упражнений много. Заводилы на этом уроке – дети, они ведут урок. Главная установка: вы – актеры, находитесь на сцене. Хорошо, если дети придумают для себя номер, а не смогут, пусть проводят игры, которым их научил педагог.

Ирина ГЕНЕРАЛОВА

Химки,

Московская область

Мысль – цветок, слово – завязь, деяние – плод.

Ралф Э╝е╡сон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте