search
main
0

Ориентированы на жизнь. Городские проекты: из опыта реализации

​Наша школа №429 старается создать условия для успешной предпрофильной подготовки ребят. Проекты, реализуемые в школе, знакомят учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни и основаны на погружении в научно-исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики.

Обучение в предпрофессиональных классах предоставляет обучающимся новые возможности:- осваивать современные методы научных исследований;- оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов;- самостоятельно получать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы;- проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата;- работать в школьных научных обществах с учащимися из других классов, образовательных учреждений и уровней образования под руководством известных ученых.Школа в текущем году заметно продвинулась в рейтинге как инженерных, так и медицинских классов. Причем «медики» демонстрируют завидную стабильность. Впрочем, так же как и участники проекта «Инженерный класс в московской школе» и пока нового для нас проекта «Академический класс в московской школе».Коллектив школы №429, который представлял московское образование, встречал делегацию Управления образования города Ростова-на-Дону. Делегация приехала в рамках реализации проекта «Школы – партнеры школ Москвы» для обмена практиками. Главной темой для посещения школы №429 стала реализация в Москве проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», с которым мы стали ресурсным центром города. Данный проект реализуется в целях повышения социальной активности педагогического сообщества и обучающихся, раскрытия и поддержки их интеллектуального потенциала, обсуждения проблем развития основного и среднего общего междисциплинарного образования, а также представления новых образовательных достижений участников проекта. Гостям было продемонстрировано использование инновационных технологий в московском образовании, создание условий для самореализации школьников и педагогов в области научной, проектной и исследовательской деятельности. Пройдя по кабинетам, гости ознакомились с современным лабораторным и электронным оборудованием, а также специализированной мебелью для оснащения конвергентных лабораторий. Данные лаборатории используются не только для обучающихся нашей школы, но и для обучающихся близлежащих школ и школ, входящих в состав МСД. Лаборатории проекта могут быть реализованы как по отдельным предметам, так и в виде лабораторных комплексов: нанотехнологического, метеорологического, биолого-химического, комплекса экологического мониторинга. Как заметила начальник отдела образования Ворошиловского района Ростова-на-Дону Ирина Микова, «масштаб образовательной организации удивляет, и при этом удается результативно управлять такой школой».Как известно, для оценки эффективности работы школы в городских проектах разработаны целевые индикаторы. Помимо наличия предпрофессиональных классов и успешности в учебной деятельности к ним относятся следующие:- региональный этап Всероссийской олимпиады школьников;- заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников;- международные олимпиады;- чемпионат JuniorSkills;- Московская предпрофессиональная олимпиада;- предпрофессиональные научно-практические конференции;- конкурсы проектных и учебно-исследовательских работ, проводимые учреждениями и организациями, участвующими в проекте.Департамент образования города Москвы и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» провели открытую научно-практическую конференцию «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату». В рамках конференции прошли лекции ведущих ученых НИЦ «Курчатовский институт», посвященные современным вопросам развития науки, встречи с вузами-партнерами НИЦ «Курчатовский институт», устная и стендовая защита работ школьников – участников Курчатовского проекта, мастер-классы по работе с современным учебным оборудованием на английском языке, секции для педагогов. Поздравляем наших обучающихся Каурова Артема, Выжимова Егора (9‑й кадетский класс), Большакова Вадима (11‑й инженерный класс) с успешным выступлением на этой конференции.Учащиеся 9-10‑х классов приняли участие в научно-практической конференции «Наука для жизни», которая прошла в Институте общей и неорганической химии имени Н.С.Курнакова РАН. Ребята посетили секции материаловедения и нанотехнологий, информационных технологий и программирования, оптики и астрономии. Стало понятно, что чем больше знакомишься с наукой, тем больше любишь ее. Особый интерес у ребят вызвала стендовая сессия, на которой были представлены различные макеты технических устройств. Ведь именно наука позволяет человеку узнать про себя и про все вокруг себя.Весьма сложным для участия в проекте «Академический класс» является наличие договора с научно-исследовательским научным учреждением. В текущем учебном году школе удалось начать сотрудничество с Институтом синтетических полимерных материалов имени Н.С.Ениколопова Российской академии наук. Опыт создания проектов на стыке физики и химии сделал нашу школу привлекательной для ряда сотрудников ИСПМ, нуждающихся в заинтересованных молодых исследователях.Конференция «Инженеры будущего», участие в которой обязательно для школ с инженерными классами, позволила продемонстрировать интересную разработку наших учащихся. Исследование на стыки физики и химии ребята анализировали качество кремниевого покрытия золотых пластин. Результаты вызвали интерес сотрудников НПП «Сапфир», потому что связаны с изготовлением современных биосенсоров.В апреле проходила конференция «Старт в медицину», отбор проектов для участия в ней был гораздо строже, чем в предыдущие годы.Проект учащихся медицинского класса проводился на стыке инженерии и медицины. Под руководством ЦМИТ МГТУ имени Н.Э.Баумана ребята придумали способ анализа качества зубных протезов. Этот способ заинтересовал администрацию поликлиники №32, так как позволяет проводить бракераж продукции поставщиков протезов.Для учащихся предпрофессиональных классов проводится предпрофессиональный экзамен, в ходе которого учащиеся демонстрируют умения в области использования профессионального оборудования, решают кейсовые задачи. Экзамен проводится на площадках инженерных и медицинских вузов, а экспертами являются специалисты-профессионалы. Баллы, полученные за успешное прохождение экзамена, учитываются при поступлении в вузы-партнеры школ и включены в правила приема.Структура экзамена – теоретическая часть (компьютерная проверочная работа) и практическая (демонстрация умений, навыков и компетенций). Экзамен оценивается по 100‑балльной шкале.Особенности экзамена в том, что теоретическая часть проводится на базе пунктов проведения, организованных по типу пунктов проведения ЕГЭ. Теоретическая часть представляет собой компьютерное тестирование, контрольно-измерительные материалы которого включают в себя задания по профильным предметам и метапредметные задания. Большая часть заданий с открытым ответом.Практическая часть проводится на базе ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М.Сеченова» Минздрава России и представляет собой выполнение двух индивидуальных ситуационных задач (например, оказание первой помощи, медицинские манипуляции) на площадках, имеющих соответствующее оснащение и оборудование.Экзаменационная комиссия формируется из представителей ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М.Сеченова» Минздрава России.Практическая часть для инженерных классов – это решение разноплановых практических задач с использованием реального оборудования, тренажеров, симуляторов по направлениям: технологическое, исследовательское, конструирование, программирование. Проводится на базе нескольких вузов – партнеров проекта.Экзаменационная комиссия формируется из представителей вузов, участвующих в реализации проектов.Опыт нашей работы показывает, что для достижения успеха в различных городских проектах необходимо ориентироваться на различные целевые индикаторы, на те, которые наиболее эффективно могут быть достигнуты с конкретными учащимися.Так, в проекте «Медицинский класс в московской школе» в прошлом году наиболее весомый вклад в наш рейтинг внесли ребята, блестяще сдавшие предпрофессиональный экзамен и поступившие в Первый МГМУ по целевому набору. В текущем учебном году такого же успеха добились учащиеся, сдававшие предпрофессиональный экзамен по инженерному профилю, некоторые из них сдали испытания с результатом выше 90 баллов.А в медицинском классе на этот раз (в текущем году) более успешными оказались выступления на конференции «Старт в медицину», традиционно проходящей в старинных зданиях Первого МГМУ на ул. Моховая. Проект, посвященный гигиене дыхания, стал победителем конференции.Мы считаем, что индивидуальный подход к применению критериев реализации проектов – важнейшее средство оптимизации деятельности учреждения, реализующего несколько городских проектов одновременно.В этом году наше кадетское братство выросло. Теперь у нас все классы с 7‑го по 10‑й и предкадетские 5‑е и 6‑е классы.Мы надеемся, что в итоге реализации предпрофессиональных проектов организации высшего образования и научные организации получат надежный ресурс – выпускников, мотивированных на освоение профессий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологические отрасли экономики, необходимых для устойчивого опережающего развития России в XXI веке.Ольга КОЧЕРГИНА,педагог-психолог школы №429

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте