Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Оружие Отечества

Учительская газета, №8 от 28 февраля 2006. Читать номер
Автор:

«Булава» нам по плечу. Поражать цели на межконтинентальной дальности и гиперзвуковой скорости может новейший сухопутный стратегический комплекс «Тополь-М». Его очередные испытательные пуски в прошлом году показали, что Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) с высокой вероятностью могут прорваться через систему противоракетной обороны противника и поразить любую цель на его территории.

Это оружие, по словам министра обороны Сергея Иванова, гарантирует нашему государству безопасность от любой внешней агрессии. Через год Военно-Морской Флот также получит свою новейшую межконтинентальную ракету – Р-30 «Булава-30» (SS-NX-30, как ее называют на Западе). Пока аналитики спорят, нужно или нет России такое оружие, за кадром остается главное: эти ракеты открывают новую технологическую эру развития российских Вооруженных Сил.

«Булаву» проектируют там же, где и «Тополь-М», – в Московском институте теплотехники (МИТ). В перспективе именно этот комплекс составит основу сухопутной группировки стратегических ядерных сил (СЯС). В начале декабря 2005 г., по словам командующего РВСН Николая Соловцова, на вооружение был поставлен 5-й полк ракет «Тополь-М». «Булава» также станет основой морской компоненты СЯС. Ее готовят для вооружения новейших атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 типа «Борей». Сразу 3 корабля этого проекта строятся на Северодвинском машиностроительном предприятии. Головной «Юрий Долгорукий» будет спущен на воду в 2007 г. Тогда же, по словам главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина, на вооружение флота поступит и «Булава».

О самой ракете до последнего времени было известно немного. После проведения успешного пуска ракеты из подводного положения с крейсера Северного флота «Юрий Долгорукий» главный конструктор «Булавы» Юрий Соломонов рассказал, что машина имеет межконтинентальную дальность и, возможно, будет многоблочной. На одном из военных американских сайтов о «Булаве» написано, что она трехступенчатая. Вес всего 30 тонн – меньше, чем у существующих сегодня в России межконтинентальных баллистических ракет. Зато на ней может быть размещено сразу до 10 ядерных блоков индивидуального наведения. А также система преодоления противоракетной обороны противника.

Как видно на снимке, сделанном во время испытаний новой ракеты, «Булава» стартует не так, как все ее предшественницы, – не вертикально вверх, а под наклоном. Этот прием давно использовался на американских субмаринах и позволял лодке производить пуск, не останавливаясь. Нашим подводникам приходилось «зависать» в толще воды, что делать очень сложно. Благодаря «наклонному» пуску ракете теперь еще и не требуется специального устройства – кавитатора. Он помогал ракете «пролететь» подводную часть маршрута. Выглядел он как своеобразная «шапочка» и весил несколько тонн. Стартовать ракете теперь помогает набегающий поток воды.

С ядерными боеголовками «Булавы» тоже не все просто. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» будет применен принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель, можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия. Все это, как пишут на Западе, делает российскую ракету перспективной, а потому опасной.

Скорость, с которой идет разработка и испытания ракеты, тоже впечатляет. Получив задание на проектирование комплекса в 2000 г., Московский институт теплотехники (МИТ) уже через 5 лет провел испытательный подводный пуск ракеты. Стартовав в акватории Белого моря, ракета пролетела через всю страну и поразила цель на полигоне Кура, расположенном на Камчатке. После этого даже неспециалисту понятно, что комплекс состоялся.

Во время испытаний «Тополь-М» для принятия ракеты на вооружение потребовалось всего 5 испытательных пусков – все они были успешными. В МИТе говорят, что современные возможности компьютерного моделирования, подкрепленного многоплановыми телеметрическими измерениями, позволяют с уверенностью говорить о том, что для подтверждения надежности изделия этого вполне достаточно. В США вообще проводят компьютерный расчет и не более двух пусков. Кроме того, на «Булаве» используются самые современные материалы, например, специальный пластик, электроник, это позволило сделать разработку машины не только быстрой, но и максимально дешевой для государства.

Говорят, что результаты, полученные на «Булаве», будут использованы и для создания новейшего сухопутного комплекса. После подписания Договора о сокращении наступательных потенциалов (СНП) между Москвой и Вашингтоном у России появилась возможность сделать свои сухопутные «Тополь-М» многоблочными. В итоге, как говорят эксперты, ракет в составе стратегических ядерных сил (СЯС) России будет меньше, но их мощность и эффективность станет выше.

Ан-72: завидует Пентагон

Корпорация Boeing хочет предложить Министерству обороны США в качестве платформы перспективного легкого военно-транспортного самолета российско-украинский Ан-72. Модель, разработанная еще в советское время, превосходит по всем параметрам своих итальянских, испанских и американских конкурентов. Впереди конкурс на поставку «перспективного транспортного самолета».

Этот конкурс проводится в интересах Транспортного командования ВВС США, которому требуется самолет меньшей вместимости, чем стоящие сейчас на вооружении тяжелые военно-транспортные самолеты (ВТС) Boeing C-130 Hercules и C-17 Globemaster. Они хороши для переброски войск и грузов между театрами военных действий, но для перевозок непосредственно на театре военных действий избыточны, так как очень дороги в обслуживании, требуют хорошо подготовленных взлетно-посадочных полос, а главное – они очень «прожорливы».

Последние два обстоятельства и вынудили американцев начать поиск решения. Действительно, глупо сжигать по 10-12 тонн топлива ради переброски на 200 – 300 км всего лишь одной роты солдат, десятка раненых или пары «джипов». Обычно с такими задачами неплохо справляются вертолеты, но им присущ врожденный недостаток, с которым очень трудно бороться. Скорость вертолетов не превышает 250 –

300 км/ч, но иногда требуется доставить груз (тех же раненых) гораздо быстрее.

Между прочим, новый самолет должен обладать еще и некоторыми «вертолетными» характеристиками – укороченным взлетом и посадкой. На беду американских военных, авиафирмы США военных летательных аппаратов такого класса серийно не выпускают и более того – даже не проектируют.

Оборонное ведомство решило выбрать стандартный легкий ВТС, сертифицировав его по единым требованиям.

Ан-72 был создан для бывшей Советской Армии по аналогичным требованиям, соответствует требованиям конца XX века и может по праву называться перспективной машиной.

Главной изюминкой советской конструкции является необычная аэродинамическая схема. Два его реактивных двигателя лежат сверху на крыле – из-за чего самолет получил в войсках прозвище «Чебурашка». Реактивная струя, омывающая верхнюю поверхность крыла, создает дополнительную подъемную силу (эффект Коанда), что позволяет Ан-72 взлетать с очень маленьких площадок, даже с палубы авианосца (в СССР разрабатывался соответствующий вариант, который взлетал с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»).

Ни один из западных образцов такими уникальными свойствами не обладает и не может обладать, потому что они оснащены турбовинтовыми моторами. Реактивные двигатели сообщают Ан-72 скорость

705 км/ч, что на 200-300 км/ч выше, чем у конкурентов.

Еще один плюс – традиционно высокая тяговооруженность «Антонова», позволяющая совершать безопасные взлеты и посадки на высокогорных аэродромах и в условиях жаркого климата, когда воздух разрежен. Это позволяет пустому самолету совершать в воздухе несвойственные транспортнику эволюции: петли, бочки и прочие истребительные фигуры пилотажа.

Высокие пилотажные характеристики позволяют пилоту активнее маневрировать при выходе из-под обстрела, особенно при взлете и посадке. Статистика Вьетнама и Афганистана свидетельствует, что 80% потерь военно-транспортная авиация несет вблизи аэродромов базирования.

До сих пор ни одной авиафирме мира не удалось создать ничего подобного.

При создании летательного аппарата наиболее затратная часть – его планер (сам самолет без двигателей и оборудования). Предполагается, что в случае успеха сборка планеров будет осуществляться в США (это жесткое требование конкурса) из комплектующих российского и украинского производства. Двигатели и электроника, скорее всего, тоже будут американскими – отечественные моторы, увы, обладают недостаточным (по меркам Пентагона) ресурсом.

Однако планы Boeing не будут определены до тех пор, пока армия не обнародует окончательные требования к «Перспективному транспортному самолету».

«Рысь» идет в разведку

В начале 1990-х гг. в дополнение к имевшимся на вооружении Российской армии и прекрасно зарекомендовавшим себя боевым разведывательным машинам БРМ-1 и БРМ-2 была создана новая плавающая гусеничная боевая разведывательная машина БРМ-3 «Рысь».

Новая БРМка разработана конструкторским бюро Рубцовского механического завода на базе БМП-3. Она, как и ее предшественники, предназначена для ведения войсковой и артиллерийской разведки и проведения специальных операций днем и ночью в любое время года и при любой погоде, на значительном удалении от своих войск.

Корпус, силовой агрегат и ходовая часть БРМ «Рысь» такие же, как у БМП-3. В качестве основного вооружения на БРМ используется 30-мм пушка двустороннего заряжания 2А72, стабилизированная в двух плоскостях, со скорострельностью 300 выстрелов в минуту. В горизонтальной плоскости она вращается на 360 градусов, а угол ее возвышения составляет +64 градуса, что позволяет вести огонь из пушки и пулемета, не только по наземным, но и по воздушным целям. Дальность эффективной стрельбы бронебойными снарядами равна 2.500 м, а фугасными – 4000 м. Боекомплект пушки состоит из 400 выстрелов в боеукладке (осколочно-фугасные и бронебойные) и еще 200 выстрелов в дополнительной ленте. В случае выхода из строя электромеханической системы заряжания пушка может заряжаться вручную. В состав системы управления огнем входят прибор для наблюдения и прицеливания с ночным каналом (активным и пассивным) БРК-2-42 и прицел для ведения огня по воздушным целям ППБ-2.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, к которому имеется 2.000 патронов. Кроме того, в машине перевозится личное оружие экипажа – шесть автоматов АК-74 и пятнадцать ручных гранат. На БРМ-ЗК «Рысь» можно смонтировать пусковую установку ПТУРСов.

Экипаж боевой разведывательной машины БРМ-3 «Рысь» состоит из шести человек. При боевой массе машины 19,6 т удельное давление на грунт составляет 0,062 Мпа. Максимальная скорость при движении вперед 70 км/ч, при езде задним ходом 20 км/ч, при движении по воде 10 км/ч, запас хода 600 км. Машина способна преодолевать подъемы крутизной 35°, вертикальные стенки высотой 0,8 м и рвы шириной 2,5 м.

БРМ-3 «Рысь» оснащена специальной аппаратурой для выявления сил и средств противника и передачи информации о них своему командованию. На машине установлены дневные и ночные приборы наблюдения 1ПН71 «Пособие-2» и 1ПН61 «Печенег», лазерный дальномер 1Д14 «Фауна» и станция радиолокационной разведки 1РЛ-133-1 «Кредо-М».

Лазерный дальномер установлен в куполе, который вращается относительно башни в секторе 60°. Для работы РЛС поднимается на стреле длиной около 1 м. Командир машины или оператор могут разворачивать ее в секторе +240° от положения «прямо». Антенну РЛС можно снять и установить в отдалении от машины. Для этого имеются специальная тренога и комплект проводов. Дальность обнаружения радиолокатором целей типа «танк» составляет 20 км. Для точного определения собственного местонахождения и расположения целей на машине установлена навигационная аппаратура ТНА-4, 1Г50 и 1Т129. Полученная разведывательная информация обрабатывается с помощью бортового компьютера.

Для передачи и приема информации машина оборудована радиостанциями Р-163-50У, Р-163-5К и P-163-10У. При работе в обычном режиме дальность радиосвязи составляет до 100 км, а при использовании мачтовых антенных устройств – до 350 км. Для электропитания всей аппаратуры на стоянке машина оснащена автономным электрическим генератором.

Машина оборудована фильтровентиляционной для ведения боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения. Кроме средств защиты от ОМП, на ней также установлены автоматическая противопожарная система, обогреватель и средства постановки дымовых завес – дымовые гранатометы 902В и термодымовая аппаратура.

Разящая «Мста»

Впервые самоходная гаубица «Мста-С» была представлена широкой общественности на авиасалоне в Жуковском в августе 1992 г., и на следующий год она блистала на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ). Именно там российская самоходка произвела фурор, продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. Так, при стрельбе на дальность 15 км сорока снарядами «Краснополь» оказались пораженными 38 целей! Такой точности позавидует любой снайпер.

А началось все в начале 1980-х гг., когда КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске поставили новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм для замены в войсках гаубицы 2С3 «Акация».

В 1989 г. новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий нашей армии под обозначением 2С19 «Мста-С» (С – самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). Первые серии новых самоходных гаубиц выпускал завод «Уралтрансмаш». Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили еще один завод в Стерлитамаке (Башкирия).

Самоходке «по зубам» уничтожение не только артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, но и тактических ядерных средств. «Мста-С» также может успешно использоваться для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. В ее возможностях ведение огня по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. Что немаловажно, при стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта без потери в скорострельности.

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72 за некоторыми исключениями. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска. Двигатель марки В-84А. Это V-образный

12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего.

Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены несоосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения.

Вооружение установки состоит из 152-мм гаубицы 2А64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12,7, смонтированного на командирской башенке в составе зенитной установки с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется ОФС 3ОФ45 (на дальность 24.700 м) в составе выстрелов 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 и АРС 3ОФ61 (на дальность

28900 м) в составе выстрела 3ВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суббоеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа 3НС3О (на дальность

22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела 3ВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов гаубиц Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь». Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.

Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор – 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.

Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снаряда превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов – полуавтоматического типа.

Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Дополнительные конвейеры подачи боеприпасов с грунта позволяют вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.

Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5, предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и

Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (6П11) обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700 – 800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от – 3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали – автоматически, по горизонтали – от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию – удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. «Мста-С» оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем – командирской или старшего офицера.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д – газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы – 8 часов.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь – УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью 20 км.

БТР нового века

Длительный опыт эксплуатации колесных БТР в Советском Союзе и России полностью подтвердил правильность выбранного конструкторами пути развития этого вида бронетанковой техники. Лишь значительно позднее, с оглядкой на наш опыт, подобные машины стали создаваться во многих западных странах и даже в странах Ближнего Востока. Но и сегодня у оборонной промышленности России есть что предложить для отечественных Вооруженных Сил.

С появлением в начале 1960-х нового класса бронетехники – боевых машин пехоты – многие специалисты предрекали закат эры бронетранспортеров. Но опыт действий в военных конфликтах последних десятилетий показал, что при ограниченном использовании воинских контингентов повышается роль именно легких, относительно недорогих бронированных машин, какими являются БТРы. Именно им отводятся задачи доставки подразделений в районы ведения боя, поддержка их огнем, сопровождение колонн, ведение разведки маршрутов и районов и многие другие. С учетом этого и была создана российская разработка – БТР-90. Эта машина поистине является бронетранспортером нового века, до сих пор не имеющим аналогов ни в одной стране мира.

Весьма удачная и надежная конструкция шасси БТР-80 стала основой создания целого ряда колесных бронированных машин различного назначения. Помимо традиционных машин управления, на базе БТР-80 созданы машина радиационной и химической разведки, машина управления огнем артиллерии, подвижной командно-наблюдательный пункт, станция спутниковой связи, звуковещательная станция, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и самоходно-артиллерийское орудие «Нона-СВК». И наконец, все лучшие идеи и решения воплотила в себе новая машина – БТР-90 (Арзамасский машиностроительный завод). Она обладает повышенной маневренностью, усиленным днищем, броневые листы которого установлены под углом друг у другу, что повышает «живучесть» БТР при взрыве мины.

На БТР-90 установлена автоматическая гидромеханическая реверсивная коробка передач, что позволяет машине не только двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад, но и разворачиваться на месте «по-танковому», пуленепробиваемые покрышки.

БТР-90 способены без предварительной подготовки преодолевать вплавь водные преграды – он оснащен двумя водометами. По пересеченной местности он способен разгоняться до 50 км в час, по шоссе – до 100 км. На машине установлен бортовой компьютер, обеспечивающей автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.

Нужно особо отметить, что БТР-90 имеет высочайшие показатели по проходимости (полноприводность, независимая подвеска, низкое удельное давление на грунт), мобильности (высокие скорости по шоссе, по пересеченной местности, преодоление водных преград с ходу), маневренности (малый радиус поворота и возможность движения передним и задним ходом с одинаковой скоростью), живучести (возможность движения даже при полном повреждении четырех колес, пулестойкие шины).

Серьезно доработано и вооружение новой машины, на ней, как и на БТР-80, установлена

30-миллиметровая пушка и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ. Кроме того, новичок вооружен противотанковыми ракетами 9М113 «Конкурс», 30-миллиметровым гранатометом АГ-17 «Пламя» и ПЗРК «Игла».

Вооружение машины стабилизировано в двух плоскостях, что обеспечивает возможность ведения огня с места и в движении. «Конкурс» дает возможность поражать танки на дальности до 4000 м, вертолеты – до 2000 – 2500 м, живую силу и небронированные транспортные средства – до 4000 м.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту