search
main
0

Орловский компромисс. Лучше зарплата вовремя, чем социальный конфликт внезапно

Социальное партнерство только тогда эффективно, когда принимает массовый характер, а не вводится в качестве эксперимента в отдельных бюджетных учреждениях, районах, территориях. Десять лет назад это поняли в Орловской области.

И сегодня в регионе действует не только соглашение между коллегией администрации, федерацией профсоюзов и объединением работодателей на 2002-2004 годы, но и 64 территориальных и отраслевых соглашений, а также 1305 коллективных договоров. Эффект? Ожидаемый – отсутствие острых социальных конфликтов между работниками и работодателями.

Вместе мы сила

Пожалуй, самые активные приверженцы системы социального партнерства – учителя, сотрудники отделов образования области и райкомы профсоюзов. 27 территориальных соглашений и 560 коллективных договоров – это почти половина от общего числа партнерских документов. В свое время, кстати, именно народное образование первым в Орловской области осознало необходимость формирования механизма взаимодействия с властью. Формы социального диалога возникли не сразу. Начальник управления общего и профессионального образования Орловской области Александра Васильевна Копылова вспоминает: «Отношения партнеров долгое время не отличались лояльностью, каждый из них жестко, не обращая внимания на доводы другой стороны, отстаивал свои интересы. Но постепенно в отношениях управления образования и профсоюзов возникла готовность к поиску взаимоприемлемых решений, к компромиссу, совместным действиям по защите отрасли и работников». Сейчас в области активно работают трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (координатор Н.Н. Цикорев) и отраслевая согласительная комиссия (сопредседатели Н.М. Перелыгина, Т.В. Сущенко), которые заботятся в том числе о соблюдении интересов работников образования Орловщины. Так, год назад, рассмотрев исполнение Закона «Об образовании в Орловской области» в части оплаты труда работников отрасли, трехсторонняя комиссия установила, что в Корсаковском, Малоархангельском и Новодеревеньковском районах на установление надбавок и доплат заложены средства в размере 11,5 – 14,9% от фонда оплаты труда против предусмотренных законом 25%. В итоге учителям вернули деньги – два с половиной миллиона рублей. Более того, была создана специальная комиссия по проверке состояния расчетов по заработной плате в образовании во главе с председателем отраслевого обкома профсоюза Н.Г. Меркуловым. В комиссию вошли специалисты управления труда, управления общего и профессионального образования, работники аппарата обкома профсоюза. Сегодня все орловские учителя пользуются 25-процентным надтарифным фондом, за одним небольшим исключением. В Покровском районе фонд составляет 21%.

«Пробным камнем» единства власти и профсоюза стало выступление против реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Обсудив проект Концепции на согласительной комиссии, управление общего и профессионального образования и обком профсоюза заявили о своем несогласии с предложенной системой, «ухудшающей положение работников, полностью перекладывающей всю ответственность за оплату труда на местные бюджеты». Управление и обком провели совместное селекторное совещание, в котором приняли участие руководители образовательных учреждений, заместители глав администраций районов, председатели профсоюзных организаций, направили предложения по проекту в адрес администрации области. В результате проблема получила широкое общественно-политическое звучание. Администрация области направила в Министерство труда и социального развития РФ свое несогласие с данной Концепцией, а областной Совет народных депутатов обратился к председателю Правительства РФ с призывом «не допустить реформирования системы оплаты труда в рамках Концепции как ухудшающей материальное положение работников образования» и предложил повысить зарплату в 1,5 раза с апреля 2003 года и в два раза с 1 января 2004 года.

Сотрудничество буквально «пронизывает» все важнейшие сферы жизни области. Профсоюзы участвуют в заседаниях коллегии администрации области, сессиях Совета народных депутатов, в социальной экспертизе проектов законов и постановлений. А председатель обкома профсоюза, как член коллегии управления общего и профессионального образования, регулярно выступает на ее заседаниях по социальным проблемам.

По мнению Александры Копыловой, главный итог социального диалога таков: «За эти десять лет удалось не только сохранить сеть учреждений образования, но и ежегодно вводить новые школы. Стороны однозначно договорились о недопущении разгосударствления и приватизации, изъятия материально-технической базы организаций сферы образования».

Добрая районная

традиция

На уровне муниципалитетов Орловской области социальное партнерство развито не хуже. Практически все администрации и городские, районные профсоюзные организации сумели найти общий язык, вместе разработать соглашения, где официально запротоколирован единый подход к оплате, условиям и охране труда, установлению социальных льгот и гарантий педагогам. Но особенно хорошо это удалось в Верховском, Свердловском, Кромском, Ливенском, Краснозоренском, Орловском, Колпнянском, Мценском, Глазуновском, Малоархангельском районах, в также в городах Ливны, Мценск и Орле.

А трехстороннее соглашение Верховенского района можно считать просто образцово-показательным. Согласно этому документу, младшему обслуживающему персоналу образовательных учреждений зарплата увеличена на 30%, молодым специалистам – в два раза. Начинающим педагогам также выплачивается пособие на обзаведение хозяйством (шесть окладов!). Учителям, работающим на селе, оплачивается проезд, а проживающим в поселке Верховье – коммунальные платежи. Педагоги обеспечиваются жильем. За решение социальных проблем работников образования бывший глава районной администрации Ю.А.Гришин награжден грамотой Центрального комитета профсоюза. Добрые традиции продолжает новый глава района В.Т. Толстых.

Когда речь идет о социальной поддержке работников образования, важна любая «мелочь». И, кстати, что считать мелочью? Выплату оклада к отпуску обслуживающему персоналу? Так заведено в Свердловском районе. Оплату коммунальных услуг в Корсаковском, Глазуновском, Ливенском районах? Материальную помощь учителям при проведении газа в жилые дома в городе Ливны? Или 20% к окладу, которые получают награжденные знаками отличия педагоги Шаблыкинского и Колпнянского районов? Ни один учитель, честно работающий в обычной массовой школе, такие подарки лишними не посчитает.

В пользу уборщицы

Как строится диалог власти и профсоюза в отдельной территории? В качестве примера – опыт, накопленный в Кромском районе. В 2001 году здесь было заключено трехстороннее соглашение между районным Советом председателей первичных организаций профсоюза, отделом образования администрации и администрацией Кромского района о сотрудничестве по обеспечению стабильной деятельности учреждений образования, защите трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и интересов работников на 2001-2003 годы. Что дало это соглашение учителям? Во-первых, принципиально изменилось отношение властей к образованию. В расходной части районного бюджета доля образования составляет 49,2%. Заработная плата выплачивается вовремя. Это немало! Во-вторых, учителя получают конкретную материальную помощь, надбавки, льготы. Действует 25-процентный надтарифный фонд, оплачиваются коммунальные услуги, выделяется денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции.

В соответствии с Законом Орловской области «Об образовании» педагогическим работникам и другим специалистам учреждений образования из районного бюджета оплачивается проезд до места работы и обратно. Молодые специалисты, решившиеся обосноваться на селе, получают единовременное пособие на обзаведение хозяйством. Председатели профкомов получают доплату из надтарифного фонда за общественную работу до 30% от оклада и дополнительный четырехдневный отпуск.

Диалог профсоюза и администрации ведется и на уровне образовательных учреждений. Главный документ в таком разговоре – коллективный договор. В Кромском районе такие договоры составляются скрупулезно, и в результате они реально работают «в пользу» каждого учителя, завуча или уборщицы. Заглянем в эти локальные правовые документы:

– в образовательных учреждениях по согласованию с профкомом проходят тарификация ставок, моральное и материальное поощрения работников, составляется график отпусков, устанавливается режим работы всех категорий работников;

– согласовываются расписание занятий, квалификационные обязанности работников образовательных учреждений;

– председатели первичных профсоюзных организаций входят в состав аттестационных комиссий;

– работникам, не имеющим дисциплинарных взысканий в течение учебного года, предоставляется два дополнительных оплачиваемых дня к отпуску;

– членам профсоюза предоставляются социальные льготы и оплачиваемые свободные дни (2-3 дня) при вступлении в брак, в случае смерти близких родственников, при переезде на новое место жительства;

– в образовательных учреждениях района четко отработано положение о порядке распределения фонда доплат и надбавок. Средства на поощрение выделяются с учетом конкретных результатов труда. Доплаты из надтарифного фонда также предусмотрены за сверхнормативное количество детей в классах и группах, за замещение отсутствующих работников, за ведение экспериментальной работы и подготовку призеров районных и областных олимпиад, за работу общественными инспекторами по охране прав несовершеннолетних, а также учителям, награжденным знаком «Почетный работник общего образования». Установлены премии в связи с юбилейными датами, уходом на пенсию – от трех до семи МРОТ, материальная помощь в размере до двух тысяч рублей – в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, несчастными случаями.

Давайте встречаться!

Увы, районные власти и профсоюз не в состоянии поднять учителям зарплату, обеспечить школы мебелью, учебными пособиями, а столовые – технологическим и холодильным оборудованием, дать всем педагогам отдельные квартиры. Но все-таки конструктивное сотрудничество всех управлений, ведомств и профсоюза способно сдвинуть с мертвой точки хотя бы некоторые проблемы. Нужно встречаться, обговаривать самые актуальные вопросы, делиться опытом, выявлять лучших в социальном диалоге. Об этом говорила на областном семинаре на тему «Социальное партнерство в сфере трудовых отношений в Орловской области» председатель Кромской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Юрьевна Лосева: «Учитывая, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ и обновленным вариантом проекта правительственной Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) государство берет на себя меньше обязательств по установлению прав и социальных гарантий для работников, в том числе и бюджетной сферы, передавая решение важнейших социально-трудовых вопросов на региональный и даже муниципальный уровень, работодателю и работникам, а также объективно оценивая проблемы, связанные с развитием социального партнерства, считаем, что такие встречи необходимы».

Кстати, летний семинар в Орловской области завершился принятием весьма дельной резолюции, которая поставила перед социальными партнерами Орловщины такие задачи:

«1. Ускорение работ по приведению в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации ранее принятых законодательных и нормативных актов в области социального партнерства, коллективных договоров и соглашений.

2. Дальнейшее становление сторон социального партнерства, в том числе:

– содействие созданию объединений работодателей, укрепление «Союза предпринимательских сил Орловской области», создание на его базе отделений и филиалов по отраслевому и территориальному признакам, вовлечение в объединения наибольшего числа работодателей;

– соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, содействие созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах».

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что эти задачи учителя, власти и профсоюзы Орловской области решат в рекордно короткие сроки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте