search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Основа наших взаимоотношений

Каждый год 10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Пятьдесят шесть тогдашних членов ООН проголосовали за то, что «каждый человек имеет право…» и это «является задачей, к которой должны стремиться все народы». Всеобщая декларация прав человека является одним из важнейших документов в истории человечества.

4 декабря 1950 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 423(V), озаглавленной «День прав человека», предложила «всем государствам и заинтересованным организациям принять 10 декабря каждого года как День прав человека, соблюдать этот праздник в память провозглашения Всеобщей декларации прав человека Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. и умножать свои усилия в этой области человеческого прогресса».

Права и свободы человека и гражданина нашли в дальнейшем закрепление в международно-правовых документах (Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах.

Международные договоры, конвенции, пакты являются юридическим обязательством для государств, подписавших эти правовые акты или присоединившихся к ним.

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Всемирная конференция по правам человека, состоявшаяся в 1993 году, приняла Венскую декларацию и Программу действий – общий план укрепления прав человека во всем мире. Делегации на Венской конференции вновь подтвердили универсальность и центральную роль прав человека. Они заявили, что права человека стали предметом «законной обеспокоенности международного сообщества» и что «все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными». На конференции были приняты новые меры исторического характера, направленные на поощрение и защиту прав женщин, детей и коренных народов.

В нашей стране права и свободы человека и гражданина закреплены в главе второй Конституции Российской Федерации. Это самая объемная глава, она содержит 48 статей. Ранее действующие конституции за первооснову брали государство и обязанности граждан перед государством. В основе ныне действующей Конституции лежат права граждан и обязанности государства по соблюдению и обеспечению этих прав.

В Конституции Российской Федерации особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией, то есть в сфере регулирования и защиты прав и свобод действуют как национальные, так и международные нормы, причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора. Конституция России провозглашает, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием.

Во многих странах в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Основные направления его работы: защита прав и законных интересов конкретных людей; на основе изучения и анализа повторяющихся нарушений прав человека внесение соответствующих предложений в органы государственной власти по устранению системных нарушений, улучшению ситуации в целом.

Одной из сторон процесса укрепления прав человека во всем мире стало провозглашение на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 г. Декларации прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами.

В дальнейшем ООН приняты и другие универсальные документы декларативного характера, например, о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965 г.), о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.) и т.д. Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Необходимость создания международного инструмента защиты прав детей связана с тем, что в Уставе ООН и основных универсальных конвенциях по правам человека наряду с общими критериями, по которым запрещена дискриминация личности (раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение), не оговорен особо возраст. Дети – многочисленная и одна из наиболее уязвимых в социально-политическом плане групп населения.

Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положение Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью.

Отличительной и прогрессивной чертой Конвенции является определение в ней целей образования детей, среди которых следует особо выделить «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения», «воспитание уважения к окружающей природе», «воспитание уважения к правам человека и основным свободам… принципам Устава Организации Объединенных Наций» (ст.29). Важна и ст.42 Конвенции, в соответствии с которой государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. В нем устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Отношения, регулируемые этим законом, являются отношениями, которые возникают при реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с теми нормами, которые закреплены в Конституции РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Многие эксперты утверждают, что правовые гарантии, закрепленные или провозглашенные в законодательстве Российской Федерации, охватывают практически все стороны жизни детей и молодежи. Однако сегодня они не соответствуют экономическим возможностям государства. Но психолого-педагогический аспект обеспечения этих актов, ориентированный на воплощение положений Конвенции о правах ребенка, гуманного к нему отношения, гармонизации его жизни в современных сложных условиях, не требуют таких затрат. Это прежде всего требует внесения новых приоритетов в наше сознание, утверждения в обществе подлинно гуманных отношений к каждому его члену, и в том числе к детям.

Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно сегодня для России, где еще многие взрослые – педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка. 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами.

Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав в значительной степени зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.

Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации «Об образовании», определено в числе основных принципов государственной политики в области образования.

Владимир ЛУПОЯДОВ, заведующий кафедрой БИПКРО, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте