search
main
0

Организация. Интеллект. Техника. Затраты окупятся

В ходе обсуждения инновационных подходов управления учебными заведениями в современных условиях часто возникает вопрос: «Каких результатов следует ждать техникуму от внедрения ИКТ в управление образовательным учреждением?» Этот вопрос отражает закономерное желание руководителей образовательных учреждений, принимающих решение о внедрении ИКТ, знать, какие конкретные выгоды даст использование ИКТ в организации учебного процесса государственного образовательного учреждения и каким образом окупятся затраты на их внедрение.

Предполагаемые выгоды от внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс условно можно разделить на внутренние и внешние. Под внешними выгодами обычно подразумевается повышение доверия к учебному заведению со стороны работодателей и родителей, будущих студентов и, как следствие, увеличение конкурса при поступлении на ту или иную специальность техникума.

Гораздо больший интерес представляет определение предполагаемых внутренних выгод. Под внутренними выгодами подразумеваются те преимущества, которые может получить учебное заведение, заранее ориентирующееся на длительный процесс постоянного совершенствования всей своей деятельности. В этой связи обычно говорят о положительной динамике большого количества факторов, таких, как исполнительская дисциплина, прослеживаемость и контроль выполнения принятых решений, рационализация организационной структуры учебного заведения, обеспечение достижения конкретных количественно определенных целей (абсолютная и качественная успеваемость как по отдельно взятой специальности, так и по образовательному учреждению в целом) и повышение ответственности руководителей всех уровней за их достижение.

Использование ИКТ влечет за собой получение конкурентоспособного выпускника. Однако при любом подходе к проблеме совершенно очевидным становится то, что конкурентоспособность выпускника техникума однозначно определяется конкурентоспособностью образовательного учреждения в целом.

Для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения можно выделить три основных потенциала образовательного учреждения: организационный, интеллектуальный и технический, причем организационный является ключевым, от которого во многом зависит использование и развитие остальных потенциалов. Именно на него мы сделали упор при внедрении ИКТ в организацию управления образовательным учреждением.

Так как основой современного этапа модернизации образования является использование информационных образовательных технологий, а они, в свою очередь, позволяют перевести организационный потенциал на совершенно новый уровень, то применение их в настоящий момент в образовательных учреждениях становится уже необходимостью.

Но нельзя просто пожелать использовать ИКТ в организации управления образовательным учреждением. Для эффективной реализации задуманного необходимо выполнение многих факторов, таких, как наличие соответствующей материальной базы, умение всех сотрудников техникума работать на ПК (владение навыками работы со стандартным Office), ведение автоматизированного мониторинга учебного процесса, влияющего на качество обучения студентов, использование информационно-коммуникационных технологий при реализации задуманных идей.

Вот уже несколько лет мы работаем в области использования ИКТ в управлении работой техникума и от задумок и идей перешли к реализации нашего проекта. Путь был сложный, так как необходимо было изменить мировоззрение педагогического коллектива (многие сотрудники отработали по 15-20 лет в техникуме и не имели представления о ПК), разработать новые положения и повысить требования к оформлению отчетной и учебной документации (наличие электронных вариантов).

Для эффективного использования информационных технологий в образовательной среде нужен поиск таких организационных форм, методов, методик, которые адекватно отражали бы возможности и особенности новых средств. Мы не остановились на достигнутом и направили свои силы на повышение качества образовательного процесса.

Одним из аспектов качества образовательного процесса стали общая успеваемость и качество подготовки специалистов в целом. Для планомерного влияния на улучшение качества успеваемости необходимо изучение динамики роста успеваемости, а это возможно только в мониторинговом режиме.

Мониторинг – это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления современной и качественной информацией.

Анализы полученных результатов исследований помогли нам выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания. Поэтому можно точно утверждать, что выбранная форма организации мониторинговых исследований дала свои результаты (динамика роста качества 15-20%).

Мониторинговые исследования в нашем техникуме осуществляются в несколько этапов:

1-й этап – выставление промежуточных оценок за месяц в журнал преподавателями по всем дисциплинам;

2-й этап – выставление этих оценок старостами групп в сводную ведомость на бумажных носителях, учет посещаемости (по уважительной/не уважительной причине) занятий студентами;

3-й этап – проверка бумажных носителей классными руководителями;

4-й этап – выставление оценок с бумажных носителей в электронные ведомости старостами групп;

5-й этап – проверка электронных ведомостей заведующими отделений, анализ успеваемости и посещаемости, качества успеваемости отделения, установка защиты данных.

Для реализации мониторинга исследований пока еще используется табличный редактор MS Excel. Организованный таким способом доступ к информации позволяет получать нужные производные документы (количество неуспевающих, занимающихся на «4» и «5», успеваемость, абсолютную и качественную, абсолютную и относительную посещаемость и т.д., выраженную в табличном или графическом виде) по группам, отделениям и техникума в целом.

Все развивается, и мы также не стоим на месте, поэтому те средства, которые мы используем в управлении образовательным учреждением, нас уже не устраивают, встал вопрос о создании полноценной учебной базы данных, которая объединила бы в себе многие задачи и позволила бы автоматизировать многие процессы, что повлияет на работу всего техникума в целом.

В настоящее время в техникуме разработана принципиально новая система управления качеством подготовки специалиста. Приобретено новое оборудование, прокладывается новая локальная коммуникационная сеть (старая локальная сеть находится также в рабочем состоянии).

Новая система управления техникума включает в себя:

Сведения о преподавателях.

Расписание занятий для студентов. Учет проведенных часов преподавателями по всем дисциплинам.

Автоматизированный мониторинг успеваемости и посещаемости студентов.

Личные сведения о студентах.

Сведения о группах и отделениях.

Возможность получения всевозможных выходных документов (отчетов).

Возможность получения информации, индивидуально по каждому студенту по интернету.

Станислав МАЙДУРОВ, директор Бийского техникума механической обработки древесины

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте