Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ошибочно или гениально? Педагоги Ростовской области побывали в лучших школах Москвы

Учительская газета, №02 от 15 января 2013. Читать номер
Автор:

Есть множество способов изведать счастье: влюбиться, решиться на прыжок с парашютом, сделать подарок. У профессионала чувство глубокой радости рождается тогда, когда он видит мастерство другого. Это дает ему ощущение перспективы: новые впечатления вдохновляют на собственные большие замыслы, убеждают, что стремиться к тому, чего не делал доселе, не страшно. Вот и гостям из Ростовской области посчастливилось напитаться в Москве идеями и удостовериться, что любые мечты жизнеспособны, если в их осуществление по-настоящему веришь. Поездку и все удивительные московские встречи организовали «Учительская газета» и агентство «КРУГ-тур».

Слагаемые успехаВ гимназии №1529 имени Александра Грибоедова их семь: традиции, обучение искусству жизни, ученики, воспитательная система, психологическое сопровождение, родители и, конечно же, учителя.Гостям предложили побывать на уроках истории, литературы и английского. Посмотреть было на что. Константин Кусмауль задавал одиннадцатиклассникам задачи, спрятанные в QR-кодах. Две команды – два класса, вооруженные телефонами и планшетами, соревновались, кто быстрее смекнет, где кроется разгадка триз-задачи. Щелчок камеры гаджета, и через мгновение двухмерный штрихкод приводит их на нужный сайт. Все что остается – собрать информацию, проанализировать ее и выдать правильный ответ. Бар-коды в этом испытании скрывали рассказы о невероятных археологических раскопках, подаривших современникам идею выращивания геометрических ягод-фруктов, доказали логику цикличности природных процессов и раскрыли хитроумный план сибиряков, защитивших от набегов кочевников свое поселение. Быстрая реакция отвечающих – это плюс, но ценился только грамотный ответ. Ведь как говаривает Константин Петрович: «Первое, что приходит в голову, либо неправильно, либо гениально! Но чаще неправильно».- Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, – уверена директор гимназии №1529 Марина Соловьева, – никогда не покинут этот дом. Ведь их трудами, усилиями, знаниями и умениями создается все. Именно учителям принадлежит честь создания здесь творческой атмосферы, воспитывающей талантливых и творческих учеников.В гимназии 623 ученика. Старшая школа в 1529-й  профильная. Традиционно ребята здесь ориентированы социально-экономически (это те, кто планирует поступить в основном в МГУ, Высшую школу экономики, МГИМО), социально-гуманитарно (углубленка для потенциальных абитуриентов МГУ, МГИМО, Юридической академии, РГГУ), естественно-научно (для тех, кто мечтает о медицинском образовании, например в Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова). Уровень образования в гимназии высок. Дети идут сюда осознанно. Здесь работают комиссии олимпиад (в гимназии существует закон – в олимпиадах обязаны участвовать все дети), экспертов, оценивающих экспертную деятельность. С 2008 года на базе гимназии проводится московская школьная модель ООН, созданная с целью привлечения образовательных учреждений к модельному движению. Как соорганизатор необычной структуры выступил МГИМО – университет МИД России.Ростовчанам удалось увидеть фрагмент ролевой игры, в ходе которой старшеклассники имитировали прения на заседании Организации Объединенных Наций. Это напомнило им популярные в их регионе дебаты. Правда, несколько специфические, в этих публичных обменах мнениями было больше демонстрации знаний основ международного права, политологии, речевого этикета.Гимназия носит имя Грибоедова. На него равняются, его изучают. И любят.А в честь победы российской армии в Отечественной войне 1812 года в 1529-й затеяли еще один проект – «От Тарутина до Парижа». Его итогом стал памятник под Тарутином.Здесь считают, что учить – это и воспитывать тоже. И еще. Марина Соловьева из Флоренских… А Павел Флоренский говорил: «Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни – самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится». Это кредо.Каждый день – открытиеАнна Мехед, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2007», сегодня возглавляет лицей №1581. В нем готовят ребят к Бауманке. Так что для страстного математика эта школа – то что надо.Математика и физика здесь преподаются по оригинальным авторским программам, разработанным школьными кафедрами математики и физики. Программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта, а также программы вступительных экзаменов МГТУ имени Баумана. Из 414 учеников 65 – девочки. Обычная ситуация для учебного заведения, где царствуют точные науки. Но и к изучению науки о порядке можно, оказывается, подойти нестандартно, творчески, с душой.- Мы уверены, – говорит заместитель директора Ольга Ястребова, – что коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который стал первым коллективом ребенка. Вместе можно трудиться, развлекаться, заниматься спортом, учиться, устраивать праздники. Так рождаются отношения, так возникает дружба. Поэтому мы начинаем нашу учебу со знакомства на семинарах в пансионате «Липки». Там в неформальной обстановке учителя и студенты МГТУ проводят мастер-классы, там проходят психологические тренинги, различные заседания, спортивные игры. И формируется тот самый коллектив, который мы называем лицейским братством.В лицее ростовские гости вместе с московскими коллегами сели за круглый стол, чтобы обсудить интегративную модель как основу инженеризации образования и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.В лицее №1581 стремятся воспитать новую инженерную элиту России. Приоритетной задачей считают оптимальную организацию учебного процесса. Это влечет за собой обеспечение рационального сочетания базового и профильного обучения, взаимодействие учебных дисциплин на основе межпредметных связей, освоение современной информационно-технической культуры. Результаты налицо. Иван Ивашковский в 2010-м заработал золотую медаль на 7-й Международной юниорской олимпиаде по физике в Нигерии, в 2011-м получил диплом I степени на заключительном этапе республиканской Олимпиады по физике в Белоруссии, в 2012-м заслужил серебряную медаль на  I Мировой физической олимпиаде школьников в Индонезии. Вот он – системный подход!- Для меня лицей, – рассуждает десятиклассник Дмитрий Бочков, – это таинство познания окружающего нас мира. Это место, где каждый ежедневно может совершать свои маленькие открытия. Это дружба, закаленная единством лицейского братства. Это события, о которых потом вспоминают с улыбкой, и эмоции, от которых тепло на душе.- Это точно: вспоминают с улыбкой, – смеется директор лицея Анна Мехед. – Наши ребята играючи берутся за, казалось бы, непосильные задачи и решают их вмиг. И только их внутренняя порядочность уберегает многих системщиков от проникновения в корпоративные тайны, доверенные компьютеру, их пытливого ума… Шалят, конечно, они хоть и умные, но все же дети. И нам с ними интересно. Надеюсь, им с нами тоже. И мы приучаем их не решать задачи, а мыслить.Мысль и деятельностьПодытожить впечатления ростовским гостям удалось в центре образования №2030, где состоялся семинар «Мыследеятельная педагогика. Мониторинг развития базовых способностей».В центре образования №2030 ищут любые способы развить таланты ребенка. Во многом этому способствует проект «Курчатовский центр междисциплинарного непрерывного образования». Создавая его, в школе рассчитывали добиться более полной интеграции образования с фундаментальной практико-ориентированной наукой и инновационной наукоемкой промышленностью. Этот проект помогает развить таланты, расширив горизонты образовательных возможностей. Создание системы непрерывного образования формирует у детей целостную картину мира, а формирование научного мировоззрения дает мотивацию в течение всего образовательного цикла. Пока интересно, работают. А интересно здесь всегда. Еще бы – в классах, чтобы поставить речь, работают режиссеры, в холле, вполне приспособленном для этого, можно поставить интересный физический эксперимент, в коридоре как бы случайно встречаешь упоенно манипулирующего различными предметами жонглера (оказывается, уже давно выявлено, что перекидывание чего-либо из одной руки в другую, а также наблюдение за этим весьма развивают мыслительные способности!). А сами жители этой удивительной образовательной среды позиционируют себя как смелых, талантливых, искрометно интеллектуальных чемпионов!- Безусловно, в такой среде может развиваться неординарная личность, – заметила химик лицея №1 из Цимлянска лауреат конкурса «Учитель года России-2008» Елена Нечитайлова. – Я просто любуюсь на лица детей. Каждая школа, которую мы увидели в этот свой приезд, уникальна. И подкупают в них прежде всего обоюдное уважение учителей и учеников, стиль общения. Это не сыграть, это здесь живое. Изменить что-то в школе можно только при личном увлечении делом и создании условий для этого. Приятно видеть, что здесь этот тандем сложился. Я, как человек безумно влюбленный в химию, тоже всегда ищу способы для популяризации этой науки. Когда я участвовала в российском конкурсе, у нас сложился творческий методколлектив, мы по Интернету обмениваемся идеями, разработками медиауроков, анализируем публикации. Для учителя важно найти единомышленников. Это способствует и профессиональному росту, и укреплению самоуважения. – Выездные образовательные семинары очень полезны, – подхватил экс-начальник Управления образования Ростова-на-Дону доцент кафедры управления областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Александр Уваровский. – Это возможность сверить часы. Благодаря таким поездкам видишь: ты двигаешься в правильном направлении. В Москве мы увидели четко выстроенные модели разных образовательных учреждений, и нам понравились их открытость, готовность к сотрудничеству, стремление идти дальше. Это вдохновляет. – В моем лицее 1527 учеников, – делится впечатлениями директор лицея №27 Ростова-на-Дону Лариса Агафонова. – И меня всегда волнует вопрос: как в условиях массовой школы можно реализовать лицейское образование? Опыт московских коллег подал мне несколько замечательных идей. Было полезно увидеть, как в 1581-м работают с вузами, в 1529-й адаптируются к разнообразнейшим жизненным ситуациям, в 2030-м берут на вооружение передовые технологии. В каждой школе свое ощущение среды, и это привлекает.- Да, у каждого образовательного учреждения свой собственный тип мышления, – отмечает проректор по научно-методической работе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Лариса Королева. – Важно, с каким настроением учитель идет на работу, от этого зависит, кого он воспитает. Здорово, когда делается так много, чтобы педагогам их рабочее место нравилось, чтобы они ощущали себя настолько внутренне комфортно, что могли бы подарить своим ученикам радость полета мысли и заразить их этой свободой.- Каждый день удивлял, – добавила заведующая кафедрой математики и естественных дисциплин Ростовского областного института повышения квалификации Любовь Зевина. – Нам в Москве посчастливилось увидеть директора – мудрого управленца, и это очень понравилось. И понравилось, что при таком объеме техники человек в школе не потерялся, а задает тон, ту душевную атмосферу, которая так необходима настоящей школе. Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту