Тестирование по Конституции РФ предлагаем проводить в конце изучения темы «Конституция РФ». Последовательность вопросов соответствует очередности глав Конституции. В некоторых заданиях учащиеся должны выбрать один ответ из нескольких возможных вариантов, в других – установить соответствие.
Тема «Конституция РФ».
Время выполнения тестовых заданий 30-40 минут. Во время тестирования мы не запрещаем использование текста Конституции. Умение работать с первоисточником – это «плюс», но, с другой стороны, ученик понимает, что если он каждый вопрос будет сверять с текстом, то не успеет выполнить и половины заданий. Поэтому подготовка к тестированию требует от ученика достаточно кропотливой домашней работы с текстом Конституции.
Вопросы, отмеченные значком *, взяты из рабочей тетради А. Никитина по курсу «Право и политика», остальные сформулированы учителями граждановедения и учащимися школы на факультативных занятиях.
Ключи к тестовым заданиям приведены в конце данной темы.
* 1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?
а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;
б) это присяга на верность государству;
в) это Основной Закон государства, определяющий его устройство, систему власти.
* 2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?
а) 22 августа 1991 года;
б) 12 декабря 1993 года;
в) 6 октября 1994 года.
* 3. Что составляет содержание раздела Конституции РФ об основах конституционного строя?
а) общие идеологические декларации;
б) главные принципы, на которых базируется жизнь страны, общества, государства, отдельных людей;
в) оглавление Конституции.
* 4. Какие характеристики теперешнего Российского государства закреплены в ст. 1 Конституции?
а) демократическое;
б) социалистическое;
в) общенародное;
г) пролетарское;
д) федеративное;
е) союзное;
ж) правовое;
з) с монархической формой правления;
и) с республиканской формой правления.
* 5. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) парламент;
б) президент;
в) народ.
* 6. Что (кто) является высшей ценностью в России по Конституции?
а) промышленный потенциал;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
* 7. Какие самостоятельные государственные единицы являются, по Конституции РФ, субъектами Федерации?
а) республики;
б) поселки городского типа;
в) города;
г) края;
д) столицы республик;
е) Москва;
ж) автономные округа;
з) районы;
и) области;
к) автономные области;
л) Санкт-Петербург;
м) Екатеринбург.
* 8. По Конституции, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной):
а) объединены;
б) самостоятельны;
в) взаимозависимы.
* 9. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
а) Генеральный прокурор РФ;
б) Президент РФ;
в) Центральный банк РФ;
г) Демократическая партия России;
д) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
е) Правительство РФ;
ж) Федерация товаропроизводителей России;
з) суды РФ;
и) аппарат Президента РФ.
10. Местное самоуправление:
а) входит в систему органов государственной власти;
б) не предусмотрено Конституцией РФ;
в) является частью государственной системы;
г) самостоятельно в пределах полномочий.
11. Городской жилищный фонд является:
а) муниципальной собственностью;
б) государственной собственностью;
в) частной собственностью.
*12. По Конституции, в России допускается:
а) однопартийность;
б) двухпартийность;
в) многопартийность.
13. Какая религия является обязательной в Российской Федерации?
а) православие;
б) православие и мусульманство;
в) ни одна из религий.
* 14. Конституция РФ имеет верховенство:
а) только на территориях с преобладанием русского населения;
б) только в республиках;
в) на всей территории России.
15. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?
а) конституционным совещанием;
б) референдумом;
в) парламентом.
* 16. Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных демократических государств?
а) о государственных символах;
б) о судебной системе;
в) о правах человека.
* 17. Что, кроме прав человека и гражданина, закреплено во второй главе Конституции РФ?
а) санкции за нарушение прав;
б) обязанности;
в) меры поощрения.
18. Установите соответствие:
1) политические права;
2) экономические права;
3) социально-культурные;
4) личные;
а) неприкосновенность жилища;
б) государственные пенсии и пособия;
в) бесплатное образование;
г) право на жилье;
д) создание объединений и партий;
е) свобода художественного творчества;
ж) право на труд;
з) право на митинги и шествия;
и) право частной собственности;
к) право на предпринимательство;
л) право на жизнь.
19. К конституционным обязанностям относятся:
а) хорошая учеба;
б) защита Отечества;
в) поддержание чистоты в общественных местах;
г) соблюдение Конституции РФ;
д) воспитание детей;
е) добросовестный труд;
ж) уплата налогов;
з) забота о сохранении культурного наследия;
и) возмещение материального ущерба;
к) сохранение природы и окружающей среды.
20. Россия как государство строится:
а) по национальному признаку;
б) по территориальному признаку;
в) по национальному и территориальному признакам.
21. Россия является:
а) конфедерацией;
б) федеративным государством;
в) унитарным государством.
* 22. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?
а) министр обороны;
б) начальник Генерального штаба;
в) Президент РФ.
23. В ведении РФ находятся (в ведении федерального центра):
а) внешняя политика, вопросы войны и мира;
б) федеральные энергетические системы;
в) строительство школ в новом микрорайоне города Курска;
г) принятие, изменение Конституции РФ;
д) установление цен на проезд в городском транспорте города Ижевска;
е) вопросы гражданства РФ;
ж) федеральный бюджет;
з) установление правовых основ единого рынка.
24. Кто является главой государства в РФ?
а) председатель правительства;
в) председатель Государственной Думы.
25. Какие из этих факторов должны учитываться при выдвижении кандидата на должность Президента РФ?
а) высшее образование;
б) возраст не моложе 35 лет;
в) пол;
г) национальность;
д) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;
е) прошлая судимость;
ж) семейное положение.
26. Президент РФ является:
а) главой правительства;
б) главой государства;
в) гарантом Конституции;
г) председателем Конституционного суда;
д) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
е) главой парламента.
27. Функции Президента РФ:
а) назначает Генерального прокурора РФ;
б) осуществляет помилование;
в) вводит военное положение;
г) объявляет амнистию;
д) утверждает федеральный бюджет;
е) вводит чрезвычайное положение;
ж) подписывает федеральные законы;
з) возглавляет правительство;
и) назначает референдум.
28. В процедуре импичмента участвуют:
а) Совет Федерации;
б) Высший арбитражный суд РФ;
в) Генеральный прокурор РФ;
г) Государственная Дума;
д) Конституционный суд РФ;
ж) Верховный суд РФ.
29. Кто из этих людей может выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ в 2004 г.?
а) гражданин С., 48 лет, живет в России с момента рождения;
б) гражданка Л., 36 лет, украинка, живет в России с 1985 года;
в) гражданин П., 40 лет, дважды судимый, в настоящее время работает на заводе сварщиком, живет в России с момента рождения;
г) гражданка И., 28 лет, образование высшее, живет в России с момента рождения;
д) гражданин С., 40 лет, русский, получил российское гражданство в 1997 году после переезда из Украины в Россию;
е) гражданин С., 85 лет, вдовец, живет в России с момента рождения.
30. Установите соответствия:
1) прямые выборы;
2) многоступенчатые выборы;
3) тайные выборы;
4) открытые выборы;
5) цензовые выборы.
а) В Англии до начала ХХ века не имели права голоса люди, годовой доход которых был менее 200 фунтов стерлингов.
б) Учителя на педсовете выбрали директора школы.
в) Избиратели голосуют за президента в кабинах для голосования.
г) Рабочие цеха выбрали делегатов на заводскую конференцию, где предстоит выбрать директора завода.
д) При голосовании избиратели заполняют бюллетень и отдают его секретарю избирательной комиссии.
е) В России по первому избирательному закону 1906 года голосовало 50% взрослого населения.
* 31. Как называется парламент РФ?
а) Национальное собрание;
б) Верховный Cовет;
в) Федеральное Собрание.
* 32. Из каких палат состоит российский парламент?
а) Совет Союза;
б) Совет Федерации;
в) Совет Национальностей;
д) Палата представителей;
е) Сенат.
33. Парламент РФ:
а) однопалатный;
б) двухпалатный;
в) многопалатный.
34. Количество депутатов в нижней палате парламента:
а) 178;
б) 450;
в) 500.
35. Удмуртию в нижней палате российского парламента представляют:
а) Салтыков А.И.;
б) Маслюков Ю.Д.;
в) Шудегов В.Е.;
г) Волков А.А.;
д) Смирнова С.К.;
е) Питкевич Ю.С.
36. Функции правительства:
а) исполнительная;
б) законодательная;
в) судебная.
37. Глава Правительства Российской Федерации:
а) выбирается народом;
б) назначается парламентом;
в) назначается президентом с согласия Государственной Думы.
38. Функция парламента:
39. Правосудие в РФ осуществляется:
а) администрацией предприятий, организаций;
б) судами;
в) чрезвычайными комитетами.
30. Установите соответствие:
1) Верховный суд РФ;
2) Высший арбитражный суд РФ;
3) Конституционный суд РФ;
а) высший суд по разрешению экономических споров;
б) суд, решающий вопросы о соответствии федеральных законов, договоров и других законодательных актов Конституции России;
в) высший суд по гражданским, уголовным, административным делам.
1 – в
2 – б
3 – б
4 – а, д, ж, и
5 – в
6 – в
7 – а, г, е, ж, и, к, л
8 – б
9 – б, д, е, з
10 – а, г
11 – а
12 – в
13 – в
14 – в
15 – б
16 – в
17 – б
18 – 1 – д, з; 2 – и, к; 3 – б, в, г, е, ж; 4 – а, л
19 – б, г, д, ж, з, к
20 – в
21 – б
22 – в
23 – а, б, г, е, ж, з
24 – б
25 – б, д
26 – б, в, д
27 – б, в, е, ж, и
28 – а, г, д, ж
29 – а, б, в, е
30 – 1 – б; 2 – г; 3 – в; 4 – д; 5 – а, е
31 – в
32 – б, г
33 – б
34 – б
35 – б, д
36 – а
37 – в
38 – б
39 – б
40 – 1 – в; 2 – а; 3 – б
Тема «Уголовное право»
Урок решения задач мы проводим как зачетный по теме «Уголовное право». Самый главный результат, которого мы достигаем, – это умение ребят работать с текстом документа, искать в нем ответы на свои же вопросы. Поэтому и при решении данных задач, пусть даже зачетных, мы разрешаем учащимся пользоваться текстом УК РФ. Другое дело, когда ученик плохо слушал на уроке, до конца не разобрался в некоторых вопросах, не выполнял домашнего задания. Тогда и текст УК не поможет решить за урок 10-13 задач. В таких случаях мы даем эти задачи ученику на дом. Он должен решить их с более подробными комментариями и объяснениями. Возможна также помощь со стороны родителей. В любом случае знания всех учеников бывают оценены учителем и учащиеся получат зачетную оценку.
Задачи составлены преподавателями и учащимися на практических занятиях по обществознанию.
№1
Приведите три ситуации (придумайте сами), когда преступление совершено, но правосудие, УК эти действия преступными не считает.
УК РФ, глава 8
№2
Диме 15 лет, он живет напротив детского сада. Он установил, что после 20 часов в садике остается один сторож.
Дима задумал кражу. Он пришел к Максиму (14 лет) и предложил совершить налет на детский сад. Максим отказывается, но Дима пригрозил ему, сказав, что тот сильно пожалеет, если не пойдет с ним. Дима разработал план операции и через два дня они с Максимом вынесли из кабинета директора видеомагнитофон и телевизор. Максим переживал, что решился на кражу, денег от Димы не взял, пошел в милицию и все рассказал. Диму и Максима взяли под стражу, началось следствие.
Вопросы:
1. Кто есть кто?
2. Перечислите смягчающие и отягчающие обстоятельства преступления.
3. Могут ли быть освобождены от уголовной ответственности Дима и Максим?
УК РФ, главы 7, 10, 11
№3
Гражданин С. (23 года), невменяемый, совершил убийство.
Вопрос: будет ли он привлечен к уголовной ответственности?
УК РФ, глава 4
№4
Саша и Яша (по 16 лет) гуляли вечером в своем микрорайоне. Навстречу им шла старая женщина. Мальчики подошли к ней, спросили: «Который час?». Воспользовались тем, что женщина стала искать часы в сумочке, сорвали с нее меховую шапку и скрылись. С потерпевшей случился сердечный приступ, прохожие вызвали «скорую помощь». Женщина провела в больнице четыре недели. Саша и Яша через неделю сами явились в милицию с повинной, принесли шапку.
1. Перечислите смягчающие и отягчающие обстоятельства.
2. Могут ли быть подростки освобождены от уголовной ответственности? Если да, то при каких условиях? Если нет, то почему?
УК РФ, главы 10, 11
№5
Граждане К. (15 лет) и С. (28 лет) совершили убийство. Суд вынес наказание гражданину К. – 8 лет лишения свободы, а гражданину С. – 12 лет.
1. Почему за одно и то же преступление суд назначает гражданам разные сроки наказания?
2. К каким категориям граждан не применяется смертная казнь?
УК РФ, глава 10
№6
Гражданин П. (14 лет) совершил нападение на ларек, был приговорен к 1 году лишения свободы (условно). Через 5 лет он совершил кражу, однако быстро одумался, пришел в милицию с повинной, возвратил украденное.
Вопрос: может ли гражданин П. быть освобожден от уголовной ответственности? Ответ поясните.
УК РФ, глава 11
№7
Два друга, ученики 8-го «Г» класса Никита и Антон, решили купить себе «Сникерс», но денег не было. Они зашли в троллейбус. Никита незаметно вытащил из кармана пассажира деньги и подал сигнал Антону, который по пути выхватил сумочку, и они убежали.
Вопрос: по каким статьям их будут судить? Охарактеризуйте состав преступления.
УК РФ, глава 21
№8
Климов и Самсонов, находясь в нетрезвом состоянии, попытались пройти без билетов в зрительный зал кинотеатра, а когда их не пропустили, они, прорвавшись силой, сломали стулья, порвали на киномеханике одежду и нанесли ему несколько ножевых ранений.
Вопрос: есть ли здесь состав преступления? Если да, то как вы его охарактеризуете?
УК РФ, глава 16
№9
У Андрея вечером сорвали шапку, затем нападавшие сели в машину и скрылись. На обочине дороги стояла машина гражданина Г. Андрей взламывает замок машины, гонится за преступниками, при этом разбивает машину гражданина Г. Преступников догнать не удалось.
1. Есть ли в действиях Андрея состав преступления? Свой ответ пояснить.
2. Какие отягчающие и смягчающие обстоятельства вы можете отметить?
3. Может ли Андрей избежать уголовной ответственности?
УК РФ, главы 8, 10, 11
№10
Виктор Васильев работал слесарем на заводе, где из материала завода изготовил себе охотничий нож. Его задержали в проходной.
Вопрос: есть ли здесь состав преступления? Если да, то какой?
УК РФ, глава 24
№11
Коля узнал, что у Сережи дома много импортной аппаратуры. Он решил похитить ее с помощью своих старших «друзей». Он назвал им адрес Сергея, потребовав за это 1/4 часть «прибыли».
Вася, главный из группы, составил подробный план «взятия» квартиры и реализации вещей. С 9 до 17 часов Сережа обычно был дома один. Свете поручили «вывести его из квартиры». Она позвонила Сереже и пригласила его в кино. За это ей обещали 1/4 часть «прибыли».
Вопрос: назовите участников преступления и определите их роли.
УК РФ, глава 7
№12
Малых Рома пришел в коммерческий магазин за сигаретами, но ему не продали и вдобавок обозвали. Он ушел домой, а вечером, чтобы отомстить, кирпичом разбил витринное стекло магазина.
Вопрос: есть ли здесь состав преступления? Если есть, то определите, какую ответственность понесет Малых?
Зинаида МУРИНА, Ольга КАГИНА,
учителя граждановедения
118 – 1 – д, з; 2 – и, к; , в, г, е, ж; 4 – а, л33, г3340 – ; 2 – а; 012
Комментарии