Оратор, воспитатель, эстет
Портрет идеального физкультурника
Учитель физической культуры должен быть всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения. Кроме того, он должен осмыслить:
цели и задачи физической культуры;
общую концепцию научного содержания предмета;
современное состояние физической культуры в городе, области, России и за рубежом;
место и роль предмета “Физическая культура” среди других предметов школьной программы;
межпредметные связи;
передовой педагогический опыт и умение внедрить его в свою работу.
Условия эффективного физического воспитания:
текущее и перспективное планирование;
подготовленность материально-технической базы;
пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;
нестандартное оборудование;
специальные медицинские группы (ОФП, оздоровительной коррекции);
кружки физической культуры, секции по различным видам спорта и др.;
систематическая подготовка физкультурного актива;
профориентация;
специальные спортивные классы;
организация на базе школы педагогической практики студентов физкультурных учебных заведений;
музей спортивной славы школы.
Учитель физической культуры воспитывает ребят в духе преодоления трудностей, ведет их “от простого к сложному”, от изученного к неизученному – создает систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию. Педагог имеет дело с внутренним миром ребенка, его мировоззрением, мыслями, желаниями и надеждами, его горестями и радостями. Кому-то он помогает укрепить здоровье, советует, какую приобрести профессию.
На уроках и спортивных тренировках преподаватель постоянно обращает внимание на поведение ребят в зале, на взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями, требует содержать в порядке и чистоте спортивную форму, спортивный зал, раздевалки, душевые, туалетные комнаты.
Долг учителя физической культуры – научить детей самостоятельно делать утреннюю гимнастику. Это одна из перспективных задач педагога. Для ее решения он привлекает родителей, проводя для них методические занятия и открытые уроки по физическому воспитанию и спортивной тренировке. Многолетние исследования показывают, что более половины родителей умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде, играть в спортивные или подвижные игры. Учителю физкультуры необходимо знать об этом и вооружить родителей методикой проведения физкультурно-спортивных занятий с учетом возрастных особенностей ребенка.
Чтобы иметь авторитет у детей, учителю физической культуры необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не “давить” своими знаниями, а терпеливо передавать их ученикам. Речь физкультурника должна быть образной и понятной ребятам.
Учитель и ученик составляют единую систему, объединенную общей целью: учитель передает знания, умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на уроках физической культуры, на занятиях в спортивных секциях, соревнованиях и т.д. Педагог сохраняет целостность системы за счет применения таких элементов общения, как прямые и косвенные, опосредованные обращения к ребятам. Прямое требование характеризуется конкретностью задания, лаконичностью указания, сдержанным деловым тоном обращения к школьникам и строгой последовательностью необходимых действий учеников. Формы косвенного общения – просьба, доверие, ободрение.
Есть надежда, что воспитание в детях духовности станет в обозримом будущем одной из главных задач школы. Я представляю, что под одной крышей будут находиться общеобразовательная, спортивная, музыкальная школы и школа искусств, а занятия физкультурой станут ежедневными, так как государству будут нужны здоровые люди. В настоящее же время заказ государства на здоровых граждан отсутствует.
Задача учителя физической культуры – дать на уроке и спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма. Произведения искусства, фотографии, биографии спортсменов прошлого и настоящего в этом ему помогут.
В.В.Белорусова, Н.Г.Кольцова, Н.И.Пономарев, А. Френкин и другие ученые, исследуя взаимосвязь физического и эстетического воспитания, выяснили, что эстетические вкусы воспитывают:
1. Основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии).
2. Общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов, формирование правильной осанки).
3. Игры (творческие, с пением, национальные).
4. Виды искусства (музыка, элементы танца, образцы фольклора).
5. Эстетическая обстановка занятий.
6. Общение с природой.
7. Образцовый показ упражнений учителем.
И. НОСОВ,
профессор НГПУ,
заслуженный работник
физической культуры России
(Региональный научно-методический журнал “Сибирский учитель”, май-июнь 2000 г., ╧ 3(7)
http://www.edu.ru/~su/
)
Комментарии