С 2000 года Министерство образования РФ приступило к реализации программы “Индустрия образования”, которая на самом деле имела куда более скромное название “Отраслевое и материально-техническое обеспечение системы образования” и весьма скромный бюджет в 250 млн. рублей. Эту программу можно вполне считать предшественницей программы компьютеризации системы образования, ибо в одном из пунктов она предусматривала информационное обеспечение управления качеством образования, создание корпоративных сетей, электронных библиотек, компьютерных средств обучения.
Но по большому счету программа предусматривала резкое улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, оснащение учебной техникой, приборами, оборудованием ссузов, причем в основном отечественного производства. То есть, с одной стороны, поддержка отечественного товаропроизводителя (емкость образовательного рынка, по подсчетам специалистов, составляет около 20 млрд. долларов), с другой – оснащение учебной базы и, наконец, с третьей – участие регионов в этой важной работе. Регионам предлагали приобретать оборудование в кредит на паритетных или иных условиях. Пилотной в этом проекте (одной из первых!) стала Орловская область.
Область одной из первых поняла, что экономика и ее развитие зависят во многом от ее кадрового потенциала. А кадры, которые “решают все”, нельзя готовить на допотопной базе. Но создать эту базу трудно – между производителями учебного оборудования и областными учебными заведениями стоят посредники, и каждый со своим процентом. Минобразование же предлагало посредников убрать, деньги сэкономить. Предложение было привлекательным для всех, прежде всего для самой области. Самым горячим его сторонником стал губернатор Орловской области Егор Строев.
Егор СТРОЕВ, губернатор Орловской области:
Образованию необходима техническая революция
– Сегодня вопрос о том, останется ли Россия великой державой или перейдет в разряд второстепенных стран, стоит очень остро. Но лицо будущего страны мы определяем сами, когда формируем свое отношение к образованию, к той базе, на которой обучаются наши дети. Если мы хотим, чтобы наша молодежь могла в самом недалеком будущем справляться с экономическими и социальными реформами, делать страну богатой и сильной, мы должны ее к этому подготовить еще в школе.
Можно, конечно, причитать, что денег нет на оборудование, и обходиться по старинке счетами, но можно и нужно подумать о коренной технической революции в образовании.
У России и сегодня есть огромный интеллектуальный багаж, мы имеем такие космические, военные, авиационные, технологические разработки, по которым обгоняем и США, и Японию. Даже у нас на Орловщине есть технические институты, которые работают исключительно по таким опережающим технологиям. Но вопрос в том, что будет дальше.
Наши молодые ученые уезжают за рубеж, в России живут 13 процентов ученых планеты, а внедрение отечественных инновационных технологий составляет всего лишь 0,3% от мирового. Можем мы с этим мириться? Нет. Потому что освоение того, что придумано в технологической области, при реализации может принести гораздо больше, чем использование всех уникальных российских недр – газа, леса, нефти и т.д. Эта цифра поражает – 150 млрд. долларов.
Что же получается? С одной стороны, нет денег на модернизацию материальной базы образования, с другой – такие нереализованные ресурсы. Кто их реализует? Я думаю, это может сделать только высококлассный специалист, подготовленный на современной базе в современной школе.
Участвуя в программе “Индустрия образования”, мы решили сделать Орел не только литературной, но и технологической, технической и, наконец, информационной столицей России. И уже сегодня говорим о том, чтобы грамотно компьютеризовать все школы, ПТУ, техникумы и вузы Орловщины; связать все учреждения области единой информационной сетью.
Александра КОПЫЛОВА, начальник Орловского областного управления общего и профессионального образования:
Деньги зря не расходуем
– Александра Васильевна, ваш регион – пилотный в “индустрии образования”, а как у вас идет процесс компьютеризации?
– Участие в первой программе позволяет нам компьютеризовать все школы-новостройки, а также часть тех школ, которые становятся базовыми не только для районов, но и для области. Причем это не только та привычная компьютеризация – поставка специализированных классов, но и поставка компьютеризованных предметных кабинетов: физики, химии, математики, иностранного языка.
– Откуда на все берете деньги?
– Механизм отработан. У нас есть областная организация, которая выиграла грант на поставку, идет софинансирование, в котором участвуют область, Министерство образования РФ и те муниципальные районы, где устанавливается новое оборудование. Если школа новая, то тут оборудование (современнейшее) поставляется за счет областного бюджета. Наше правило в течение последних лет: если оборудуем новую школу, то только по новейшему современному образцу. Мы называем такие школы “школами ХХI века.
– В предметных классах, кроме обычного оборудования, есть компьютерное?
– Обязательно, потому что учитель должен иметь возможность в процессе преподавания использовать информационные технологии. Например, в кабинете химии есть компьютерная “Таблица Менделеева”, которая стала обучающей системой. Мы в принципе уже сейчас думаем не о компьютеризованных классах, а (в недалеком будущем) о полностью компьютеризованных школах.
– Новостройки легче приблизить к ХХI веку. А как обстоят дела с сельскими школами?
– В сельских школах мы ставим компьютерные классы, и, надо сказать, у нас есть около десятка сельских школ, где, как и в новостройках, мы имеем компьютерные классы – физики, химии и т.д. Финансирование идет так же – средства Минобразования, регионального и муниципальных бюджетов.
– Если в сельской школе установлен один компьютер, в отчете она значится компьютеризованной?
– Ну, во-первых, если в школе до 30 учащихся, то, согласитесь, одного-двух компьютеров ей достаточно. А если до 100 учащихся, то мы ставим целые компьютерные классы.
– Возможен ли вариант, когда две-три школы объединены одним, но мощным компьютерным центром и детей туда возят на занятия?
– Нет, центров таких нет, мы хотели, чтобы компьютеры были во всех школах. Непросто доставлять в такой центр детей, непросто состыковать расписание занятий в разных школах. Когда-то мы обсуждали такой вариант и посчитали, что это нанесет ущерб изучению других предметов. Поэтому от центров отказались.
– Все школы области у вас компьютеризованы?
– 357 из 615, более половины. Работа продолжается.
– Откуда вы берете программы?
– У нас есть интернет-центр ФИО, там совершенно бесплатно обучаются наши учителя, центр дает и программное обеспечение для школ. В этом году мы в Орловском центре ФИО даже собирали старшеклассников, которые увлекаются информатикой.
– А ваши учителя учатся в центре?
– Все учителя информатики прошли курсы. А теперь мы начали обучать предметников: учителей русского, иностранного языков, физики, химии и т.д. В феврале планируем собрать на обучение всех районных руководителей отделов образования.
– Кто оплачивает выход школ в интернет?
– Пока доступ в интернет имеют единицы и вопрос об оплате не возникал. Но уже думаем, как его решать.
– А с ремонтом компьютеров проблемы есть?
– Никаких. Те сервисные центры фирм, которые технику поставляли, обслуживают ее на договорных условиях.
– Александра Васильевна, у вас вообще нет никаких проблем, судя по всему?
– Как нет? Например, устаревает техника: пять лет назад мы получали компьютеры, устанавливали и радовались, а сегодня уже идет другая техника, школы на устаревшую технику предъявляют претензии. У кого-то есть выход в интернет, у кого-то – нет. Опять претензии. Пока ничего никому не обещаем, отсылаем всех к муниципальным властям.
– А те скандалят?
– Удивительное дело: когда речь шла о софинансировании компьютерных поставок, главы районов отнеслись к этому так заинтересованно, доброжелательно, давали деньги. Например, мы говорили, что нужно компьютеризовать 45 классов, а они давали деньги на 53. Сейчас уже муниципальные власти собирают деньги за замену устаревшей техники, на установку новой.
– Денег много?
– Денег мало, не хватает, приходится выпрашивать, доказывать, что надо выделять денег больше. Кстати, детские дома в городах получили компьютеры в первую очередь от спонсоров (Испании, Дании), даже в дошкольном детском доме поставлена хорошая современная техника. Понимаете, когда люди увидели современные предметные кабинеты, начался просто бум. В центре ФИО обучаются работники здравоохранения, культуры. Идет организация областной единой информационной сети. Но это уже действует другая программа – “Электронная Россия”.
Получается, что, начав с “Индустрии образования”, через “Компьютеризацию образования” мы пришли к общероссийской “Электронной России”. Это значит, что деньги зря не расходуем.
Виктория МОЛОДЦОВА
Александр БЫКОВСКИЙ, директор 19-й школы г. Орла:
Мы стали первой экспериментальной площадкой
– Кто-то считает, что компьютеризация сельских и городских школ началась по приказу президента. Побывал он в сельской школе, не увидел там современного компьютера и началась компьютеризация всей страны. Но на самом деле все не так.
Еще 10 лет тому назад наша школа подписала договор с Орловским государственным технических университетом. Университету нужны были грамотные, хорошо подготовленные студенты, а мы были заинтересованы в том, чтобы уровень и качество обучения в нашей школе были выше.
Что же получилось в результате? А в результате мы стали первой в Орле школьной экспериментальной площадкой в программе “Индустрия образования”, и это помогло нам получить несколько кабинетов, учебное оборудование, выполненное почти на миллион рублей. А наши учителя-предметники получили возможность вести свои уроки совершенно по-новому, резко повысив качество образования по всем направлениям подготовки – техническому, естественно-научному и гуманитарному.
Комментарии