Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Опыт

Учительская газета, №22 от 30 мая 2017. Читать номер
Автор:

Три часа литературы в неделю в пятом классе я считаю недостаточными, для того чтобы ознакомиться с курсом. Я сделала такой ход. На уроки русского отводится пять часов. Я стала задавать детям ежедневные эссе и сочинения по русскому языку, связанные с курсом литературы.

Творчество  Астафьева. Два урока на биографию и изучение рассказа «Васюткино озеро» отводит нам программа. Я начала описание круга горькой жизни писателя с известного факта беспризорного сиротского детства и закончила логичным финалом – когда друзья писателя просили власти найти средства на лечение Астафьева за границей, средств не нашлось, как только писатель умер, власти нашли деньги на памятник.Домашним заданием по первому уроку (биографическому) было написать эссе по двум цитатам: «Они любить умеют только мертвых» и «Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать!», приведя в пример факты из биографии писателя. Задание развивало несколько умений. Во-первых, дети нашли авторов цитат, обогатили свой литературный круг знанием того, что Пушкин написал трагедию «Борис Годунов», и именем Федора Михайловича Достоевского. То есть научились заниматься самым простым литературным исследованием – поиском авторства,  что для первых шагов  неплохо. Во-вторых, они заставили себя подумать на тему того,  как мысли, высказанные классиками начала и конца ХIХ века, применимы к биографии Виктора Петровича, жившего в ХХ веке. И это главное.Родители, уставшие от ежедневных сочинений, которые они поначалу писали вместе с детьми (совместное литературное творчество в семье – очень неплохой опыт получения домашнего гуманитарного образования), вызвали меня на собрание. Я привела в защиту своего метода такие аргументы. Первое, и главное. Ни один человек не может рассчитывать на социальный успех и реализацию себя как личности в обществе, не обладая навыками литературной речи,  красивого стиля и слога. Единственный способ овладеть этими навыками  – это ежедневно тренировать себя в устном общении и в формате рассуждения, повествования, риторики. А совместная домашняя работа над сочинением является тренажером такого общения. Это куда продуктивнее, чем списывать готовые сочинения из Интернета или общаться с родителями в формате «вопрос – ответ».Второе. Для меня является очевидным тот факт, что  сочинение в его классическом виде триумфально вернется в формат вступительных экзаменов. Это столь  же неизбежно, как грядущие летние каникулы.Третье.  Конечно, можно писать диктанты про ежа из школьной программы, но сами дети смеются над ними. Если дети могут писать сочинения, соответствующие их интеллекту и духовному развитию, то зачем сознательно давать им примитивные тексты?На возражения и сомнения родителей я прочла им эссе пятиклассника Александра Алферьева, который блестяще справился с заданием.После прочтения эссе родители были побеждены. Я закончила свою речь тем, что выразила убежденность в том, что, несмотря на то что ежедневные домашние упражнения в прекрасном несколько утомительны, они полезны для ребенка как в педагогическом аспекте  (происходят духовное общение с родителями, совместный интеллектуальный поиск, размышления на нравственную  тему), так и в познавательном. Дети  глубже знакомятся с литературой. Это важно как для детей, так и для родителей, которые помогают им ответить на главные вопросы жизни исходя из своего опыта, куда более глубокого и практического, чем детский наивный мир. А  детский наивный мир не менее, а может быть, более ценен, и,  взаимодействуя с опытом взрослых, он наполняет себя тем, что мы называем диалогом поколений.Итак,  убедив родителей, я продолжала свой литературно-педагогический эксперимент. И вот победа  к третьему месяцу работы: ВПР мои дети написали лучше всех пятых классов в школе. Они научились не лениться и творчески мыслить в ежедневном режиме. Они поняли, что прочтение книги – это только первый этап, затем начинается собственно работа над текстом.И, наконец,  дети привыкли общаться по вечерам с родителями  на темы, далекие от простого обмена школьной информацией. А это, наверное, самое ценное.Привожу примеры эссе и сочинений, которые написали мои дети:Астафьев, «Васюткино озеро» – сочинение «Как выжить в лесу».Куприн, «Ю-ю». 1. Подробное изложение описания фрагмента рассказа (не из учебника). 2. Сочинение «Мой питомец» (дети писали с огромным удовольствием).Эссе «Культура – это то, что останется, когда забудется все».Эссе о смысле жизни.Сочинение «Мой самый счастливый день».Сочинение «День, когда я впервые почувствовал себя взрослым».Сочинение «Какие свои мечты я хочу реализовать, когда стану взрослым».Сочинение «Юмор Маршака» или (на выбор) «Отношение братьев-месяцев к падчерице».По рассказу Платонова «Никита»: «Что в душе Никиты близко моей душе, что пробудило во мне воспоминания?» Перед тем как читать рассказ, мы поговорили о том, что  в детстве предметы кажутся нам живыми и мир тоже («Все во мне, и я – во всем»). После этого дети иначе смотрели на Никиту, как на себя в пятилетнем возрасте, как на близкого, они сопереживали ему, поняв свою с ним идентичность. Это очень важный момент для понимания как этого рассказа, так и любого другого произведения литературы.   После того как мы перешли к поэзии (военная лирика), я попросила детей  начать работу над альбомом любимых стихотворений. И дети с удовольствием взялись за этот очищающий душу труд! В конце года они написали сочинение «О моем альбоме любимых стихов». Дети открылись с иной – прекрасной – стороны. Например, Ангелина Курышева, к которой я никак не могла найти подход, выбрала  Блока.  Процесс совместного литературного сотворчества пошел!По прочтении «Робинзона Крузо» дети писали сочинение на тему «Какие качества характера помогли Робинзону выжить». Также на выбор были предложены темы: «Как спасся Игорь с острова», «Что изменили в сюжете  «Кавказского пленника» сестры», «Юмор в детской литературе».Надо сказать, что над темой «Поэзия ХIХ и ХХ веков», на которую в программе отводится очень мало времени, мы отвели шесть часов. Но это важно! Дети должны понять, что поэзия – инструмент очищения сердца, а не просто слова в рифму и в размер. Когда в конце мая мои пятиклассники  показали свои альбомы любимых стихов, где были выбранные ими стихи, я поняла, что наше прорастание в поэзию началось.  Например, у  Константина Симонова Марину Князькину поразила нежная, трогательная и  щемящая душу  «Кукла», и представьте, что  дети читали по памяти Окуджаву – «До свидания, мальчики»… Самое важное в уроках литературы не овладение инструментарием  для освоения текста. Самое главное – это дать ребенку проявить себя, свою душу, преломленную в ярком алмазе шедевров русской литературы.А курс литературы для пятого класса составлен сегодня изумительно. Мы могли о таком только мечтать!  Все, что от нас было спрятано, что было запретным и забытым, – Ахматова, Бунин, Платонов, сегодня щедро подарено нашим детям.Только бы удалось научить их ценить это.​Веста БОРОВИКОВА, преподаватель русского языка и литературы ивантеевской гимназии №3, Московская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту