search
main
Топ 10
Тепляковы рассказали, как 10-летняя Алиса и ее 8-летний брат Хеймдалль сдали экзамены в вузе Сертификаты на приобретение квартиры и машины вручили лучшим педагогу и воспитателю Иркутска О Дне российской науки узнают школьники на «Разговорах о важном» 6 февраля Старшеклассников стали готовить к ЕГЭ на школьных уроках Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – хороший повод вспомнить о культуре речи Минпросвещения представило проект нового порядка проведения ЕГЭ Даты последнего звонка и выпускного стали известны в Подмосковье В МАДИ назначили исполняющего обязанности ректора Конкурс «Педагоги года Москвы» стартовал: эксперты рассказали о номинациях и нововведениях в 2023 году ФИПИ начал публикацию методичек по проверке заданий ЕГЭ с развернутым ответом На рынке труда России возросла потребность в специалистах образовательной сферы Осталось совсем немного: подать заявление на участие в ЕГЭ можно до 1 февраля включительно Минкультуры РФ: репертуар театров соотнесут со школьной программой по литературе Минобрнауки: идет работа над единой системой преподавания истории от школы до окончания вуза Директора школы назначили председателем комитета образования Тамбова В Пятигорске выбрали лучших учителей и воспитателей Что такое родительское эмоциональное выгорание, и как выйти из этого состояния Каникулы в школах: как дети будут отдыхать во втором полугодии Кто не справился или болел: 1 февраля одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение Перед открытием Года педагога и наставника шесть учителей Северной Осетии получили награды Минпросвещения
0

Основа ораторского искусства. История дебатов

Дебаты – один из интерактивных видов деятельности, для которого характерно столкновение позиций, одна из которых получает предпочтение в результате обмена аргументами.

Дебаты появились в Древней Греции, в демократических Афинах, где граждане дебатировали о недостатках и преимуществах законов. В Средние века в Европе дебаты стали частью системы образования и основой для развития ораторского искусства. В наше время большое распространение дебаты получили в демократических странах. Вехой в истории дебатов стали первые телевизионные дебаты между кандидатами в президенты США Никсоном и Кеннеди в 1960 г.

Особенности дебатов

1. Честность. Следует быть честным в поисках аргументов, которые укрепляют позицию участников дебатов.

2. Уважение. Аргументы не должны касаться личности участников дебатов, но только идей.

3. Дебатируя, учимся. Процесс дебатов имеет большее значение, чем результат.

Способность защищать противоположные точки зрения не делает человека лицемерным. Существует мнение, зачем спорить, если вы полностью уверены в своей правоте.

Дебаты развивают:

1. Умение противостоять хорошим аргументам.

2. Хорошую интеллектуальную привычку не высказывать мнение, не выслушав всех аргументов, что удерживает человека от скоропалительных выводов.

Элементы дебатов

1. Тема.

2. Утверждающая сторона.

3. Отрицающая сторона.

4. Аргументы.

5. Поддержка и доказательства.

6. Опровержение.

7. Решение судей.

Стили дебатов

Дебаты о «ценности»

Участники дебатов концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме (наказание важнее в криминальной судебной системе, чем реабилитация). Дебаты носят философский, литературный характер.

Политические дебаты

Участники дебатов рассматривают практическое применение конкретной позиции (правительство должно запретить всю рекламу алкоголя и табака). Утверждающая сторона предлагает особый, очень эффективный план для достижения целей в теме. Отрицающая сторона заявляет, что: а) изменения нежелательны; б) предложенный план плох; в) предлагает свой собственный план. Дебаты основаны на практических и статистических данных, которые носят конкретный характер.

Парламентские дебаты

В основе этого стиля лежат дебаты, которые проводит британский парламент. Одна сторона – правительство, другая – оппозиция. Спикер палаты управляет ходом дебатов. Обязанность правительства – определить термины, которые употребляются в теме, между темой и определением терминов должна быть связь. Участники дебатов используют как философские, так и конкретные аргументы.

Методические рекомендации

Подготовительная работа.

Выбирается тема для дебатов. Учитель помогает понять тему учащимся.

Привлечение специалистов.

Специалист может принять участие в учебном занятии: стать одним из судей, помочь в подготовке и обсуждении дебатов.

Распределение ролей.

Класс делится на три группы: две группы станут командами – участницами дебатов, одна команда – утверждающая сторона, другая – отрицающая сторона. Число участников должно быть равным. Третья группа – судьи: председатель и его помощники. Ими могут стать учитель, специалисты, учащиеся.

Подготовка участников.

Председатель знакомит участников с регламентом, правилами проведения дебатов. Команды готовятся к дебатам: обсуждают темы дебатов и определяют аргументы в поддержку своей позиции.

Схема построения аргумента:

Аргумент а Доказательство а Поддержка

Свидетельство а Рассуждение а Вывод.

Пример:

Свидетельство: Листья желтеют и опадают. Птицы улетают на юг.

Рассуждение: Эти события связаны с приходом осени.

Вывод: Наступила осень.

Команды выстраивают свои выступления на диспуте.

Первые участники команды, открывающие выступления, говорят о позиции всей команды. Последующие участники команды излагают аргументы в поддержку позиции команды. Один ученик излагает один аргумент. Затем участники команд готовятся к опровержению аргументов противной стороны. Один участник излагает одно опровержение.

Участники дебатов: председатель и его помощники; утверждающая сторона; отрицающая сторона.

Проведение дебатов

Председатель начинает дебаты: объявляет тему, формулирует проблему и устанавливает регламент. Первый выступающий имеет в распоряжении не более трех минут. Все последующие выступающие – не более двух минут.

После высказывания аргументов в поддержку своей позиции команда начинает опровергать аргументы противника. Каждая команда имеет право на оглашение определенного количества опровержений. В конце дебатов судьи оглашают название команды – победительницы дебатов.

Подведение итогов дебатов

Судьи объясняют результаты дебатов, выделяют сильные и слабые стороны команд-участниц. Участники оценивают свое участие в дебатах в целом и в частности, что удалось, что – нет, возможности улучшения дебатов. Участники занятия говорят об эффективности и полезности этого вида деятельности.

Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель обществознания, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте