search
main
0

Оригинальная идея

Школа №2123 имени М.Эр­нан­де­са одна из старейших школ Москвы. Ее история, перешагнувшая столетие, соткана из многих имен и судеб юных и взрослых москвичей. Среди выпускников школы есть выдающиеся деятели эпохи, чьи имена вошли в историю культуры, науки и общественной жизни города. А еще 2123‑я – это имя испанского поэта-антифашиста Мигеля Эрнандеса, присвоенное школе в 2006 году. Это имя стало точкой пересечения культур и истории, вдохновением для удивительных творческих проектов и диалога времен и стран.

В 2020 году исполнилось 110 лет со дня рождения поэта Мигеля Эрнандеса. В его творчестве заложены вечные ценности, которые являются основополагающими для всех людей независимо от национальности: любовь к Родине и национальной культуре, бережное и почтительное отношение к истории и традициям, верность своему народу и прославление труда, преданность своим друзьям и близким, любовь к семье, уважение к человеку и устремленность в будущее.

Имя поэта Эрнандеса как имя школы подчеркнуло ключевые для нашей школы смыслы: сохранение духовно-нравственных и культурных традиций, связь и преемственность поколений, открытость и атмосфера доверия, диалога и сотрудничества, постоянный творческий поиск, партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Имя – это уникальность человека и принадлежность к роду, его достижения и след в жизни. Именно поэтому важно, чтобы каждый ученик нашел себя, осознал свои индивидуальность и потенциал, ярко проявил способности и нашел призвание в жизни. Важно, чтобы имя каждого было связано со значимым результатом и ситуацией успеха – личного, командного, семейного.

Имя школы – это всегда проект, основным вектором которого становится развитие личности каждого ученика, профессиональное и личностное развитие педагога, всего школьного сообщества детей и взрослых. Этот вектор определяет и реализацию основных направлений образовательных и воспитательных мероприятий, и выбор форм их реализации.

 

От задумки до результата

Реализация проекта началась с предметно-содержательной области. Со дня присвоения в 2006 году школе имени поэта-антифашиста М.Эрнандеса кафедра учителей испанского языка, который изучается в школе углубленно, разработала систему мероприятий, ознакомивших ребят с личностью и творчеством поэта. Стихи М.Эрнандеса рассказывали ребятам, какую важную роль в его жизни играли понятия Родины и народа, чести и мужества, свободы и справедливости, любви и дружбы, о непреходящих человеческих ценностях, понятных людям всех стран, а значит, решались важные воспитательные задачи уроков и внеурочных встреч.

Создание школьного музея Мигеля Эрнандеса и торжественное открытие в 2010 году мемориальной доски поэта стали следующим шагом в реализации проекта. Музейная педагогика позволяет организовать предметно-пространственную среду, обладающую большим воспитательным потенциалом. Фотографии, тексты, книги, письма создали условия для погружения в эпоху, понимания личности поэта. Уроками мужества стали рассказы о том, как поэт и его соратники переживали трагические события гражданской войны. Важно, что, проживая судьбу поэта и сопереживая ему, ребята говорили о важных категориях: о своем предназначении, об упорном труде, настоящей дружбе, ценности семьи, служении Родине, верности долгу поэта, о жизни человека – трудной, трагической, но наполненной смыслом и верой в будущее. Один из результатов данной работы – исследовательский проект «Гражданская война глазами детей», в котором ребята выразили нравственную и гражданскую позицию, осуждая жестокость войны. А для юных экскурсоводов, дающих материал на испанском языке, это не только совершенствование лингвистических и коммуникативных компетенций, но и профориентация.

В 2005 году кафедрой испанского языка был создан ученический театр «Энигма». Театр объединил педагогов, учеников и родителей в один коллектив. Работа над спектаклями (погружение в культуру эпохи, совершенствование языковых навыков, овладение актерским мастерством) решила образовательные задачи и дала развитие новому направлению в системе дополнительного образования. Ребята научились через сопереживание усваивать нравственные ценности, приобрели жизненный опыт. Важными личностными навыками стали умение проявить себя и работать в команде, переживать ситуацию успеха, компенсировать личностные дефициты, также навыки коммуникации и самопрезентации. По пьесам испанских драматургов были поставлены спектакли «Пастырь смерти», «Весенняя ночь без сна», «Деревья умирают стоя», «Месть Петры» и другие. О достижениях театра «Энигма» говорят неоднократные победы в национальном конкурсе школьных театров на испанском языке, который организует посольство Испании в России, а также участие в европейских театральных фестивалях на испанском языке.

Ежегодно в школе проходят Непрерывные чтения, приуроченные к дню рождения М.Эрнандеса. Это интернациональное событие, которое собирает представителей посольств разных стран: Испании, Мексики, Кубы, Эквадора, Никарагуа, Колумбии, Панамы, Венесуэлы, Уругвая. Это диалог культур, так как к чтениям присоединяются и педагоги Института Сервантеса, преподаватели МГПУ, МГЛУ. Это приезд наших друзей – ученических коллективов школ, углубленно изучающих испанский язык. И главное, что в этот день звучат стихи М.Эрнандеса на испанском и русском языках о вечных общечеловеческих ценностях.

Традиционным и одним из ключевых общешкольных мероприятий является день Испании. Он превращается в настоящий фестиваль культур Испании, стран Латинской Америки и России. Концепция мероприятия разрабатывается учителями испанского языка, а затем классными руководителями со своими детско-взрослыми коллективами 1-11‑х классов и педагогами дополнительного образования (фламенко, капоэйра, гитара). Для всех возрастных параллелей проводятся самые разные мероприятия: конкурсы на лучшее оформление класса с учетом национального колорита страны, концерты, спектакли, танцевальные марафоны, интеллектуальные викторины, встречи с представителями посольств и экскурсии по школе, конкурсы рисунков и декоративных композиций. Такие мероприятия интегрируют основное и дополнительное образование, раскрывают личностный потенциал каждого, объединяют учеников, учителей и родителей, показывают многообразие культур разных народов и их гуманистическую составляющую, помогающую преодолевать любые языковые барьеры.

Ежегодно наша школа становится площадкой для проведения городского Фестиваля рождественских песен на испанском языке. Яркие костюмы, декорации, исполнительское мастерство, оригинальную режиссуру демонстрируют творческие коллективы московских школ. Фестиваль помогает творческому развитию и сплочению классных коллективов, развивает партнерство с ученическими и педагогическими коллективами других школ.

Благодаря партнерскому взаимодействию с посольствами Испании и стран Латинской Америки ребята активно участвуют в конкурсах исследовательских проектов культурологической направленности и конкурсах рисунков. Ученики проявляют доброжелательность, гостеприимство и толерантность, уважение к другой культуре, развивают навыки коммуникации. Интересным стал опыт проведения в нашей школе первого турнира по баскетболу среди «испанских» школ, организованного отделом образования посольства Испании, гостем которого стал Серхио Родригес Гомес – испанский баскетболист, игравший в составе национальной сборной Испании. Также ребята заняли призовое место в футбольном турнире среди школ с углубленным изучением испанского языка.

Отметим также профориентационное направление, которое развивается, благодаря тому что ребята часто проводят экскурсии по школе на испанском языке, во время мероприятий встречают гостей и поясняют навигацию по зданию, участвуют в обменах со школами-партнерами Испании, а также в повседневной жизни помогают испаноговорящим ученикам адаптироваться в классе и школе. Таким образом, наши ученики уже с начальной школы осваивают компетенцию переводчика и экскурсовода.

 

Полезные эффекты от реализации проекта

Образовательное пространство школы дает возможность построить любые маршруты личностного развития, профессионального самоопределения и творческой самореализации, что дает продуктивные воспитательные результаты и эффекты:
– вырабатываются важные смыслы и ценности, единые для всех участников образовательного процесса;
– формируется детско-взрослое сообщество;
– на основе преемственности сохраняются лучшие духовно-нравственные традиции;
– патриотическое воспитание основывается на живых примерах и не формализуется;
– развиваются сотрудничество и диалог с учениками и родителями, коллегами и партнерами школы;
– поликультурный образовательный компонент создает диалог поколений, времен, культур;
– используется воспитательный потенциал всех ресурсов образовательного пространства: предметное содержание уроков, объединения дополнительного образования, общешкольные мероприятия;
– создаются условия для профориентации;
– укрепляется и развивается межрегиональное и международное сотрудничество;
– активно создается положительный имидж школы в образовательной и социальной среде города.

Понимание необходимости сохранения культуры, истории, связи поколений, национальных традиций и базовых духовно-нравственных ценностей – вот ключевые приоритеты работы школы в области воспитания.

«Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир», – говорил известный психолог В.Франкл. Этот путь – постепенное становление личности, поиск смысла жизни, освоение нравственных норм и духовных ценностей, постижение культурного кода и хода истории.

Поэт-гуманист Мигель Эрнандес однажды написал проникновенные строки:
Как много сердца!

Хочу я сердце вырвать из груди: я – наделенный сердцем-исполином и оттого – страдающий за всех.

И нам кажется, что в наш век – стремительный, технологичный – важнее всего сохранить общечеловеческие ценности, ведь только человек, чье сердце умеет сопереживать, сострадать, быть чутким к радости и боли, способен заботиться о счастье других людей, сохранять наш мир и созидать для будущего.

Светлана АРТЕМОВА, Надежда БОЛЬШЕДОНОВА, учителя школы №2123 имени М.Эрнандеса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте