Нельзя не заметить, что в образовательной среде все чаще рождаются инициативы, которые достаточно быстро получают признание и становятся востребованными. И происходит это в том случае, когда в их основу закладываются верные смыслы и ценности, незыблемые истины и любовь к профессии. Похоже, форум «Все звезды – в гости к нам» из числа таковых.
Филармония для всехЧетвертый по счету, он снова, как и раньше, проходил в Органном зале Пермской филармонии. Отличная традиция! Мудрую идею Валентины Леонидовны Красносельских, директора пермской школы №2, встречать педагогов, победивших в разные годы на профессиональном конкурсе «Учитель года России», как звезд, поддержало руководство края и города, а главное – ее коллектив, управляющий совет, родители, с которым она успешно все эти годы организует это непростое, но очень важное и полезное действо, к тому же всегда яркое по форме, глубокое по содержанию. И каждый раз с новыми поворотами и акцентами. В этом году, например, к звездным педагогам на форуме присоединились управленцы из школ, вошедших в Топ -500. Разумеется, и «Учительская газета» не случайно оказалась партнером пермского проекта. Он стал для нас весомой частью самого конкурса, запущенного газетой в жизнь 27 лет назад. Форум как продолжение и развитие идеи конкурса в очередной раз подтвердил его целесообразность, жизненную силу. То, что финалистов, победителей, обладателей Малого и Большого Хрустального пеликана приглашают выступать на площадках такого уровня, на филармонической сцене, которая больше привыкла к звездам оперы, театра, академического музыкального искусства, о многом говорит. Тем более что форум уже четвертый раз собирает большую аудиторию зрителей, потребность видеть педагогов-мастеров из разных российских регионов возрастает. А это значит, что конкурс «Учитель года» в самом деле оказался серьезным ресурсом профессионального роста учителя, к которому все более прибегает педагогическое сообщество. Пермский форум наглядный тому пример.Как и в предыдущие годы, на филармонической сцене Органного зала свои мастер-классы показывали «пеликаны» двух поколений конкурсантов. Музыкант из Москвы Артур Заруба и филолог из Брянска Олег Парамонов из начала 90-х. Мэтры педагогики! Маститые, титулованные, опытные, всегда с новыми темами и особыми поворотами в их подаче. Один открывал, другой завершал череду мастер-классов. Верный сценарный ход! Реакция зала предсказуема. Долгие овации, яркие эмоции, восторженные отклики! В Год кино Олег Геннадьевич решил показать на примере двух Владимиров, его любимых поэтов – Маяковского и Высоцкого, как благодаря хорошей литературе рождается настоящее кинематографическое искусство. Следуя призыву поэта Вознесенского «Айда в кино!..», Парамонов блистательно открывает нам поэта Маяковского как сценариста, актера фильма «Барышня и хулиган», а далее с невероятной глубиной и изяществом доносит пушкинскую мысль о Дон Гуане прежде всего как о поэте, а не как о ветреном любовнике в духе Мольера и Байрона. У актера Высоцкого Дон Гуан – человек, ищущий постоянства в любви. Казалось бы, найдя его, он все равно расплачивается с приходом Каменного гостя за совершенные грехи. Как мистически связаны их поэтическое и актерское дарования! Какие неведомые нам ранее тайны открыл учитель словесности, повернув угол зрения присутствовавших в зале на невидимую связь литературы и кинематографа в их творческой судьбе.Четверо из пяти прошлогодних победителей конкурса – Мария Ахапкина, учитель английского языка из Пущино Московской области, информатик и физик из Липецка Алла Волкова, математик из Кировской области Ольга Рычкова, историк из Самары Сергей Кочережко, абсолютный победитель в 2016 году, а также их коллеги по «пятнашке» учитель начальных классов из Москвы Алексей Рубин, историк Ольга Корчагина из Перми подхватили тональность старшего коллеги по конкурсному цеху. Работали активно, по полной программе, с самоотдачей, увлеченно! Уже представленные ими на финале конкурса мастер-классы заиграли здесь по-новому, появились особые краски, неожиданные повороты в раскрытии тем. Чуть менее опытные, но не менее профессиональные в своих предметных областях молодые «пеликаны» зажигали, удивляли, вдохновляли.Заключительный аккорд – мастер-класс Артура Зарубы! Ему под силу убедить аудиторию серьезно заняться музыкальным образованием детей (впрочем, и взрослых!). Музыкант, композитор, виртуозный пианист! Педагог от Бога! Изящный дизайн плюс хороший акустический эффект органного зала, а на сцене рояль всемирно известной фирмы Steinway – почти рай для учителя музыки такого уровня и дополнительный мощный ресурс для раскрытия темы взаимовлияния русской и зарубежной музыкальных культур. Все ли знают, что, например, в Испании, в Германии есть памятные доски, посвященные Глинке, в Италии – Чайковскому? И что у Бетховена есть произведения на русские темы, а свою самую известную 5-ю симфонию он посвятил графу Разумовскому? А «слыхали ль вы», что у истоков русской музыкальной культуры стояли работавшие у нас композитор итальянец по национальности К.Кавос – автор оперы «Иван Сусанин», родом из Вены Л.Минкус – автор балетов «Дон Кихот», «Баядерка», француз М.Петипа – постановщик лучших российских балетов XIX века? И далее, и далее… Точка не поставлена. Как и в прошлый раз, Артур Викторович оставляет адрес своей электронной почты, дает домашнее задание слушателям. В нем скрыт особый смысл. Как вы думаете, какой?Управленческий марафон в стиле ТЕД плюсВторой день форума – управленческая тематика. Приехавшие гости из 15 регионов страны, входлящие в так называемый Топ-500, а также пермские директора в школе №2 становятся участниками управленческого марафона. Марафон, как известно, олимпийская дисциплина легкоатлетической программы. Само слово в отличие от бега на длинные дистанции часто применяют к любым длительным пробегам на пересеченной местности или в экстремальных условиях. И дистанции могут существенно отличаться от классической. Вот и этот сильно отличался от традиционного, поскольку пробежали не 42 км, а совершили путешествие по 11 часовым поясам, ведь в этом «забеге» приняли участие субъекты Российской Федерации от Якутии до Кавказа, от Калининграда до Сибири.«Чем меняться выгоднее всего?» – задает вопрос Наталья Александровна Соснина, заместитель начальника управления персоналом Департамента образования города Перми. И сама же отвечает – идеями. От этого их становится больше, чего не скажешь о материальных вещах. «Поэтому при выборе формата проведения марафона, – продолжает она, – остановились на стиле ТЕД-конференции. Конечно, чтобы провести ее по всем правилам, нужна лицензия. Поэтому мы взяли за основу яркие, интересные выступления, но с ответами на возникающие вопросы (в настоящем ТЕДе вопросы не задаются). Поэтому и назвали наше событие «ТЕД плюс»». Правила проведения были таковы: 5 минут выступление, 5 минут ответы на вопросы, фиксация секрета успеха на флипчарте, интерактивное голосование».Перед стартом все участники марафона (а это более 150 человек) собрались в актовом зале. Начальник Департамента образования администрации города Перми, кандидат педагогических наук Людмила Анатольевна Гаджиева раскрыла секреты успеха и достижений системы образования города Перми. Старт назывался «По три минуты о главном». Пермь – территория инноваций, а пермское образование – одно из лучших в России. Первый секрет высоких результатов, по утверждению креативного и волевого руководителя пермского городского образования, создание конкурентной среды. Только рынок может по-настоящему решить проблему – должна быть разрушена монополизация муниципальной сети ОУ и созданы условия для развития частного сектора в сфере предоставления образовательных услуг.Новый подход к оценке результативности и эффективности деятельности образовательных учреждений, на основании которого выстраивается матрица управленческих решений, по ее мнению, вторая слагаемая успеха. И наконец профессиональное самоопределение учащихся (не профориентация!). Генеральная цель пермского образования – обеспечить выпускникам школ высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению на основе самостоятельного построения ими индивидуально ориентированного образования.В конце выступления Людмила Анатольевна представила особый сленг пермского образования. Присутствовавшие в зале называли интересующий их термин, а рассказывали о нем директора пермских школ или специалисты департамента образования.Сленг пермского образования-2016:Краткосрочные курсы (6-18 ч.).Поточный метод.Индивидуальный учебный план.Метапредметность.Профессиональные пробы.РОСНАНО.Международный бакалавриат.English for Teacher.Предметное и метапредметное тестирование учителей.Личные кабинеты дошкольника, школьника, педагога (на облаке).Роботехника.Международное образование.Кейсы предприятий.Конкурсы и рейтинги.Децентрализация средств, полномочий, ответственности.Стоимость услуги (полный норматив).Автономность 85%.Холдинг.Аутсорсинг непрофильных функций.Энергоэффективность.Конструктор МЗ.Корректировка МЗ (отъем денег).Персучет в допобразовании.Выкуп зданий.Концессия.После яркого, оптимистичного старта участники марафона разделились на 3 группы. Спикерами в них были представители управленческих команд из Топ-500. И начались выступления (не хуже, чем на настоящем ТЕДе!), каждое из которых заканчивалось формулированием одного секрета достижения высокого качества образования. По установленным правилам все секреты успеха оценивались для выстраивания рейтинга самых результативных и оригинальных находок школ. Голосование проводилось в достаточно новой форме – с использованием программы Plickers. Программа работает по технологии, основу которой составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому участнику выдается по одной карточке. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A – 1 балл, B – 2 балла, C – 3 балла, D – 4 балла), и он указан на самой карточке. После оглашения секрета успеха карточка показывается соответствующей стороной (выбранным количеством баллов) вниз. Ведущий с помощью мобильного приложения сканирует ответы в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базе данных и доступны напрямую в мобильном приложении для мгновенного анализа. Результаты голосования сразу высвечиваются на экране.Какие же секреты-«рецепты» предложили участники марафона (назовем лучшие из рейтинга)? Ведение поточно-группового метода обучения; использование «перевернутого» образования, обучение в малых группах; поддержка педагогов средствами педагогического коучинга; создание конкурентной среды для педагогов и учащихся (рейтинги, системы стимулирования для педагогов и для учащихся), новые образовательные инициативы: адаптационный лагерь (для 1-х, 5-х классов, предметные и метапредметные чемпионаты учащихся), интеграция программы вуза в школьную образовательную программу (для школ с углубленным изучением предметов), отказ от пятибалльной системы оценивания, разработка индивидуальных маршрутов образования каждому ученику, использование международного взаимообмена для развития языковых компетенций детей.И еще прозвучало немало интересных идей, которые можно больше назвать принципами современной педагогики. Например, такой постулат, как «не позволяй ни себе, ни детям некачественного вопроса» или «школа – союз единомышленников и единая территория развития личности», «эффективный менеджмент с использованием проектно-целевого метода управления», «разумная интеграция основного и дополнительного образования» и многие другие. Одним словом, море идей, достойных распространения! Да и сам формат, технология проведения этой встречи для многих послужили мотивационным фактором и неким толчком изменить свое учреждение, подходы к качеству образования.Управленческий марафон завершился на позитивной ноте, как и творческие встречи прилетевших в Пермь учителей-«пеликанов» с коллегами по своим предметным областям, о чем они уже вечером в неформальной дружеской обстановке рассказывали друг другу, делились впечатлениями, искренне и сердечно выражая благодарность пермякам за такой праздник мастерства, вдохновения и особого гостеприимства. А главный организатор Валентина Красносельских уже задумалась о следующем, юбилейном. С такой командой учителей и родителей, которую она сумела создать в своей любимой школе №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля, пятый форум, судя по всему, состоится. А «УГ», как всегда, будет надежным партнером и союзником!Наша справкаТермин ТЕД взят из американского опыта проведения конференций, на которых собираются одновременно ученые, политики, предприниматели, музыканты, художники, инженеры и т. д. TED – Technology, Entertainment, Desing, что вольно можно перевести на русский как «Наука, Искусство, Культура». Слоган конференции – «Идеи, достойные распространения». Задача – рассказать об интересных идеях как можно большему количеству людей. На TED-конференциях ежегодно вручают премии за «желание изменить мир». Пермь
Комментарии