search
main
0

Организатор жизни в стране. Тема «Что такое государство». 6-й класс

Основные понятия: государство, признаки государства, формы государственного устройства, полис, нация, общество, мировое сообщество. Знания, умения, навыки развития личности: Объяснять смысл понятий «государство», «полис», «нация». Называть основные признаки государства. Составлять рассказ об идеальном государстве.

: В ряду приведенных ниже качеств личности отметьте те, которые в наибольшей мере характеризуют человека как гражданина: чувство юмора; лукавство; ответственность; бережливость; чувство чести; работоспособность; смелость; дисциплинированность; красота; доброта; стыдливость; талантливость.

Ход урока

С понятием «государство» вы знакомы из курса истории. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых таких образований связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством. Оно призвано было организовать людей, проживающих на определенной территории, решало важные для всего общества вопросы.

Раздаточный материал: «Главным занятием египтян было земледелие. Единственным источником влаги для полей были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому поселку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека – номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории – нома и начинал передавать свою власть по наследству».

Вопросы

В чьих руках находилась власть?

В интересах кого номарх осуществлял свою власть?

Вывод

Общество признало за теми, кто руководил общественно значимыми работами право управлять, издавать те или иные распоряжения, обязательные для исполнения всеми членами общества, прибегая в случае нарушения их к силовым решениям.

На доске (учащиеся записывают в тетрадь):

Государство – это политическая организация публичной власти, которая объединяет общество для решения общих дел; управляет обществом в интересах какой-то части или всего общества; регулирует отношения между людьми, обладая при этом правом и средствами (армия, полиция, суды и т.д.) для претворения своих решений в жизнь.

Государство осуществляет управление обществом с помощью своих органов власти и управления. Оно опирается на свои силовые структуры: армию, полицию, органы безопасности. Поэтому государство является главным учреждением (институтом) общества, посредством которого власти реализовали свою политику.

Как политическая организация общества государство выражает общий интерес. Например, проведение крупных хозяйственных работ (сооружение ирригационных систем в Древнем Востоке); защита страны от внешней угрозы требовала создания вооруженных объединений и регулярного сбора средств на их сооружение (Киевская Русь, дружина, полюдье), создание механизма власти для сохранения покорности порабощенных (Спарта – илоты, англосаксонское завоевание Британии). Ряд этих примеров показывает, как общий интерес способствовал возникновению государства. Кроме того, оно представляет население страны в отношениях с другими государствами.

В эпоху родовой и соседской общины отношения между людьми регулировали обычаи, традиции, нормы морали, которые поддерживались авторитетом старейшины, вождя, мнением всех ее членов. Развитие хозяйственной деятельности породило более развитые формы совместного существования, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению излишнего продукта, присваиваемого теми, кто пользовался властью. Сначала незначительное, затем более явное неравенство вело к необходимости создания новых норм, правил и органов управления, которые бы регулировали новые отношения между людьми. Возникла необходимость в профессиональных чиновниках-управленцах, выполняющих публичные, то есть общие для всех, функции организации и управления. Эти были люди, составлявшие аппарат управления. Так возникает государство.

С зарождением государства появляются правовые нормы, оформленные в своды законов («Законы Хаммурапи», «Законы Ману», «Русская правда» и т.д.), призванные регулировать отношения между народом и государством. Эти нормы права имели общеобязательный характер для исполнения населением.

Задание: Пользуясь атласом по истории древнего мира, назовите первые государства Древнего Востока и Европы.

Назовите характерные черты, присущие этим государствам.

Признаки государства

1) Единая территория, на которой осуществляется власть государства.

2) Суверенитет – единство, верховенство государственной власти внутри страны, ее способность принимать самостоятельные решения, а также ее независимость в международных отношениях.

3) Наличие органов власти и управления для решения общих дел.

4) Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов – армии, полиции, службы безопасности, суда, прокуратуры.

5) Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно значимых дел.

6) Гражданство, т.е. обязательность членства в государстве.

Задание: По приведенным ниже ситуациям определите, о каком из признаков государства идет речь:

Египет – эта страна, которая располагалась в долине реки Нил от ее первого порога до впадения в Средиземное море.

Персидский царь Дарий I разделил свою страну на 20 провинций (сатрапий) во главе с сатрапами.

Во все концы своего государства Дарий I посылал своих людей (их называли «глаза и уши царя»), которые следили за порядком.

Население завоеванных Дарием I стран платило налоги.

Придя к власти в 746 г. до н.э., ассирийский царь Тиглатпалассар создал постоянное, хорошо организованное войско, главную силу которого составляли колесницы и конница. Ассирийцы впервые применили при взятии крепостей осадные машины.

В 525 г. до н.э. Вавилонская держава подчинилась персам.

В 1792 году до н.э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы. Они были высечены на каменном базальтовом столбе, который поставили перед дворцом.

Функции государства

Внутренние: охранительные (охрана порядка); регулятивные (регулируют наиболее важные общественные отношения).

Внешние: международное сотрудничество; обеспечение обороны страны.

Прочитайте текст «Исторические факты» на стр.37 §6, учебника А.Кравченко. О чем в нем идет речь? О каких причинах происхождения государства мы уже говорили? Существуют и другие теории, дающие свое объяснение происхождению государства. Они выписаны на доске. Я назову суть каждой из них, а вы попытайтесь отгадать, о какой из них идет речь.

На доске: теологическая, договорная, теория завоеваний, общественная теория, расовая, патриархальная, классовая, политико-правовая.

Учитель (зачитывает характеристики данных теорий):

Государство является результатом божественного сотворения мира.

Государство происходит из семьи, это результат разрастания семьи.

Государственная власть есть продолжение отцовской власти.

У одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. У последних развито чувство послушания, повиновения.

Государство есть источник права, которое организует жизнь общества и деятельность самого государства.

Государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.

Государство возникло как объединение людей на добровольной основе, в результате соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Люди делятся на высшие и низшие расы. Одни призваны господствовать над другими.

Государство возникает как результат завоевания одной части общества другой.

Учитель: Несмотря на общие признаки, государства различаются по своей форме. Форма государства – это совокупность признаков государства, которые показывают, какова организация власти в данной стране, какими органами и какими методами власть осуществляется. Форму государства характеризуют три элемента:

Форма правления (Кто правит, каким образом получил власть?).

Форма государственного устройства (Из каких частей состоит государство, каково их положение, каковы взаимоотношения с центральной властью?).

Политический режим (Каковы взаимоотношения власти и общества, с помощью каких средств – права, авторитета, насилия – осуществляется власть?).

Формы государства

Форма правления: монархия, республика.

Форма государственного устройства: унитарное, федерация.

Политический режим: демократия, диктатура.

О какой из форм государства идет речь:

Государство, где на всей территории действует единая центральная власть. (Это простая форма государства – унитарное.)

Государство, части которого обладают значительной самостоятельностью. (Эта форма сложного государства – федерации.)

Государство, во главе которого правитель, получивший власть по наследству.

Государство, в котором власть принадлежит выборным органам.

Государство, в котором уважаются права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел.

Государство, где власть незаконно захвачена либо осуществляется с помощью жестких мер (армия, полиция, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством.

Прочитайте текст «Исторический факт» на стр. 37. Какие формы правления существуют в современной Голландии и Российской Федерации? Объясните свой ответ. Что вы знаете о формах правления известных вам государств? Что еще можно сказать о форме государства по названию нашего государства – Российская Федерация? Что вы можете узнать о государственном устройстве России из первой статьи Конституции РФ: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»?

Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Познакомьтесь с текстом учебника на стр.38-39 и ответьте на вопросы:

Какое государство называют городом-полисом?

Где оно впервые сложилось?

В чем особенности такого государства?

Какие категории населения были лишены права называться гражданами и участвовать в политической жизни?

Как была организована жизнь городов-коммун в средневековой Италии?

Учитель: Существует и другая форма государства, сложившаяся примерно 200-250 лет назад – государство-нация.

Прочитайте в учебнике определение «нация», выпишите его в тетрадь.

Приведите примеры наций-государств, многонациональных государств.

Что понимается под мировым сообществом? Какие общие проблемы могут объединить государства для их решения?

Учитель: Известны такие формы объединения независимых государств, как конфедерации, содружества.

Подведем итоги:

А. Государство – это территориальная организация публичной власти, основной институт общества, осуществляющий управление в интересах какой-то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.

Б. Государства бывают разные. Они различаются: по территориальному устройству; по форме правления; по политическому режиму.

Все это различные формы государства.

В. По территориальному устройству государства делятся на простые и сложные. Большинство государств мира – простые. Среди сложных государств сейчас больше федераций.

Г. По форме правления различаются монархии и республики.

Д. Больше всего жизнь людей зависит от политического режима, который бывает демократическим и недемократическим (диктатура).

Е. Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Такая форма государства сложилась в Древней Греции и Древнем Риме.

Ж. Примерно 200-250 лет назад стали складываться государства-нации. Людей, проживающих на территории этих государств, объединяют общность языка, культуры, историческая судьба, тесные экономические связи. Помимо национальных государств существуют и многонациональные. В этих государствах живут вместе люди разных национальностей.

З. Государство и общество следует различать. Государство – это система органов, учреждений, занимающихся политическим управлением общества.

И. Мировое сообщество, сложившееся в результате укрепления экономических, социальных и культурных связей, зародилось в ХХ веке как объединение разных народов для решения глобальных проблем современности.

Гарантия защиты человека

Тема

«Государство и его граждане»

Основная идея урока: Гражданство – гарантия защиты гражданина, его прав, свобод государством. Взаимная ответственность граждан и государства.

Основные понятия: государство, гражданин, гражданство, паспорт, суверенитет.

Знания, умения, навыки развития личности: соотносить понятия гражданин, человек, гражданство; соотносить положение граждан и неграждан в государстве; называть способы приобретения гражданства, опираясь на текст Закона «О гражданстве»; называть права и обязанности, которыми обладают граждане нашего государства, опираясь на текст Конституции РФ; выделять отличительные черты Российского государства.

Как же назвать тех, кто проживает на территории того или иного государства? (Люди, жители страны, подданные, граждане.)

В истории был период, когда государственная власть высоко стояла над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе, его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей, либо налагало определенные обязанности. (Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного вельможу лишить не только его имущества, но и отправить на плаху.)

В таком случае взаимоотношения между таким государством и людьми будут строиться следующим образом: государство – сверху, внизу – подданные.

Однако в истории были примеры, когда жителей государства называли гражданами.

В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей или работой. Вне его границ каждый грек превращался в бесправного и беззащитного человека, которого можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин чувствовал себя в безопасности и мог рассчитывать на помощь и поддержку. Кроме того, только полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как будет распределена общественная земля, по каким законам жить… Решая эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборонял полис от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать жизнью ради его благополучия. Богатые граждане должны были нести и существенные затраты «на общее благо»: они обязаны были оплачивать устройство народных праздников или сооружение новых кораблей, за свой счет купить боевого коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением.

Исходя из данного примера модель взаимоотношений между государством и людьми будет выглядеть иначе: ГОСУДАРСТВО – ГРАЖДАНЕ.

Гражданин – это человек, обладающий правовым статусом (совокупностью прав и обязанностей, определяющей его юридическое положение в обществе). Гражданин – Отечества достойный сын. Гражданин – свободный и равный в правах. Гражданин – не товарищ.

К какому определению мы отнесем следующий исторический пример?

Начало ХVII в. на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство. Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и князя Пожарского народ изгоняет интервентов. В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечившую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский житель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Обязательно ли совершать военный подвиг по спасению свободы и независимости государства, чтобы быть достойным сыном своего Отечества? Какими делами можно заслужить такое звание? (Достижениями в учебе, работе, творчестве.) Приведите примеры.

Задание: В ряду приведенных ниже качеств личности отметьте те, которые в наибольшей мере характеризуют человека как гражданина: чувство юмора; лукавство; ответственность; бережливость; чувство чести; работоспособность; смелость; дисциплинированность; красота; доброта; стыдливость; талантливость.

Следующий исторический пример нас относит в революционную Францию.

14 июля 1789 года народ пошел на приступ Бастилии (королевской тюрьмы). Взятие Бастилии символизировало свержение абсолютизма, уничтожение сословного деления людей. «Декларация прав человека и гражданина» от 26 августа 1789 г. – документ, порожденный революцией, провозглашал равенство всех в правах и перед законом независимо от происхождения и имущественного положения. Теперь ко всем обращались со словом «гражданин», значит «равный», «свободный» и преданный делу революции: гражданин Марат, гражданин Мирабо, гражданин Дантон.

В современном понимании, гражданин – это человек, проживающий на территории того или иного государства, пользующийся его защитой, обладающий широкими правами и свободами, исполняющий обязанности, осознающий свою ответственность за свои действия.

Однако государство населяют не только граждане, но и лица без гражданства (апатриды), приезжие из других государств. Чем же отличается их правовое положение в обществе?

В греческом полисе метеки (переселенцы из других областей) не допускались к участию в народном собрании, а за проживание в государстве платили налог. Рабы были лишены не только политических прав (участвовать в управлении государством), но и личных (распоряжаться своей жизнью и свободой, быть неприкосновенным в личной жизни).

Обратимся к тексту Конституции РФ, где во второй главе перечисляются права, которыми обладают все люди, и только те, кто является гражданином нашего государства. (Учитель зачитывает выдержки из Конституции, а ученики распределяют права в две группы: права человека и права гражданина.)

Гражданин обладает всей полнотой прав и свобод, закрепленных в конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать. В свою очередь на гражданина возложены обязанности перед государством. При этом ни права, ни обязанности гражданина не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства.

Гражданин обязан соблюдать законы государства.

Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.

Гражданин должен защищать Отечество.

Гражданин должен сохранять природу.

Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

Гражданин должен беречь памятники культуры.

Таким образом, гражданство – это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.

Существуют два принципа определения или приобретения гражданства: принцип «крови» – гражданство человека определяется по гражданству его родителей; принцип «почвы» – по стране места рождения.

Какие существуют основания приобретения гражданства в нашей стране? Об этом говорится в Законе «О гражданстве».

Первоначальным основанием приобретения российского гражданства стало его признание: все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России на день вступления в силу российского Закона «О гражданстве», признавались гражданами России, если в течение одного года после этого дня не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Гражданами России признаются по рождению: ребенок является гражданином РФ, если оба родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. Место рождения значения не имеет. В случае, когда один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок тоже считается гражданином РФ независимо от места рождения. Если гражданином России является только один из родителей, а другой – иностранец, то гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. А если соглашение не достигнуто? Тогда все определяет место рождения: если ребенок родился в России, то он становится ее гражданином. Если ребенок находится на территории России, а оба родителя его неизвестны, он становится гражданином России.

Российское гражданство может быть приобретено в порядке регистрации. Это относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии (отец, мать, дед, бабка) является гражданином России, также дети бывших граждан СССР, достигшие 18 лет, и в течение 5 лет. В порядке регистрации российское гражданство приобретают и апатриды, постоянно проживающие на территории России.

Существует и процедура приема в гражданство на основании ходатайства заинтересованных лиц. С ходатайством могут обратиться достигшие 18 лет иностранцы, прожившие на территории России непрерывно пять лет и более, и лица без гражданства, прожившие там три года и более. Для беженцев этот срок сокращается вдвое.

В приеме в гражданство может быть отказано в следующих случаях: если лицо выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами России; осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Вопрос: Как вы думаете, кто принимает решение о приеме в гражданство (статья 89 Конституции РФ)?

Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ, а подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Министерство внутренних дел, а за границей – Министерство иностранных дел. Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт РФ. Этот порядок называется натурализацией.

Разберем следующие ситуации (работа в группах):

Являются ли гражданами России молдаване, проживавшие в Костромской области и в декабре 1992 года выехавшие в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства?

Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ «О гражданстве»?

Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?

Российская гражданка вышла замуж за ливанского гражданина. У них родилась дочь, а через два года брак был расторгнут и отец уехал на родину, а мать с дочерью остались жить в Волгограде. Через пять лет отец без согласия матери забрал дочь и вывез ее к себе в Ливан. На границе он предъявил свидетельство о рождении дочери, из которого было видно, что он ее отец. Гражданкой какого государства является дочь?

Российский гражданин не может быть лишен гражданства. В то же время он может выйти из российского гражданства, подав соответствующее ходатайство. Ему может быть отказано в следующих случаях: если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии; если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за уголовное преступление; если у него есть обязательства перед другими лицами, например, платит алименты, а он уезжает в ту страну, с которой у России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение этого обязательства не будет обеспечено.

Конституция России допускает и двойное гражданство.

Российское государство имеет свои отличительные черты. Они перечислены в первой главе Конституции РФ (работа с документом):

Демократическое, федеративное, правовое с республиканской формой правления.

РФ признает наивысшей ценностью права и свободы человека, а их защиту – своей обязанностью.

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под защитой государства находятся все формы собственности.

Государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Россия – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Государство – это мы».

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания, Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте