search
main
0

Оратор, воспитатель, эстет

Оратор, воспитатель, эстет

Портрет идеального физкультурника

Учитель физической культуры должен быть всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения. Кроме того, он должен осмыслить:

цели и задачи физической культуры;

общую концепцию научного содержания предмета;

современное состояние физической культуры в городе, области, России и за рубежом;

место и роль предмета “Физическая культура” среди других предметов школьной программы;

межпредметные связи;

передовой педагогический опыт и умение внедрить его в свою работу.

Условия эффективного физического воспитания:

текущее и перспективное планирование;

подготовленность материально-технической базы;

пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;

нестандартное оборудование;

специальные медицинские группы (ОФП, оздоровительной коррекции);

кружки физической культуры, секции по различным видам спорта и др.;

систематическая подготовка физкультурного актива;

профориентация;

специальные спортивные классы;

организация на базе школы педагогической практики студентов физкультурных учебных заведений;

музей спортивной славы школы.

Учитель физической культуры воспитывает ребят в духе преодоления трудностей, ведет их “от простого к сложному”, от изученного к неизученному – создает систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию. Педагог имеет дело с внутренним миром ребенка, его мировоззрением, мыслями, желаниями и надеждами, его горестями и радостями. Кому-то он помогает укрепить здоровье, советует, какую приобрести профессию.

На уроках и спортивных тренировках преподаватель постоянно обращает внимание на поведение ребят в зале, на взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями, требует содержать в порядке и чистоте спортивную форму, спортивный зал, раздевалки, душевые, туалетные комнаты.

Долг учителя физической культуры – научить детей самостоятельно делать утреннюю гимнастику. Это одна из перспективных задач педагога. Для ее решения он привлекает родителей, проводя для них методические занятия и открытые уроки по физическому воспитанию и спортивной тренировке. Многолетние исследования показывают, что более половины родителей умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде, играть в спортивные или подвижные игры. Учителю физкультуры необходимо знать об этом и вооружить родителей методикой проведения физкультурно-спортивных занятий с учетом возрастных особенностей ребенка.

Чтобы иметь авторитет у детей, учителю физической культуры необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не “давить” своими знаниями, а терпеливо передавать их ученикам. Речь физкультурника должна быть образной и понятной ребятам.

Учитель и ученик составляют единую систему, объединенную общей целью: учитель передает знания, умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на уроках физической культуры, на занятиях в спортивных секциях, соревнованиях и т.д. Педагог сохраняет целостность системы за счет применения таких элементов общения, как прямые и косвенные, опосредованные обращения к ребятам. Прямое требование характеризуется конкретностью задания, лаконичностью указания, сдержанным деловым тоном обращения к школьникам и строгой последовательностью необходимых действий учеников. Формы косвенного общения – просьба, доверие, ободрение.

Есть надежда, что воспитание в детях духовности станет в обозримом будущем одной из главных задач школы. Я представляю, что под одной крышей будут находиться общеобразовательная, спортивная, музыкальная школы и школа искусств, а занятия физкультурой станут ежедневными, так как государству будут нужны здоровые люди. В настоящее же время заказ государства на здоровых граждан отсутствует.

Задача учителя физической культуры – дать на уроке и спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма. Произведения искусства, фотографии, биографии спортсменов прошлого и настоящего в этом ему помогут.

В.В.Белорусова, Н.Г.Кольцова, Н.И.Пономарев, А. Френкин и другие ученые, исследуя взаимосвязь физического и эстетического воспитания, выяснили, что эстетические вкусы воспитывают:

1. Основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии).

2. Общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов, формирование правильной осанки).

3. Игры (творческие, с пением, национальные).

4. Виды искусства (музыка, элементы танца, образцы фольклора).

5. Эстетическая обстановка занятий.

6. Общение с природой.

7. Образцовый показ упражнений учителем.

И. НОСОВ,

профессор НГПУ,

заслуженный работник

физической культуры России

(Региональный научно-методический журнал “Сибирский учитель”, май-июнь 2000 г., ╧ 3(7)

http://www.edu.ru/~su/

)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте