search
main
0

Ошибаться – это нормально

Существуют ли критерии правильности и неправильности?

Перед знакомством с учителем изобразительного искусства из Владикавказа Галиной ХАБАЛОНОВОЙ, признаюсь, немного нервничала. Почему-то вспомнилась личная школьная история. В третьем классе я получила единицу (!) за то, что нарисовала красивое, на мой взгляд, и большое яблоко. Было очень обидно. С этой истории я решилась начать разговор с учителем изо, чей педагогический стаж составляет уже более двадцати лет.

 

Галина ХАБАЛОНОВА отмечает, что дети не должны бояться творить

– Что скажете, уважаемая Галина Валерьевна?

– Считаю, что учителю изобразительного искусства свой первый урок надо начинать с фразы: «Ошибаться – это нормально». Некоторые дети бояться рисовать, потому что кто-то когда-то неосторожно «оценил» их рисунок, и теперь они боятся сделать что-либо неправильно. А кто разработал критерии правильности и неправильности в искусстве, когда речь идет о восприятии, переживании, отношении? Если учитель хочет видеть творческих и благодарных учеников, если хочет, чтобы дети любили его предмет, то он просто обязан найти индивидуальность в каждом детском рисунке. Один лучше работает в графике, другой прекрасно видит цветовые оттенки и сочетания, третий хорош в построении композиции, четвертый задает такие вопросы, что приходится переворачивать массу информации… Каждый ребенок ценен своей непохожестью, запоминается «ошибками». Можно бесконечно долго рассуждать о здоровой критике, но большинство людей растут на похвале. Пожалуй, это именно то, что мне бы хотелось сказать вашему учителю.

Признаюсь, я была бесконечно благодарна Галине Валерьевне за новый, осознанный взгляд на случай из моего детства. При этом хотелось спросить и о том, что сказала она бы той маленькой школьнице.

– Девочке в той ситуации я бы сказала о том, что абсолютно все люди умеют рисовать, но делают это по-разному, что это не хорошо и не плохо, что каждый рисует как видит, как воспринимает, и имеет на это полное право, ошибки в рисунке легко исправить, ошибаться, рисуя, – это нормально, выражать себя в рисунках – это здорово и классно… Ребенок не должен бояться творить, – сказала учительница.

Галина Хабалонова преподает изобразительное искусство в гимназии «Диалог» Владикавказа. Однако выпускница Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова не сразу стала учителем.

– В моей биографии нет клишированной истории про то, как в детстве я играла в школу. Идти работать в образовательную сферу я не планировала. Подав документы на отделение изобразительного искусства, мечтала стать дизайнером или заниматься станковой графикой. Но, как я люблю говорить, все случайности не случайны. Преддипломную практику мне посчастливилось проходить у замечательного педагога. И на примере ее уроков я увидела, что преподавание изо может быть очень увлекательным и интересным. А увлеченные учителем дети удивительны, отзывчивы, смелы. Они творческие и раскрепощенные, открытые в выражении мыслей, идей и чувств. Да, после окончания учебы в школу пришла работать не сразу. Вернее, попала случайно. Уволилась педагог по изо, и мне предложили ее заменить. Вот так все и произошло, – рассказала Галина Валерьевна.

В детстве будущий учитель Галина Хабалонова любила рисовать одежду для бумажных кукол. Потом стала сочинять сказки и их иллюстрировать.

– Мне очень повезло с родителями. От меня требовалось только хорошо учиться, а в свободное время я могла заниматься чем угодно. Этим «чем угодно», к счастью, оказалось рисование, – поделилась Галина Валерьевна.

Способности к рисованию заметила соседка – педагог по образованию. Родители отвели дочь в ближайшую художественную школу, где ей посчастливилось учиться в выпускном классе у основателя Николая Жукова.

– Я мама двух замечательных детей – дочки и сына. Сейчас, когда смотрю на них, благодарна родителям за мое воспитание, за возможность развиваться в своем направлении, за понимание и терпение. Именно так стараюсь воспитывать своих детей. Получилось или нет, покажет время. Знаете, когда я говорю о том, что мне повезло с родителями, добавляю: и с учителями, и с хорошими людьми. И говорю, конечно же, о своих друзьях и коллегах. Друзей у меня немного, но мы так давно вместе и столько всего прошли, что иногда это кажется нереальным. Коллеги поддерживали на протяжении всех этапов конкурса «Учитель года»-2022 и переживали, кажется, больше меня. Не было человека, который не обратился бы с вопросом: «Чем тебе помочь?» А конкурс плюс ко всем его позитивным моментам стал отличной профилактикой профессионального выгорания – количество идей и желание все переделать, изучить, прочитать порой меня даже немного пугают, – говорит Хабалонова.

Что касается увлечений, на которые учитель тратит свободное от школьной деятельности время, то их несколько, они настолько разные, что диву даешься. К примеру, силовые тренировки обучают планированию и самоконтролю, дают умение рассчитывать свое время и не лениться. А еще, по мнению Галины Валерьевны, учителю важно умение сохранить достигнутый результат.

– Ко всему полезному прибавила бы лекции по нейрофизиологии, рассказывающие о работе мозга, его тайнах и особенностях, – продолжила учительница. – И еще очень хочется снова начать писать акварелью. Для меня и кулинария – тоже своего рода творчество. При этом никто специально готовить меня не учил. Я выросла в доме, где не запирали дверь, было нормой, приготовив что-то вкусное, поделиться с соседями, устраивались общие застолья и запросто могли в любое время позвать на чай. Детство закончилось, а желание видеть в своем доме гостей никуда не делось. Что касается книг, то здесь та же история, что и с плейлистом в моем телефоне. Дочь говорит, что этим я могу запутать любого. Одно время моей настольной книгой была «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. Время от времени перечитываю «Про Федота-стрельца…» и «Любовь к трем апельсинам» Леонида Филатова. Совсем по-иному сейчас воспринимается русская классика. Не могу объяснить почему, но зимой нравится перечитывать Гоголя. Если говорить о последних прочитанных книгах, то это «Герои картин» Елизаветы Красной, нашла несколько идей для интер­активных уроков. Из художественной литературы – «Миндаль» Сон Вон Пхен. Книга заставила задуматься о многих вещах: о восприятии мира, об отношении и принятии или непринятии особенных людей, об их попытках подстроиться под обычный мир, чтобы быть как все, скрывать свои особенности, отторгаемые обществом, о чувствах, переживаниях, боли, внутренней борьбе близких для них людей.

Слушая искренний рассказ Галины Валерьевны о детстве, любимой профессии, увлечениях, в какой-то момент я поняла, что перестала задавать вопросы. Было интересно слушать. И все же, к примеру, важно понять, есть ли сегодня родители, уверенные в том, что ее любимый предмет, изо, мягко говоря, не очень серьезный, а еще понять, чему ребенок учится? Галина Хабалонова сказала:

– К счастью, такие родители встречаются нечасто. В основном никто не против творческого развития и самовыражения детей. Когда я сама высказываю подобную мысль, директор меня всегда поправляет, говоря, что уроки изобразительного искусства абсолютно такие же по значимости, как и все остальные. Сама же считаю, что уроки эстетического направления необходимы для формирования внутреннего мира ребенка. Мы настолько зациклены на оценках, баллах, тестах, на академических знаниях, что иногда забываем про душу, в которую тоже надо что-то вкладывать. Через рисунок ребенок может выплеснуть свои эмоции, немного запустить в свой внутренний мир.

Почему-то я нисколько не сомневаюсь, что учитель Галина Хабалонова обязательно будет спорить и, если понадобится, красиво докажет, что ее предмет лучший. Педагог про уроки изо и рисования:

– Всегда очень четко разделяю уроки рисования и изобразительного искусства. Объясню, в чем для меня принципиальная разница: урок рисования может дать любой педагог, взяв в руки методичку и учебник по предмету, здесь нет ничего сложного, а урок изобразительного искусства более объемный и мобильный, наполнен содержанием и информацией об истории искусства и кроме практической творческой составляющей включает в себя лекционное содержание.

Дети очень активно реагируют на разговоры об искусстве, они им интересуются. Просто мы, взрослые, не всегда можем это преподнести. Вот в этом и заключается мастерство учителя, его профессионализм – заинтересовать, увлечь, сделать так, чтобы ученики захотели искать информацию и задавать вопросы. А вопросы они задают неожиданные. Самый первый и популярный вопрос: «Как вы относитесь к «Черному квадрату» Малевича и что в нем особенного?»

– Это действует на меня как своеобразный мотиватор: ознакомить своих учеников с произведениями искусства не с помощью сухого текста, который они и без меня прочитают в книге или в Сети, а показать, что искусство увлекательно и несложно, дав возможность порассуждать о нем, – сказала учительница.

Интересно, что в конце этого учебного года Галина Валерьевна обратилась к своим ученикам с двумя вопросами: «Кто из вас хотя бы раз был в крупном художественном музее?» и «А кто из вас хотел бы посетить известный музей?». Результаты для учителя оказались в некотором роде неожиданными. Ответы на первый вопрос можно было предугадать, понимая, что детей нечасто водят по музеям. Удивило педагога то, что двум третям опрошенных искусство интересно! Что поделаешь, учителя так называемого эстетического цикла часто сталкиваются с тем, что у детей отсутствует насмотренность, поэтому нет или очень незначительна база, к которой учитель может обратиться, а ученик – опереться. Для восприятия и принятия искусства, по мнению педагога, для его понимания нужна основа. А вот как преподнести эту основу – другой вопрос. «Лучший учитель – это тот, кто показывает вам, куда смотреть, но не говорит вам, что видеть» – основное правило уроков Галины Хабалоновой.

А еще учителю очень нравится рассказывать об искусстве и культуре любимой Осетии. Но не через историческую справку, а методом сравнения разных культур с пониманием, что кроме различий есть много общего, что каждый из нас – частичка огромного и интересного мира. Толерантность, по словам педагога, начинается с изучения, понимания и, что важно, принятия других культуры, искусства и т. д. И все это может объяснить талантливый учитель изобразительного искусства.

– Размышляя о произведениях искусства, дискутируя, споря о нем, знакомясь с национальной культурой, наблюдая за природой, дети учатся видеть и воспринимать красоту окружающего их мира, – продолжила Галина Валерьевна. – Не сразу, но потихоньку, из урока в урок этого можно добиться.

В профессиональной жизни учителя Хабалоновой есть опыт участия в проекте оформления учебников и рабочих тетрадей кафедры ЮНЕСКО СОГПИ. Любопытно, что Галина Валерьевна не воспринимала оформительство как работу. В ее дипломе написано «Художник. Преподаватель изобразительного искусства и черчения». Работа на кафедре ЮНЕСКО дала возможность попробовать себя в качестве художника-оформителя.

Расставаясь с учителем из Владикавказа, я не удержалась от почти провокационного вопроса:

– Вы очень серьезный человек, Галина Валерьевна, да?

И получила ответ:

– Это только на первый взгляд. Шутить на уроках люблю. И чем старше дети, тем больше шуток. Но все в меру: урок должен оставаться уроком, а не превращаться в стендап. Мои шутки чаще всего связаны с темой урока. Объясню на примере. Тема урока «Автопортрет». Можно, конечно, дать определение «автопортрет – это…» и далее по тексту. А можно спросить: «Вы делаете селфи?» – и очень легко, дав понять, что идея-то не новая, перейти к обсуждению автопортрета на примере личных селфи и произведений искусства. Причем определение дети абсолютно свободно в конце урока формулируют сами. И, что еще более значимо, запоминают.

Вероника ТЮРЕНКОВА, Республика Северная Осетия – Алания

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте