Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. При этом возникает вопрос: а не слишком ли накладно сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Не существует ли более эффективной и не столь затратной по времени системы подготовки? Оказывается, существует.
В 2019‑2020 учебном году педагогический колледж №18 Митино приступил к реализации нового практико-ориентированного проекта «Дуальное обучение», в основу которого положен инновационный опыт Германии и других европейских стран, мировых лидеров по качеству подготовки кадров.
Как следует из названия, речь идет о такой форме обучения, при которой практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая – на базе образовательной организации. Теорию, которую студенты изучают в аудиториях, они могут сразу опробовать на практике, обретая, таким образом, необходимые на рынке труда навыки.
Для участия в проекте были выбраны 15 лучших студентов выпускных групп специальностей «преподавание в начальных классах» и «дошкольное образование». Обучаясь по дуальной системе, они осваивают необходимые методики и технологии под руководством наставников из числа наиболее квалифицированных педагогов лучших школ и дошкольных групп Москвы, получают знания и возможность будущего трудоустройства.
Целью работы учителей и воспитателей в этом направлении является оказание помощи будущим специалистам в их профессиональном становлении, создание условий для приобретения ими практических навыков, необходимых для дальнейшей педагогической деятельности, для творческой самореализации.
С целью защиты интересов студентов и предприятия колледж заключил официальное соглашение между обучающимися, образовательной организацией и работодателем, где четко прописал права и обязанности всех сторон.
Два дня в неделю обучающиеся проходят теоретическую подготовку в учебном заведении, а остальные дни студенты проводят на рабочем месте, где они перенимают профессиональный опыт компетентных воспитателей и учителей, пробуют свои силы в педагогической деятельности, принимают активное участие в подготовке различных внеклас­сных мероприятий, семинарах, а также знакомятся на практике с работой в системе МЭШ. Кроме того, некоторым студентам выпала возможность получить опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в тандеме с опытными специалистами.
С момента начала данного проекта прошел всего один месяц, и пока рано делать выводы, но уже сейчас студенты отмечают, что, несмотря на некоторые трудности, они получают колоссальный опыт и большое удовольствие от работы.
Внедрение в учебный процесс практико-ориентированных технологий, которые включают в себя анализ конкретных ситуаций в организации, решение организационных задач, деловые игры, погружение в профессиональную деятельность, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, – вот те направления, над которыми предстоит работать в ближайшем будущем.
За это время акценты во взаимоотношениях сместились в сторону партнерства и сотрудничества, стало характерным стремление усилить потенциал друг друга. Сейчас мы не дискутируем, какие кадры надо и не надо готовить, а ведем конструктивный диалог, как это делать вместе, чтобы подготовить высокопрофессионального специалиста.
Организованный учебный процесс с использованием форм дуального обучения имеет свои положительные стороны. Прежде всего необходимо отметить, что данная форма:
– устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой;
– создает высокую мотивацию для получения знаний и приобретения навыков в работе, так как их качество напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
– в механизме подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
– учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;
– в дальнейшем отпадает необходимость профессиональной адаптации.
Без сомнения, дуальное обучение открывает множество перспектив. Студенты, закончив учебу, станут востребованными квалифицированными специалистами с возможностью трудоустройства в знакомую школу, где их уже ждут. Предприятие получит готового профессионального сотрудника, хорошо знакомого с коллективом и условиями труда.

Мария МИТЮН,
преподаватель педагогического колледжа №18

Комментарии студентов

Виктория ПАРХОМЕНКО:
– У меня появилось больше практики в проведении уроков, понимание, какой подход нужен детям, а также возможность получить опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Мария САЖИНА:
– Дуальное обучение – это колоссальный опыт работы и взаимодействия как с высококлассными педагогами, так и с родителями детей. Кроме того, такой способ обучения позволяет совмещать образовательный процесс с работой.

Кристина МАНОЛ:
– Пока учусь и играю с детьми, мне все нравится, безумно интересно! Например, сегодня мы с ребятами разучивали стихи, конструировали дома и играли в подвижные игры.