search
main
Топ 10
Названо условие, по которому могут мобилизовать учителя Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Депутат Госдумы обратилась к министру обороны с просьбой об отсрочке от мобилизации учителей Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать В Тюмени названы 15 лауреатов конкурса «Учитель года России» - 2022 Военные кафедры, получение диплома до 2012 года: Минобрнауки ответило на вопросы студентов по частичной мобилизации Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года по биологии есть, но бояться их не нужно Названы имена пятерых призеров конкурса «Воспитатель года России – 2022» В Орловской области учителям выплатят по 100 тысяч рублей за подготовку стобалльников к ЕГЭ Глава Минцифры заявил, что будет прорабатываться вопрос об отсрочке для учителей информатики Обновлено содержание ФГОС: Минпросвещения рассказало об основных изменениях С 1 октября в России стартует Большая учительская неделя Конкурсанты соревнования «Учитель года России – 2022» готовятся к объявлению 15 лауреатов конкурса Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Стало известно имя победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2022» В России отмечается День воспитателя и всех работников дошкольного образования Участники конкурса «Учитель года России – 2022» проходят испытание «Воспитательное событие» Любовь как главный принцип воспитания: в День воспитателя вспоминаем известных педагогов Минпросвещения России представило новые специальности в педвузах Сокращено максимальное число специальностей, по которым абитуриенты могут подавать документы
0

Ориентиры личности, их воспитание в дошкольном возрасте

Светлана КОЗЛОВА, научный руководитель ресурсного центра, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ:

– Ресурсный центр – ЦРР – детский сад №1837 совместно с сетевыми дошкольными учреждениями разрабатывает методику формирования у детей ценностных ориентиров личности.

О каких ценностных ориентирах идет речь? Их, конечно, у каждого человека много, но важны те, из которых складывается гражданская позиция. Применительно к детям дошкольного возраста это понятие звучит как очень сложное. Однако дело в том, что все в личности человека закладывается именно в дошкольном возрасте, когда из отдельных крупиц постепенно выстраивается большое чувство, качества, позиция. Ничего вдруг, ниоткуда в личности не появляется. Тем более что дошкольный возраст – возраст, когда человек впервые познает, принимает, присваивает себе ценности общества, в котором он теперь будет жить и социализироваться. Следует только определить конкретное содержание и методику по формированию ценностных ориентиров личности ребенка дошкольного возраста.

Мы выделили несколько понятий, которые должны войти в число значимых ценностных ориентиров: патриотизм, толерантность, гуманное отношение к людям. Все эти ценности тесно связаны между собой, хотя и имеют собственное содержание.

Патриотизм. Наше понимание этой личностной ценности представлено в четырех содержательных блоках.

1-й блок помогает формировать у ребенка те качества, чувства, которые признаются базовыми для патриотизма, – это любовь, привязанность, сопереживание людям, событиям, ответственность. Мы формируем эти качества на примере ближайшего окружения ребенка: близких людей, друзей, родного дома, дошкольного учреждения. Фактически на этом этапе еще и не идет речи о Родине. Мы учим ребенка любить и ценить близких, сопереживать и сорадоваться их делам, событиям, быть ответственным, уметь держать слово, быть готовым приходить на помощь, с желанием участвовать в делах на пользу своего дома, своего дошкольного учреждения. Такую работу по общему нравственному развитию мы успешно ведем и в нашем ресурсном центре, и во всех наших сетевых дошкольных учреждениях.

Во 2-м блоке мы следуем заветам великого русского педагога К.Д.Ушинского, который говорил о том, что патриотическое воспитание, любовь к своему Отечеству начинается с приобщения ребенка к национальному, народному искусству, языку, быту, традициям и обычаям. Эта работа проходит во всех наших дошкольных учреждениях. ДОУ №1266 СВАО в этом учебном году проводило мастер-класс, где продемонстрировало, как проходит приобщение детей к народному творчеству через пение народных песен, исполнение танцев, народные игры, изготовление кукол-оберегов. В каждом дошкольном учреждении есть русская изба с самоваром для чаепития, с большим столом, за которым дети слушают сказки народов мира. Интересно подобная работа проходит в ДОУ №2376 ЮЗАО. В их этнографическом музее «Ладушка» дети знакомятся с предметами народного быта, одеждой, гончарным ремеслом. Такая работа в разных формах доступна и маленьким, и старшим дошкольникам.

3-й блок учитывает, что ребенок дошкольного возраста вполне способен осознавать: он живет в городе – столице нашей Родины, в Москве есть достопримечательности, известные не только жителям города, но и всем, кто живет в других городах и селах, многим людям из разных стран. Цель этого блока – вызвать у детей интерес к своему городу, своей стране, желание узнать о них побольше, формировать умение рассказывать о достопримечательностях своего района, знать названия улиц, на которых находится детский сад и собственный дом, знать о природе нашей страны, символику нашей Родины: флаг, герб, мелодию гимна. Работа по третьему блоку проходит также во всех наших дошкольных учреждениях. Интересные занятия проходят в сетевых ДОУ №1591 СВАО, ДОУ №1226 СЗАО. Конечно, очень творчески проводят эту работу воспитатели Ресурсного центра ЦРР – детский сад №1837.

4-й блок имеет свой акцент: современные дети вместе с родителями довольно часто выезжают в разные страны мира. Это дает основание для формирования у детей представлений о своей стране как одной из многих стран мира, они могут с помощью взрослых находить сходство и различия между странами. Это важно для развития патриотического отношения к своей стране, для формирования объективной оценки того, что видят дети в своей стране и других странах, для зарождения планетарного мышления. Такой блок нов в воспитании детей дошкольного возраста. Мы отрабатываем адекватные методики работы по нему. Существенный вклад в разработку такой методики вносят воспитатели ресурсного центра через создание музея путешественника, через создание с детьми большой книги путешествий по разным странам. Воспитатели ДОУ №2177 «Росток» интересно и занимательно знакомят детей с Японией, Германией, а воспитанников ДОУ №1524 – с детьми из Болгарии.

Вся эта работа дает возможность вести патриотическое воспитание не как единоразовую кампанию, а как целенаправленную работу по воспитанию ценностных ориентиров личности.

Толерантность. Воспитание этого качества тесно связано с патриотическим воспитанием, тем, как дети относятся к своим сверстникам других национальностей, умеют ли они дружить с ними, с интересом принимают другую национальность. Эта работа требует больших усилий взрослых как организаторов работы с детьми и как людей, становящихся для детей примером для подражания. Поэтому в наших дошкольных учреждениях, в ресурсном центре и в сетевых дошкольных учреждениях проходит работа со взрослыми – воспитателями, родителями и детьми. Дошкольные учреждения Западного округа под руководством Тамары Вострухиной предлагают самые разнообразные формы работы по формированию толерантных взаимоотношений между взрослыми и детьми, проводят диспуты, праздники, совместные экскурсии и другие мероприятия.

Гуманные чувства и отношения. Содержание этого раздела пронизывает всю жизнь детей. В каждом дошкольном учреждении создан музей: в ресурсном центре №1837 есть музеи «Народные умельцы» и путешественника; в ДОУ №2376, №1266, №2177, №1226 и других – музеи народного быта и искусства. Музей истории предметов, сделанных руками человека, и музей происхождения человека на Земле есть в ДОУ №1591. Все музеи созданы сотрудниками дошкольных учреждений вместе с родителями воспитанников. Дети любят и знают свои музеи, с удовольствием ходят в них, рассказывают об экспонатах гостям дошкольного учреждения.

Работа наших ДОУ продолжается. Мы надеемся, что результатом этой работы станут ценностные ориентиры, зародившиеся в личности каждого ребенка, а для воспитателей города мы подготовим печатные материалы «Детям об их правах и обязанностях», «Моя Москва», «Большая книга маленьких путешественников», «Моя родина».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте