search
main
0

Орешки, чипсы, сигареты. 70 процентов старшеклассников спят менее семи часов в сутки и практически не гуляют

Если спросить у родителя, отправляющего ребенка в школу, каким он хочет видеть его по окончании учебного заведения, то большинство сегодняшних пап и мам на первое место поставят здоровье. Образованный, но больной молодой человек – далеко не тот образ, о котором мечтает заботливый родитель, однако, по официальным данным, сегодня еще до школы половина детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья.

По данным Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, условно абсолютно здоровыми можно считать одну треть детей. В школе лидируют такие заболевания, как нарушение осанки, нарушение зрения, болезни органов дыхания. По данным исследований петербургского Комитета по здравоохранению, если относительно здоровый образ жизни ведут две трети младших школьников, то у старшеклассников эта цифра укладывается всего в 4 процента. Среди них более 70 процентов спят менее семи часов в сутки, практически не гуляют, регулярное горячее питание имеют 1-2 раза в день, в остальное время перекусывают чипсами, орешками, к тому же курят в среднем около 40 процентов старшеклассников, причем как мальчиков, так и девочек.

По мнению медиков, с учетом того что дети большую часть времени проводят в школе, вмешательство со стороны взрослых должно сосредоточиваться именно на факторе образа жизни. С этим мнением согласны политики и педагоги, поскольку еще в 2005 году по инициативе Законодательного собрания Санкт-Петербурга была разработана и утверждена Координационным советом Комитета по образованию концепция создания службы здоровья в образовательных учреждениях города. В соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга в рамках данной концепции был реализован городской эксперимент, целью которого явилась апробация организационно-функциональной модели службы здоровья на базе образовательных учреждений, имеющих разные стартовые возможности.

Данный эксперимент проводился на базе шести школ города: №№277, 503, 539, 280, 455, 667. Пилотные образовательные учреждения относились к разным типам школ, имели различное материальное обеспечение, находились в разных районах города и обладали собственным опытом в области здоровьесберегающей деятельности.

Первый этап эксперимента предполагал следующее: научно-нормативное обеспечение деятельности службы здоровья, подготовку школьных команд, подготовку участников образовательного процесса в составе деятельности службы здоровья, обеспечение межведомственного характера эксперимента и методическое обеспечение деятельности службы здоровья. Данные задачи можно считать выполненными, поскольку результаты эксперимента таковы: разработаны и представлены к утверждению нормативные основы создания службы здоровья в образовательном учреждении; разработана и апробирована образовательная программа годичных курсов для подготовки команд специалистов службы здоровья на базе Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования и Медицинской академии повышения образования. Разработана автоматизированная система сбора информации, обработки и выдачи результатов мониторинга здоровьесберегающей среды образовательного учреждения; создан динамичный сайт «Служба здоровья образовательного учреждения» (электронный адрес: szou.webmerit.ru). Подготовлен учебно-методический комплект «Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации», состоящий из четырех пособий.

На данный момент городской эксперимент «Апробация службы здоровья на базе ОУ» завершен. Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга четыре школы – №№503, 280, 667, 455 – переведены в статус городских ресурсных центров и готовы поделиться своим опытом. Уже в этом учебном году на базе ресурсных центров в сотрудничестве с Академией последипломного педагогического образования проводились курсовая подготовка специалистов службы здоровья, обучающие семинары, «круглые столы», консультации. Создана академическая программа «Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: состояние, проблемы, перспективы».

Что дал эксперимент педагогическому и ученическому коллективу, рассказывает Людмила Крайнова, директор школы №503:

– С появлением в нашей школе службы здоровья все изменилось, она в несколько раз повысила КПД каждого из участников данного процесса.

Если раньше медсестра собиралась делать прививки, то она единолично решала проблему, получала результат и отчитывалась по нему в поликлинике. Если на прививку не приходило много детей, то по факту обращалась ко мне как к руководителю. Процесс растягивался во времени. Сегодня выдвигается проблема, собирается служба здоровья и решает ее. Завуч смотрит график контрольных и самостоятельных работ, социальный педагог проводит работу с семьями группы риска, учитель физкультуры корректирует свои уроки, преподаватель ОБЖ рассказывает о значении прививок. Получается коллективный, комплексный результат. Это новый, более эффективный стиль работы.

Или другой пример. Обозначилась проблема внешнего вида учащихся. В службе здоровья всем нашлось дело. Здесь и беседы о репродуктивном здоровье, о деловом стиле одежды, о личной безопасности…

– Людмила Викторовна, кто входит в службу здоровья в вашей школе?

– Логопед, психолог, социальный педагог, ответственный за организацию питания, медицинские работники школы, руководитель отделения дополнительного образования детей, преподаватель ОБЖ, учителя физкультуры, руководитель службы здоровья и директор школы. То есть люди, которые могут мобильно собраться.

Работа в проекте подвигла нас к корректировке учебных программ. К примеру, я, как преподаватель ОБЖ, сегодня в беседе с ребятами говорю об осознании ими ценности здоровья. Человек должен об этом думать не тогда, когда после сотен пачек выкуренных сигарет у него обнаружили затемнение в легких, а до. Кстати сказать, идеи важности собственного здоровья вполне доносимы до детей. Часто они сами начинают задаваться вопросом: от кого зависит здоровье? И приходят к выводу: от тебя самого.

По физкультуре мы также разработали учебную программу, по которой девочки могут заниматься в критические дни. Параллелим классы детей одного возраста, чтобы ребята с нарушениями осанки могли ходить на занятия по ЛФК.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте