Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ориентируемся на результат. Риск есть, но есть и перспектива

Учительская газета, №11 от 11 марта 2008. Читать номер
Автор:

Как проверить, насколько качественно работает педагог? Как определить эффективность его работы? Что может выступать критерием результативности? На эти и другие актуальные для современного образования вопросы отвечает начальник Управления образования города Ноябрьска Надежда ГУДКОВА.

– В Ноябрьске с населением 110 тысяч человек в системе образования находятся 22517 детей, заняты 3659 педагогов и 3215 человек обслуживающего персонала, то есть 26,7 процента населения. Доля специалистов, работающих в системе, среди трудоспособного населения города составляет 32 процента. Таким образом, треть населения города, не считая родителей детей, ежедневно оценивает влияние системы образования на свою жизнь.

Функцию независимой оценки качества образования выполняет единый государственный экзамен. Кстати, результаты ЕГЭ выпускников 11-х классов в Ноябрьске превышают российские и окружные показатели по русскому языку.

Еще один объективный показатель результативности муниципальной системы образования – успехи школьников в олимпиадах: 497 призовых мест на городских предметных олимпиадах, 48 победителей окружных, 13 победителей областной олимпиады, а из 8 участников всероссийских олимпиад – 5 призеров. К тому же 984 старшеклассника занимаются исследовательской деятельностью в научных обществах учащихся.

– Надежда Николаевна, говоря о проблеме качества образования, разумеется, нельзя обойти стороной взаимодействие системы с семьей и со всем обществом. Ведь именно от них поступает социальный заказ, который выполняют образовательные учреждения…

– Сегодня невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без вовлечения в этот процесс всех действующих социальных институтов и, главное, без института семьи. Образовательное учреждение при таком подходе становится особым социокультурным пространством, общим пространством жизнедеятельности детей и взрослых. Повысить эффективность работы системы образования возможно при условии интеграции образовательной деятельности в контекст решения социально-экономических проблем города и местного сообщества, с одной стороны, и при условии открытости образовательной деятельности для местного сообщества – с другой. Таким образом, необходимо развитие государственно-общественного управления муниципальной системой образования. Это и публичные отчеты, и управляющие советы, которые позволяют сделать образовательную деятельность более социально ориентированной. Управляющий совет может и должен влиять на миссию школы, ее стратегический менеджмент, маркетинговую политику, на обсуждение и улучшение результатов деятельности, даже на ее кадровый состав. Управляющий совет – это нормальный элемент гражданского общества внутри образовательной системы, элемент новой образовательной культуры. Но это одновременно и элемент новой культуры родителей и бизнеса. Одним словом, это огромный резерв развития городского образования.

– Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны, перспективные возможности и риски развития системы образования города?

– К сильным сторонам можно отнести высокую результативность образовательной деятельности, подтвержденную ЕГЭ, а также значительную социальную составляющую в работе школ: внедрение здоровьесберегающих технологий и предупреждение правонарушений. А к слабым сторонам я бы отнесла отсутствие норматива современной модели качества образования и недостаточно активное взаимодействие учебных заведений и городской общественности.

Что же касается возможностей развития системы, я бы отметила несколько позиций. Во-первых, продолжение реформирования всей социальной сферы города на принципах бюджетирования, ориентированного на результат. А во-вторых, развитие инновационной деятельности в образовании.

Конечно, как и в любом деле, возможны риски: конфликт между старшей возрастной группой педагогов и управленцами, меняющими условия образовательной деятельности, в частности внедряющими информационно-коммуникационные технологии; социальная и материальная дифференциация образовательных учреждений; неприятие родительской общественностью инноваций в системе образования.

Это значит, что изменения в развитии системы должны коснуться не того, что она делает, а того, как она осуществляет эту деятельность. А это и даст возможность повысить качество образования.

Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту