Тема «Понятие и виды источников конституционного права». Старшие классы
План
Понятие и предмет конституционного права.
Конституционные правоотношения и нормы конституционного права.
Субъекты конституционного права.
Понятие и виды источников.
Право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством и находящихся под его защитой.
Конституционное право – это одна из отраслей системы права Российской Федерации. Ее понятие сводится к следующему: это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и фундаментальные общественные отношения. Конституционное право закрепляет: основы конституционного строя; права и свободы человека и гражданина; систему органов государства; федеральное устройство; основы местного самоуправления.
Каждый человек, проживающий в государстве, обладает множеством юридических прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве, которые в совокупности составляют его правовой статус. Набор прав у каждого человека разный. Но существует категория прав и свобод, присущих каждому гражданину и являющихся самыми важными, определяющими все остальные. Именно они и закрепляются в Конституции, составляя в своей совокупности наш конституционный статус.
Конституционный статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина, закрепленных в Конституции.
Конституционный статус граждан состоит из трех элементов (частей):
конституционные права – это возможности человека в разных сферах жизни, которые могут быть реализованы посредством соответствующих обязанностей со стороны государства или других лиц;
конституционные свободы – это такие правомочия человека, которые он может реализовать самостоятельно (свобода слова, вероисповедания, право на достоинство и т.д.);
конституционные обязанности – это должное или необходимое поведение (платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество).
Отличие конституционных прав, свобод и обязанностей принципиально: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие человеку права и свободы по закону не преследуется.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит:
«Государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию». Все это обеспечивает конституционное право, и потому оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.
Что такое предмет конституционного права? Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике принято именовать ее предметом. Одним словом, предмет – это то, что регулирует данное право.
Предмет конституционного права – общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности общества, регулируемые этой отраслью права.
Предмет конституционного права РФ: основы конституционного строя; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; гражданство; федеративное устройство; система законодательной власти; система исполнительной власти; система судебной власти; система местного самоуправления; избирательная система.
Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Эти отношения называются конституционными правоотношениями. Круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма разнообразен и широк. Среди субъектов главное место занимает человек в статусе гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина. Также субъектами являются народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.
Познание отрасли немыслимо без уяснения особенностей составляющих ее правовых норм. Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли права.
Нормы конституционного права – установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения, составляющие предмет конституционного права.
Субъекты конституционных отношений – участники правоотношения, между которыми возникают юридические права и обязанности, регулируемые нормой конституционного права: государство; народ; общественные объединения; депутаты, члены представительных органов; граждане, лица без гражданства, иностранные граждане; национально-территориальные и административно-территориальные единицы; государства (субъекта РФ); нации, народности, национальные группы; органы государства.
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые именуются источниками.
Таким образом, источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Источниками конституционного права, как и других отраслей, являются только действующие в настоящий период времени правовые акты.
Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.
Среди источников конституционного права важнейшее место занимает Конституция. Это основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (например, Великобритания).
Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах.
Пример. В марте 1992 года был заключен Федеративный договор между подавляющим большинством регионов России. Он определил три типа составных частей России: республики в составе РФ; края, области, города – Москва и Санкт-Петербург; автономная область и автономные округа.
Договор имел важное значение, поскольку провел разграничение полномочий между центром и субъектами Федерации. Подписание данного договора положило начало строительству федерации в нашей стране не только на бумаге, но и на деле.
Поскольку Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, имеет прямое действие, она реализуется самостоятельно без дополнительных предписаний. Однако многие ее положения нуждаются в конкретизации. Она предусматривает принятие федеральных законов: об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов, о порядке образования и принятия в состав РФ новых членов, о порядке изменения статуса субъекта РФ.
В Конституции закреплены основные принципы государственного устройства России: ее государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов России. Эти принципы могут быть изменены только путем принятия новой конституции.
В силу федеративного устройства нашего государства парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат. В одну из них – Совет Федерации – входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов.
Федеральное Собрание – предусматривает издание федеральных конституционных законов, которые являются источниками конституционного права, и федеральные законы, регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления).
Конституция определяет порядок принятия конституционного закона (часть 1 статья 108 Конституции Российской Федерации).
Конституцией указывается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое положение, нежели федеральные законы (часть 3, статья 76 Конституции РФ).
Пример: Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
По российской Конституции предусматривается издание Федеральным Собранием федеральных конституционных законов, которые, безусловно, являются источниками конституционного права, и федеральных законов, из которых такое значение имеют только законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления).
Конституция не дает четкого критерия для различия конституционного и различного закона (федерального), но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 1 ст. 108 КРФ).
Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76 КРФ), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федерально-конституционные законы занимают более высокое положение, нежели федеральные законы.
Тема «Конституция Российской Федерации: структура
и содержание»
Цель: формирование у учащихся первичных знаний и представлений об основном законе нашей страны – Конституции; показать актуальность изучаемой проблемы для современной России; умение анализировать общественно значимые проблемы; в ходе урока улучшить опыт работы с документами или приобрести его.
Основные понятия: преамбула, форма Конституции, структура Конституции, юридические свойства Конституции.
Конституция и ее основные черты
Каждая цивилизованная страна живет по своим определенным правилам, это закономерно. Мы – граждане РФ – живем по правилам нашего государства, и эти правила закреплены в основном законе, который называется Конституция.
Конституция необходима для современного государства прежде всего потому, что на ее основе развивается само государство, создается правовая система, строятся отношения в экономической, политической, социальной, культурной жизни общества. Самое главное – Конституция придает высшую юридическую силу правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституция – это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.
Конституция РФ занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все остальные правовые акты, принимаемые в государстве, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и области, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конституции, равно как и быть поставленным на один уровень с ней.
Из истории понятия «конституция»:
В науке термин «конституция» может употребляться в двух значениях: фактическая, или социальная конституция (реально – существующие основы общественно-политического строя, действительное соблюдение прав и свобод) и юридическая, или формальная конституция (документ, имеющий высшую юридическую силу в государстве, регулирующий основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества).
В США часто говорят о «живой конституции», под которой понимают толкование статей конституции Верховным судом. Иногда употребляют термин «фиктивная конституция» – когда возникает противоречие между провозглашаемыми принципами и их реальным воплощением в жизнь общества, что часто происходит в условиях тоталитаризма.
Большинство конституций представляет собой один документ, который в ряде случаев может иметь поправки. Чаще всего этот документ так и называется конституцией, но в некоторых случаях есть особенности названия: в Колумбии – «политическая конституция», в Австрии – «союзный конституционный закон», в Германии – «основной закон». В ряде стран конституция состоит из законов, принятых в разное время (Швеция, Израиль, Финляндия и др.). В отдельных странах конституция включает в себя и другие основополагающие документы (например, современная конституция Франции содержит Декларацию прав человека и гражданина 1789 года). Иногда под конституцией понимаются и судебные решения (Великобритания, Новая Зеландия). В странах, где конституций нет (Объединенные Арабские Эмираты), их роль выполняет священная книга мусульман – Коран, а в ряде стран Коран стоит над конституцией и является ее составной частью (Иран, Саудовская Аравия).
Ученые спорят о значении конституции до сих пор. Одни считают, что все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять «хорошую» конституцию. Другие же утверждают, что конституция должна учитывать особенности истории и реальной жизни каждого государства, а самая демократическая конституция может остаться фиктивной и никак не повлиять на улучшение жизни людей.
Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, порядок формирования и организацию деятельности системы органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации – это нормативно-правовой акт; обладает юридическим верховенством; базируется на государственной воле российского общества; является базой всего текущего законодательства; служит источником его нормы; характеризует особый порядок принятия и внесения поправок и изменений.
Конституция РФ выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение. Выделяют три наиболее важные функции Конституции: юридическую, политическую, идеологическую.
Изучение этого модуля помогает сегодняшним школьникам сделать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем, ориентироваться в происходящем. Основная идея данного модуля заключается в том, что умению участвовать в политической жизни можно научиться, получая новую информацию, овладевая навыками и умениями и вырабатывая собственную точку зрения.
Каждый урок включает в себя темы, при выборе которых были учтены целостность содержания, практические потребности обучаемых в определенном минимуме правовых знаний в период учебы. Факт сегодняшнего дня: у населения отсутствуют элементарные знания основных положений Конституции РФ, законов, иных нормативных источников.
Большая роль отводится словарю, расположенному в конце каждой темы. Он позволяет наиболее полно разобраться в предложенном материале. Материалы данного модуля помогут преподавателю при организации самостоятельной работы учащимся и практических занятий. В рамках модуля возможны вариации при выборе формы занятия: лекция, семинар, видеоурок, компьютерный урок и т.д.
Основными содержательными компонентами являются:
– политические знания;
– правовые знания;
– социально-экономические.
Цель модуля: содействовать воспитанию гражданина, способного самостоятельно разбираться в политической жизни общества. Формирование политической культуры школьников.
1. Юридическая функция заключается в том, что конституция, будучи основным законом, является важнейшим источником права, нормы, которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.
2. Политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.
3. Идеологическая функция заключается в том, что конституция выступает средством идеологического воздействия, то есть она играет большую роль, устанавливая основы взаимоотношений на их взаимной ответственности.
Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права
Комментарии