Не знаю, поют ли сейчас дети эту давнюю песенку. Дети любят краски, и психологи говорят, что это неспроста.
Вот уже два дня подряд я сижу рисую.Красок много у меня, выбирай любую.Я раскрашу целый светВ самый свой любимый цвет:Оранжевое небо, оранжевое море,Оранжевая зелень, оранжевый верблюд…Видеть мир во всем его многообразии оттенков, уметь распознавать их можно научить начиная с самого раннего возраста. Развить такое восприятие окружающей действительности, по мнению Светланы Носковой, педагога детского сада «Колокольчик» города Лесной Свердловской области, очень важно.Эстетически не подготовленный человек, взглянув на осеннее, забытое солнцем небо, на вопрос, какого оно цвета, может скорее всего ответить: серого, холодного. Другой, более тонко чувствующий природу и ее краски, несомненно, найдет в серых тучах немало оттенков – от голубоватых, перламутровых до фиолетовых. Сама Светлана рисует почти с двух лет. И уже первые рисунки говорили об одаренности девочки. Первым ее учителем был отец – талантливый художник-любитель, его картины до сих пор украшают городские и областные выставки. Светлана могла бы поступить в художественное училище, но она выбрала профессию педагога, потому что любит детей. И вот уже не одно десятилетие учит их рисованию. Ее дети, как и она сама когда-то, и дома не расстаются с карандашами и красками. Видя их работы, развешенные по всему детскому садику, родители порой удивляются: неужели мой Дима или моя Маша все это сами нарисовали? Впрочем, многие родители и сами вовлечены педагогом в творческие занятия. Они вместе с детьми и Светланой Валерьевной сделали большое панно, изображающее летящих белых голубей, которое теперь украшает их город. Наверное, первыми рисовать начали люди, умеющие любоваться природой. В некоторых странах любование природой приобрело характер религиозной церемонии. В японских школах есть обязательный предмет «Любование природой». Вместе с рисованием он учит маленьких японцев различать оттенки цветов. Японские дети различают до пяти тысяч цветовых оттенков, и обучают их этому начиная с детского сада. Для сравнения: европейскому 4-5-летнему ребенку известны 10-12 цветов, при условии если с ним занимаются индивидуально изобразительным искусством. Дети рисуют во всех странах, это занятие доступно всем малышам и любимо ими. И в начальной школе самым любимым становится, как правило, именно этот предмет. Здесь они продолжают постигать красочное многоцветье, но только в Японии, где любование природой лежит в основе эстетического воспитания, оно достигает высшей полноты.Дети Светланы Валерьевны тоже постоянно общаются с природой, благо город Лесной к этому располагает. Во время прогулок по лесам, по долам она обращает их внимание на особенность, на многообразие, скажем, оттенков зеленого цвета. Малыши при этом узнают и их названия: оливковый, папоротниковый, защитный, буро-зеленый, серо-зеленый, желто-зеленый и т. д. Определить их с точностью доступно уже более старшим – 6-7-летним ребятам. А потом, вернувшись с прогулки, они пытаются изобразить многое из увиденного. К выпускному утреннику эти мальчики и девочки уже знают не только цвета радуги, но и множество оттенков каждого цвета. Они знают, как получить нужные цвета путем смешения тех или иных красок, у них хорошо развито воображение, образное мышление.В детском саду «Колокольчик» воспитываются дети с речевыми проблемами, с замедленным психологическим развитием. Благодаря стараниям педагогов, пройдя соответствующее обучение, в большинстве своем они преодолевают отставание, выравниваются и потом успешно учатся в обычных школах, лицеях, гимназиях.Известно, что рисование лечит. Это так называемая арт-терапия. Изображая на белом листе бумаги что-то свое, увиденное в лесу, во дворе, на лужайке, увлекаясь любимым предметом, ребята тем самым активизируют свои жизненные силы, укрепляют иммунитет. В зависимости от того, какие краски предпочитает ребенок, врач-психолог устанавливает причину его болезненного состояния. Оказывается, что у каждой болезни есть свое цветовое «изображение». Если ребенок нездоров, его тянет к однообразным краскам, темным оттенкам цветов. Когда малыш выбирает светлые, чистые тона, преобладают желтый, розовый, оранжевый цвета, это значит, что он выздоравливает. Так что песенка про ребенка, рисующего «оранжевое небо, оранжевое море», имеет глубокий смысл.Это наблюдение вполне научно: похожая реакция на цвета замечена у взрослых. Когда жизнь благополучна, они выбирают цвет машины (также и одежды) спокойных, неброских тонов, а в кризисные времена популярными становятся яркие цвета – красный, желтый и т. д. Питомцы Светланы Валерьевны, кроме обычного рисования карандашами и красками, овладевают различными техниками изобразительного искусства. Они умеют делать точечные рисунки, занимаются пальцевой живописью, росписью по стеклу, дереву, ткани. Для этих занятий Светлана Валерьевна создала свои авторские технологии. Она сама придумала инструменты и изготовила их.Такие занятия развивают зрение, мелкую моторику рук, формируют более разнообразное и яркое представление обо всем, что их окружает, эстетические чувства, «цветовой интеллект».Три года назад на II Всероссийском конкурсе «Воспитать человека», на котором Светлана Носкова заняла призовое место среди педагогов детских садов, я видела, как она показывала свои методы художественного воспитания детей. Всех участников заинтересовал он, и они захотели попробовать его в своей работе.«Общение с искусством, природой, – говорит Светлана Валерьевна, – это общение ребенка с самим собой, воспитательное значение такого общения трудно переоценить. Оно необходимо, без него не вырастить разностороннего человека».Говорят, что художником нужно родиться. Скажу, как Станиславский: «Не верю!» Все дети рождаются художниками. Просто потом во взрослой жизни у них образуется много других дел, занятий, профессий. А детские увлечения забудутся. Но останется художественное зрение, приобретенный талант любить природу, видеть в ней то, мимо чего равнодушно проходят иные взрослые.
Комментарии