search
main
0

Орлиный лик. Сталь Шмаков: Учитель, Вожатый, Легенда

17 января 2016 года исполнилось 85 лет со дня рождения профессора Сталя Шмакова. Сталь Шмаков – знаковое имя российской педагогики. Ученый, практик, поэт, публицист, автор востребованных книг, давно ставших бестселлерами, бард-песенник, просто обаятельный человек, оставивший след в сердцах целого поколения студентов и педагогов, Сталь Анатольевич стал легендарной личностью еще при жизни. И сегодня в педагогике чрезвычайно мало книг, посвященных организации досуга молодежи, которые могли бы встать рядом со шмаковскими по глубине, профессиональности и точности выражения мыслей.

Давайте вспомним некоторые советы-размышления Сталя Анатольевича, каждое из которых представляет собой целую программу действий. «Ребенку тоже должны аплодировать, как певцу». Удивительное замечание! Сегодня педагогика начала говорить о важности психолого-педагогической поддержки, о том, что педагог должен создавать «ситуацию успеха» для ребенка. Но для традиционной культуры России данный тезис не типичен: и православная, и советская педагогика призывали школу к скромности, сдержанности: «Не хвали себя, пусть тебя похвалят другие». А Шмаков всегда понимал, что радость признания необходима растущему организму как витамин роста: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это же любви прекрасные моменты…». Еще мысль: «Учителю надо не только четко представлять, чего он не хочет видеть в детях, но прежде всего, что он хочет видеть». Представляя, визуализируя образ, который надо взрастить в ребенке, учитель добивается намного большего эффекта, нежели борясь с его недостатками. А вот целая программа действий для умного педагога: «Дети обожают чрезвычайные происшествия». Значит, надо организовывать для детей постоянные эмоциональные «взрывы», нештатные ситуации, требующие мобилизации внимания, воли и чувств. Например, в лагере «Орленок» (на Черном море), созданном по идеям Шмакова, каждый уголок овеян легендами, романтикой, любовью и предвосхищением чуда. Во Дворце культуры и спорта есть место, где проходило приобщение вожатых к славной когорте «орлят». Там, в тишине, в полумраке, на потолке внезапно загоралось великолепное огромное панно – сине-голубые васильки, и тут же начинали звучать мощные аккорды Баховской токкаты. Интерьер – теплый розовый мрамор, натуральное благородное дерево, огромное море за широкими окнами – создавал незабываемое впечатление, навсегда «заражая душу красотой». «Орленок» – прекрасное детище Сталя Шмакова, Олега Газмана и многих других подвижников. Строили его необыкновенно талантливые, щедрые и умные люди.Рафаэл Григорьевич Киносян, педагог «Орленка», вспоминает уровень одаренности создателей лагеря: «Однажды мы с ребятами и вожатыми «Орленка» стали свидетелями удивительного состязания. Очевидцы вспоминают, что Шмаков с другом, будущим начальником Управления дополнительного образования МО РФ Алексеем Брудновым, целый день общались в стихах! Спорили, шутили, смеялись, не прибегая к услугам «презренной» прозы! И не испытывали при этом ни малейших затруднений. Среди друзей Сталя Анатольевича было много талантливых людей, писавших стихи, песни, музыку. Удивительное поколение!»Случались в жизни Шмакова и совсем не безобидные эпизоды. Например, очевидцы вспоминают, как однажды Сталь Анатольевич проводил церемонию открытия кинофестиваля детских и юношеских фильмов в новом, прекрасном помещении липецкого кинотеатра «Октябрь». Начинались кинопоказы со знаменитых «Неуловимых мстителей». Естественно, Шмаков не мог обойтись в столь благодатной ситуации без театрализации и игровых моментов. Так, например, билетерами у него были «настоящие буденовцы» в буденовках и шинелях, с настоящими, взятыми в музее, маузерами. Оружие действительно было самым что ни на есть реальным, с непросверленными бойками, в хорошем рабочем состоянии. Каков же был ужас «красноармейцев», когда после сеанса они обнаружили, что один маузер пропал! Пропал настоящий пистолет, за сохранность которого перед музеем отвечал Сталь Анатольевич!…За два выходных дня, которые оставались у «буденовцев» до понедельника, когда скандал мог стать явным, была проведена настоящая крупномасштабная розыскная операция. Хорошо, что в то время кражей оружия занимались чаще всего романтичные мальчишки. «Диверсанта» вычислили и «обезвредили». А неприятности могли быть очень серьезными! Или еще один совсем не безобидный эпизод, рассказанный председателем профкома ЛГПУ Р.В.Фокиной: «В лагере «Звездный» под Горицами заканчивались зимние лагерные сборы. После «королевской» ночи уставшие, доевшие последние продовольственные запасы студенты ждали автобусы, чтобы возвратиться в город. Было отключено отопление, свет. Однако ночью прошел сильнейший снегопад и ударил 25-градусный мороз. Транспорт пробиться сквозь завалы не мог. Молодежь сначала загрустила, потом началась тихая паника. Сталь Анатольевич и его друзья-«радужане» понимали, что нужно придумать что-то абсолютно из ряда вон выходящее, чтобы поднять настроение ребят….Когда после героических усилий профкома и привлечения колхозных грейдеров мы добрались до «терпящей бедствие» молодежи, то были поражены стоящим хохотом: несколько «комиссаров» разыгрывали «античный театр», естественно, раздевшись подобно древнегреческим героям. Синие, но счастливые, они попрыгали в автобусы. Молодость не умела пасовать перед проблемами, ведь жизнь была прекрасной!»Случались эпизоды, которые сегодня могут вызвать улыбку, но тогда могли закончиться для творческого педагога большими проблемами. Сталь Анатольевич ничего не умел делать «условно», «не по-настоящему». Так же учил поступать и вожатых. …Однажды во время проведения в лагере военизированной игры «Зарница» «разведчикам» был дан приказ: обнаружить и обезвредить «вражеский десант», проникший в лагерь «красных». Героические «разведчики», не зная, до какой степени правдоподобия выстроена игра, стали задерживать всех, кто появлялся на территории условного «сражения»….Позже стало понятно, что машину с доярками, ехавшими на утреннюю дойку, останавливать не следовало, тем более не стоило колхозниц «арестовывать», связывать и отводить в лагерь на «допрос с пристрастием».Информация о скандале дошла до райкома партии. Шмакову пришлось объясняться, что произошла досадная ошибка.И все же для целой когорты российских педагогов, которые в период перестройки являлись оплотом национального достоинства, Шмаков был олицетворением силы, доброты, справедливости, преданности идеям гуманизма. Педагоги «Орленка» вспоминают: «За перестройку лагерь устал от потрясений, стрессов социальной анархии, празднование его 35-летия проводилось в сложной, напряженной атмосфере. На юбилейном вечере один за другим выступали ораторы, которые пытались приспособиться к новой терминологии, стесняясь привычных фраз, слов, понятий. Было ясно: «Орленок» болен, как, впрочем, и вся страна. И вдруг после очередного оратора на сцене Дворца культуры и спорта появился Сталь – живая легенда, красивый, подтянутый, уверенный в себе! Сталь – в «Орленке»! Сталь – в алом галстуке и буденовке! Зал взорвался аплодисментами. Это был шквал восторга! Говорить оратору уже не надо было ничего. Зал все понял, принимая его целиком, как вексель, как гарант выживания, как надежду! Эмоции, которые переполняли тогда зал, нам никогда не забыть».«Учитель жить не смеет тускло» – девиз, завещанный нам великим педагогом, мудрым человеком, нестареющим Вожатым, Сталем Шмаковым.

Людмила ШОПИНА, кандидат педагогических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университетаВспоминая мастераАлександр КУРНЕВ, директор Омской областной станции юных техников: – Думаю, имя Сталя Анатольевича Шмакова знакомо всем педагогам старшего поколения. Тем более тем, кто работал и работает в дополнительном образовании. Сегодня много говорится о воспитании успешных людей, а ведь именно академик Шмаков стал первопроходцем в этом деле. Говоря современным языком, он создавал для детей ситуации успеха. Идея учебных творческих сборов тоже его. Впрочем, как и разработка теории досуга молодежи, создание его педагогических основ. А уж его главный лозунг «Учиться, играя» в Советском Союзе, стране труда, был очень неожиданным и смелым. Возможно, поэтому идеи Шмакова поначалу легче приживались в Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Они сильно опередили советское время, став актуальными в России XXI века. Но, пожалуй, и теперь никто так подробно и тщательно не изучает игру как феномен культуры, метод воспитания духовности и раскрытия творческих возможностей детей. Нина РАЗУМОВА, директор Омского городского Дворца детского (юношеского) творчества: – Начинала свою педагогическую деятельность я вожатой, потому имя Сталя Анатольевича Шмакова было, конечно, на слуху. Тем более – наш земляк, сибиряк, родом из Новосибирска. Есть пророки и в своем Отечестве. Говорят, он сам себя шутя называл Нержавеющий, так прозвище и прилипло. Не случайно, человек он был неиссякаемой энергии, бесконечных идей. Благодаря ему в Сибири много чего было сделано «впереди планеты всей». Например, зимние лагеря активистов пионерского движения, школы студентов-вожатых, педагогический класс. Помню еще пионерский парад в 1982 году, большой, красивый, серьезный и веселый одновременно – настоящий гимн детско-юношескому движению. Сама жизнь этого замечательного педагога-новатора – пример того, как детское увлечение, успешная игра становятся профессией. Он стал вожатым случайно, в 13 лет, с тех пор им и оставался, даже будучи академиком, – Вожатым с большой буквы. Алла ВОЛКОВА, заместитель директора гимназии №12 Липецка, учитель физики и информатики:- В Липецке Сталя Шмакова знают все взрослые, а педагоги уж точно. Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» стала настольной для многих классных руководителей, для меня в том числе. Сталь Анатольевич – автор детских пьес, сценариев телевизионных публицистических фильмов, порядка 200 песен. К педагогическим открытиям его относят разработку теории досуга молодежи и его педагогических основ, исследование игры – феномена культуры, создание концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени, использование ролевой игры как дидактического средства моделирования действительности, создание концепции учебных творческих сборов, исследование структуры свободного времени, в том числе школьных каникул.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте