search
main
0

Основная образовательная программа дошкольного образования

Продолжение. Начало в №1-3

4.2. Рабочая программаКомментарий к рабочей программеПредлагаемый образец по форме и содержанию соответствует тем требованиям, которые сегодня предъявляются к рабочей программе. Ее несомненным достоинством является то, что она соотнесена с реальными условиями, в которых работает педагог. В таком виде рабочая программа может быть опубликована на сайте школы, что в настоящее время предписано образовательным организациям. Но по своей сути – это симбиоз используемых образовательных программ и развернутого календарно-тематического планирования занятий в группе в течение года. Внушительный объем текста дает представление о содержании проводимой работы, что важно для обеспечения открытости образовательного процесса, но руководствоваться им в повседневной работе затруднительно.По-настоящему работающей данная программа станет тогда, когда ее реализация начнет непосредственно сказываться на развитии детей. Произойдет это в том случае, когда педагог детально знает и фиксирует проблемы каждого отдельного воспитанника своей группы. Следовательно, вместо обобщенной характеристики группы педагогу удобнее иметь список детей с указанием проблем и особенностей ребенка против каждой фамилии.Опытный воспитатель хорошо представляет содержание образовательных областей (они традиционны), знает целевые ориентиры ФГОС ДО. Поэтому педагогу нет необходимости каждый раз подробно воспроизводить их в рабочей программе. Его подлинным рабочим документом является оперативное планирование текущих занятий. Форма моделирования занятий произвольная: план-конспект, сценарий, технологическая карта. Она не должна быть навязана педагогу. Главным достоинством оперативного планирования является его гибкость, вариативность. Гибкость оперативного планирования обеспечивается возможностью корректировать сценарий занятий, адекватно реагируя на меняющуюся педагогическую ситуацию.Причины корректировки планов занятий с детьми могут быть разными: дети активно включились в сюжетно-ролевую игру и сами (!) просят ее продолжить или, напротив, они по каким-то причинам сегодня не приняли предложенную им игру; реализация детско-взрослого проекта входит в завершающую стадию, вся проектная команда готовится к его презентации; в результате коллективной рефлексии выявились новые актуальные образовательные потребности детей; в жизни одного из воспитанников произошло значимое событие, на примере которого можно решать вопросы социализации детей всей группы: у одного из детей родился брат, нашли место захоронения прадеда, погибшего во время войны, отец вернулся из горячей точки и т. п.; резко изменились условия проведения занятий.Последний пункт нуждается в пояснении. Фактор условий можно учитывать и прогнозировать лишь частично. Традиционно к условиям, организации образовательного процесса, относятся: предметно-развивающая среда, наличие специалистов службы сопровождения, обеспечивающей психолого-педагогическую поддержку ребенка и т. п. Но утренний скандал в семье, в результате которого ребенка с опозданием привели в слезах в детский сад, где ему предстоит сыграть главную роль в инсценировке, – это непрогнозируемое изменение условий, вынуждающее отменить в этот день детский спектакль и переключить группу на другой вид деятельности. Список причин, по которым появляется необходимость корректировки планов занятий, бесконечен.Отсюда следует, что педагог всегда должен иметь резервный методический вариант на прогнозируемый и непрогнозируемый случаи. Наличие такого «запаса методической прочности» – зримый показатель профессиональной компетентности педагога и одновременно важнейший критерий оценки его деятельности.Помимо прочего, ребенок ежеминутно и ежечасно меняется в процессе занятий. Уловить эти изменения и вовремя перестроиться – это и есть реализация на практике стратегии педагогической поддержки ребенка, заложенной в ФГОС ДО.Гибкость оперативного планирования меняет подходы управленцев к реализации функции контроля. Несоответствие реально проведенного занятия его плану не может быть поставлено в вину педагогу, коль скоро он обосновал необходимость изменений. Напротив, такая обоснованная коррекция первоначального замысла заслуживает высокой оценки администратора, поскольку свидетельствует о высочайшей квалификации педагога, способного оптимизировать не только проект занятия, но и сам образовательный процесс.Вывод: рабочая программа – личный документ педагога, который не должен подлежать публикации хотя бы потому, что там могут содержаться личные данные детей и их родителей, наблюдения и выводы, затрагивающие тонкую сферу семейных отношений. Для обеспечения открытости образовательного процесса в дошкольном отделении достаточно опубликовать образовательные программы, которые используют педагоги.Рабочая программа старшей группыВведениеРабочая программа старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных, психологических, индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, коммуникативному.Рабочая программа соответствует общеобразовательной программе ГБОУ «Школа №109». Она направлена на: создание благоприятных условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; обеспечение безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника, сохранения и укрепления его здоровья; воспитание патриотизма, активной жизненной позиции, уважения к традиционным ценностям; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; достижение целевых ориентиров ФГОС ДО, учитывающих возрастные и личностные особенности детей данной группы.Настоящая рабочая программа разработана на основе общеобразовательной комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014) с использованием учебно-методического комплекта к данной программе. При составлении программы были использованы следующие парциальные программы и методические пособия.При выборе парциальных программ педагоги опирались на возрастные и индивидуальные особенности детей, исходя из показателей уровня развития ребенка.Парциальные программы1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. (Коковина М.А., Липейко Е.А.)2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий», 2003, 2008. (Коковина М.А., Липейко Е.А.)3. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошкольного образования, 2015. (Коковина М.А., Липейко Е.А.)4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2011. (Липейко Е.А.)5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПб: Акцент, 1997. (Коковина М.А.)Методические пособия Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая группа. 2005. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. – М.: Школьная пресса, 2004. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2013. Новикова В.П. Математика в детском саду. 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. Ульева Е.А. Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет. – М.: ВАКО, 2014. Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7). – СПб: Паритет, 2008.Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, проектная деятельность, ИКТ-технологии, технологии развивающих игр (в соответствии с возрастом).Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальное развитие всех детских видов деятельности, а также выбор каждым воспитателем, работающим в данной группе, парциальных программ, методических пособий и технологий образования детей 5-6 лет, которые органично дополняют друг друга и не противоречат целевым ориентирам программы.I. Характеристика группыНаправленность группы – общеразвивающая.Возрастная группа – старшая группа.Фактическая наполняемость – 28 человек.Состав группы – 28 человек.Девочки – 12 человек.Мальчики – 16человек.Посещают группу с младшего возраста – 22 ребенка.Вновь прибывшие дети:с 2014-2015 учебного года – 5 детей;с 2015-2016 учебного года – 1 ребенок.Группу посещают 4 ребенка из двуязычных семей.На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии.Национально-культурные особенностиЭтнический состав воспитанников группы: 4 двуязычных ребенка.Основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в группе осуществляется на русском языке. Содержание образования учитывает приоритет практической деятельности, в ходе которой дети получают необходимую информацию. Образовательный процесс имеет яркую воспитательную направленность: формирование толерантности, уважение к традициям и обычаям своего и других народов, культурного и экологически грамотного поведения. В связи с этим приоритетным направлением данной группы является патриотическое воспитание. Для решения этой задачи используются парциальные программы: Зеленова Н.Г. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».1.1. Социальная характеристика семейРаспределение детей по группам здоровья1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, выявленные путем педагогических наблюдений детей в различных видах деятельности. (См. таблицу 1 на стр. 17.)При определении характера взаимодействий детей в игре использовалась методика А.П.Усовой. (См. таблицу 2 на стр. 17.)Наблюдая за детьми в ходе основной образовательной и свободной деятельности, можно выделить ряд детей, которые относятся к группе риска.В группе есть дети с недостаточно сформированными познавательными функциями. Одной из основных причин неуспешного освоения программы является двуязычие 4 детей. Для работы с этими детьми используется система игр и упражнений, предложенная психологом ДОО, а также учебно-игровое пособие «Логико-малыш», которое развивает логическое мышление, внимание, память, воображение и речь и в игровой форме помогает закрепить и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.Сложности в формировании эмоционально-волевой сферы (регуляция поведения, эмоциональных проявлений) отмечены у 3 детей. Психологом предложена система занятий по эмоционально-волевому развитию. Воспитателями в группе для решения этой задачи используется парциальная программа С.С.Коренблит «Веселый день дошкольника», а также методическое пособие Е.А.Ульевой «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет».Наблюдение за детьми в процессе свободной и организованной деятельности показало, что у большинства детей имеются проблемы в активизации словарного запаса, в формировании грамматической компетенции и развитии связной речи. Для работы с детьми выбрано методическое пособие Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке».Учителем-логопедом в результате обследования речи дошкольников были выявлены дети с речевыми нарушениями: 12 человек с нарушениями звукопроизношения (ФНР), 4 человека с нарушениями фонематического восприятия и анализа (ФФНР), 2 человека с двуязычием (инофоны).Для устранения данных недостатков учитель-логопед в течение учебного года проводит логопедические занятия в индивидуально-подгрупповой форме (по 2-4 чел.), направленные на устранение имеющихся недостатков речи у дошкольников. Воспитателями совместно с учителем-логопедом разработана система игр и упражнений, которые можно проводить как в организованной, так и в свободной деятельности.Ознакомление детей с основами здорового образа жизни и усваиванием культуры человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье, происходит на основе парциальной программы Лободина В.Т., Федоренко А.Д., Александровой Г.В. «В стране здоровья» и методического пособия Сизовой Н.О. «Валеология». Программа направлена на то, чтобы развитие ребенка было гармоничным благодаря здоровьесберегающим технологиям, а предложенный комплекс занятий, упражнений, игр нацелен на воспитание у детей мотивации здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.Для укрепления здоровья воспитанников нами была разработана система закаливающих мероприятий, благоприятно влияющих как на здоровье всей группы, так и на здоровье ослабленных детей (2 ребенка с третьей группой здоровья и 6 детей со второй).Для решения важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, нами была выбрана парциальная программа Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», включающая систему развивающих занятий, направленных на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.По результатам наблюдений за детьми выявлены проблемы, поставлены задачи для их решения: формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками в игре; развивать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания; развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.Выбор вышеперечисленных парциальных программ, методических пособий был обусловлен не только общим содержанием воспитательно-образовательной деятельности ДОО, но и индивидуально-психологическими особенностями каждого ребенка группы.II. Условия реализации рабочей программы2.1. Особенности организации предметно-пространственной средыРазвивающая среда в ДОУ – комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных и творческих способностей в организованном пространстве, система материальных объектов деятельности ребенка, насыщенная оборудованием для организации самостоятельной творческой деятельности и обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.Цель создания развивающей среды в ДОУ – обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также прогулочного участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы.В соответствии с возрастом детей в группе есть различные по своей тематике и назначению игры и игрушки: строительные наборы «Лего», строительный материал, конструкторы, настольные игры, транспорт, куклы, одежда и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.Пространство группы можно трансформировать в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.В группе мебель и оборудование соответствуют росту и возрасту воспитанников, количеству мальчиков и девочек и установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.В группе воспитанники могут самостоятельно организовать центр уединения – на диване, где могут полистать любимую книжку или просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание своего личного пространства.Все групповое пространство распределено на игровые зоны, которые доступны детям:- «Кухня, гостиная»;- «Парикмахерская»;- «Магазин» (овощной, продуктовый, игрушек);- «Ателье»;- «Почта»;- уголки: конструирования, музыкальный, речевого развития, книжный, автопарк, ПДД, изо, театральный, познавательно-исследовательской деятельности, настольных игр.В уголке художественной литературы представлены книги согласно возрасту, теме и времени года, детские книги по программе, любимые книжки детей. Сюжетные картинки для рассматривания «Профессии», «Семья» и др.Уголок конструирования содержит крупный строительный конструктор, средний строительный конструктор, мелкий пластмассовый конструктор, тематические строительные наборы, небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т. п.), рисунки, простые схемы, алгоритмы.В транспортном уголке представлены разные виды машин, уголок ПДД.Уголок изодеятельности оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей: наборы трафаретов для рисования, комплект печатей и штампов, бумага для акварели, палитры, баночки пластмассовые, кисточки беличьи №3, 5, 8, карандаши цветные, набор фломастеров, краски гуашь, краски акварель, мелки восковые, мелки пастель. Для аппликации: бумага цветная, цветной картон, безопасные ножницы, клей канцелярский, кисть для клея. Для лепки: доска для работы с пластилином, пластилин.Уголок театрально-игровой деятельности оснащен различными видами театра: плоскостным, кукольным, настольным, костюмами, масками, куклами би-ба-бо, пальчиковым театром, атрибутами для разыгрывания сказок.В уголок сюжетно-ролевой игры входят: кукольная мебель, стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего и мелкого размера. Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды. Кукольная коляска.Уголок музыкальной деятельности содержит музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, барабан, дудочки, музыкальные молоточки, наглядно-тематические картинки с разными видами инструментов. Магнитофон.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте