Наша школа расположена в микрорайоне со сложным социумом. Она находится на окраине города в окружении крупных химических заводов, на которых трудятся родители 80 процентов учащихся. Более 60 процентов учеников проживают в общежитиях (в татарских классах – 90). Родители этих ребят – вчерашние сельские жители, а сегодня – маргиналы, оказавшиеся на обочине жизни в условиях нищеты. В большинстве семей отсутствует какое бы то ни было воспитание. Растет число неблагополучных семей.
В микрорайоне нет ни одного культурно-досугового или спортивного объекта. Все это дополняется сложной экологической ситуацией, коммунальной неблагоустроенностью, социальным неблагополучием, наличием известной преступной подростковой группировки.
Специфика микрорайона школы подвела к необходимости разработки специальной программы гражданско-правового воспитания детей и подростков, склонных к правонарушениям, “ВОСХОЖДЕНИЕ”. Она была разработана учителем школы Айдаром Аминовым. В 1999 году стала победителем Всероссийского конкурса “Подросток и закон”, проведенного Институтом “Открытое общество” (Фонд Сороса), и получила грант на ее осуществление в 2000 г.
В июне 2000 г. школа была награждена дипломом за победу во Всероссийском конкурсе “Подросток и закон”. Программа “Восхождение” была опубликована в центральных изданиях. Автор и руководитель проекта знакомил коллег с программой и опытом ее реализации на семинарах, курсах, конференциях, в том числе на Всероссийской научно-практической конференции “Подросток и закон”, которая проходила в Москве в июне 2000 г. Программа “Восхождение” получила большой резонанс в Татарстане, поддержку местных властей и предпринимателей, ее результаты превзошли все ожидания. Все это явилось основанием для высокой оценки, данной Фондом Сороса. Эксперты фонда предложили правлению в виде исключения продлить финансирование нашего проекта еще на год. Руководство фонда решило выделить школе вне конкурса очередной грант на продолжение реализации программы “Восхождение” в 2001 г.
Сегодня хотим познакомить читателей с опытом и некоторыми результатами реализации программы “Восхождение” в 1999-2000 учебном году.
Цели проекта:
1. Профилактика правонарушений среди подростков школы и микрорайона.
2. Социальная адаптация и реабилитация детей и подростков, стоящих на учете в милиции, а также подростков-заключенных, оказание им реальной педагогической, психологической, юридической помощи.
Задачи проекта:
1. Гражданско-правовое образование школьников, обучение подростков основам юридических наук.
2. Формирование правовой культуры подростков, включающей практические навыки предупреждения правонарушения, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него.
3. Организация системы своевременной юридической, психолого-педагогической помощи подросткам, попавшим в зону юридического, социального или личностного конфликта.
4. Формирование у подростков отношения нетерпимости к аморальному образу жизни и противоправным поступкам; разрушение в глазах подростков образа “романтики” и “священного братства” в криминальном (преступном) мире.
5. Проведение мероприятий по социальной адаптации и реабилитации подростков, находящихся в местах лишения свободы, а также освободившихся из мест лишения свободы; организация досуга подростков микрорайона, привлечение их к общественно полезной деятельности, а также к деятельности по самопознанию, саморазвитию и самореализации подростка.
В 1999-2000 учебном году в школе преподавался сквозной курс “Основы государства и права” по углубленной авторской программе (автор программы и преподаватель – Аминов Айдар Мансурович). Курс изучали учащиеся 8, 9, 10, 11-х классов (по 34 часа в каждом классе; общий объем 4-летнего изучения курса – 136 часов). Учащиеся показали высокое качество знаний на контрольных работах по правоведению, проведенных в 1999-2000 учебном году: средний показатель по успеваемости составил 97 процентов, по качеству знаний – 74 процента. Средний показатель по итоговым (годовым) оценкам в 1999-2000 учебном году составил: успеваемость – 99,4 процента, качество знаний – 87 процентов.
Летом 2000 г. Айдар Аминов разработал программу комплексного учебно-воспитательного курса “Гражданское образование (Граждановедение)”, в которую составной частью вошли:
программа курса “Гражданское образование (Граждановедение)” (авторский коллектив под руководством А. Никитина, г. Москва);
программа курса “Введение в обществознание” (авторский коллектив под руководством Л. Боголюбова, г. Москва);
программа курса “Обществознание” (авторский коллектив под руководством Л. Боголюбова, г. Москва);
программа курса “Основы государства и права” (автор А. Аминов);
программа курса “Народная культура” (автор А. Аминов).
Цели курса “Гражданское образование (Граждановедение)”: 1) содействие подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни и т.д.; 2) нравственное воспитание учащихся, формирование их общей культуры, в том числе правовой и политической культур, развитие этической мотивации действий, активной жизненной позиции.
Комплексный курс “Гражданское образование (Граждановедение)” рассчитан на изучение в 3-11-х классах общеобразовательной школы (315 часов):
I раздел. “Азбука граждановедения” (3-5-е классы) – 43 часа;
II раздел. “Граждановедение” (6-7-е классы) – 68 часов;
III раздел. “Введение в обществознание” (8-й класс) – 34 часа;
IV раздел. “Право и политика” (9-й класс) – 34 часа;
V раздел. “Основы государства и права” (10-11-е классы) – 68 часов;
VI раздел. “Обществознание” (10-11-е классы) – 68 часов.
Учащиеся 3-11-х классов средней общеобразовательной школы N 48 г. Казани начали изучение этого нового комплексного курса с 1 сентября 2000 г.
С учащимися 8-х классов было проведено девять бесед из цикла “Конфликт”:
1) “Конфликт с самим собой”;
2) “Как перестать беспокоиться и жить полноценной жизнью”;
3) “Как реагировать на критику и пережить неудачу”;
4) “Как избежать конфликтов с друзьями, в компании”;
5) “Учитесь ссориться”;
6) “Отцы и дети, или Вечная проблема”;
7) “Азартные игры”;
8) “Ты решил убежать из дома…”;
9) “Есть ли в твоей жизни стержень?”.
С учащимися 9-х классов было проведено девять бесед из цикла “Осторожно, криминальная опасность!”:
1) “Арест” (для мальчиков);
2) “Изнасилование” (для девочек);
3) “Карманная кража”;
4) “Квартирная кража”;
5) “Ограбление квартиры”;
6) “Мошенник”;
7) “Ребенок на улице” (для родителей);
8) “Как загубить жизнь с помощью наркотиков?”;
9) “Неписаные правила поведения за решеткой, или Как остаться человеком на зоне?”.
С учащимися 7-11-х классов учителем правоведения были проведены четыре правовые игры:
1) “Сам себе юрист” – по защите прав потребителей, 11-е классы;
2) “Семья и право” – 11-е классы;
3) “Следствие ведут знатоки” – 7-е классы;
4) “Правовой калейдоскоп” – по уголовному праву, 9-е классы.
Силами учеников школы организован выпуск ежемесячного правового журнала для подростков “Восхождение”. Статьи печатаются под 20 постоянными рубриками:
1) “Права ребенка” (знакомство с правами и свободами детей в области образования, семейных отношений, социального обеспечения, жилищного права, имущественных отношений, трудовых отношений, в сфере общих гражданских и политических прав в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства: Конвенции о правах ребенка, Закона РФ “Об образовании”, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Кодекса законов с труде РФ, устава школы N 48 и др.).
2) “Криминальная опасность” (поведение в ситуации юридического конфликта и криминальной опасности: кража, грабеж, разбой, вымогательство, нападение насильника, угон автомобиля, пропажа ребенка, арест, нападение в лифте и др.).
3) “Юридическая консультация” (вопросы подростков и ответы профессионального юриста).
4) “Щит и меч” (криминальная информация из жизни школы, района, города, страны, мира: преступления и наказания).
5) “Парень, ты попал в… тюрьму” (рубрика, рассказывающая о положении и правах задержанного, подозреваемого, арестованного, подследственного, осужденного; о порядках в СИЗО, колонии, тюрьме).
6) “Азбука выживания” (советы специалистов: мошенничество, нарушение прав потребителей, техногенные катастрофы, экстремальная медицина и др.).
7) “Знать, чтобы не оступиться” (обязанности несовершеннолетних; уголовная и административная ответственность несовершеннолетних, опасность наркомании, алкоголизма, курения, венерических заболеваний, СПИДа и др.).
8) “Энциклопедия юного хулигана” (интересные сведения и материалы воспитательного характера, поданные в легкой, веселой форме, доступной и увлекательной для подростка-непоседы).
9) “Зона” (материалы из центральных и местных СМИ о жизни в местах не столь отдаленных).
10) “Скоро в армию” (рассказы об армейской жизни, советы подросткам-призывникам).
11) “Школа жизни” (статьи-размышления на нравственно-этические темы: “Каким быть?”, “Хотите быть счастливым?”, “Познать себя”, “В чем смысл жизни?”, “Жизнь после смерти”, “Добро и зло”, “Свобода и ответственность”, “Давление среды”, “Совесть”, “Честность”, “Дружба”, “Быть собой”, “Процесс роста” и др.).
12) “Курс выживания для подростков” (советы американского психолога бывшей рок-звезды Ди Снайдера по решению проблем, возникающих в самый трудный, самый противоречивый, самый беззащитный период жизни человека – подростковый период).
13) “Пацан, ты влюбился” (полезная информация для тех подростков, которые влюбились “до потери сознания”).
14) “Возьми на заметку” (телефоны различных экстренных служб Казани, “Телефон доверия”, график работы школьных кружков, график работы бесплатной юридической консультации, школьные объявления, “Городская афиша” и др.).
15) “Школьная почта” (публикация писем учеников школы, в том числе пришедших через “Почту доверия”, ответов на вопросы).
16) “Наш корпункт” (статьи собственных корреспондентов журнала, результаты социологических опросов учащихся школы и др.).
17) “Дельный совет” (советы специалистов – психологов, педагогов, медиков – на все случаи жизни подростков от проблем с внешностью до мыслей о самоубийстве, в т.ч. ответы на конкретные вопросы ребят).
18) “В мире интересного” (полезная, интересная, познавательная информация из разных областей жизни человека, общества, науки и природы).
19) “Звонок на урок” (по страницам ежегодного праздника школы “МЫ”: избранное).
20) “На досуге” (юмор, анекдоты, кроссворды, психологические тесты, игры и конкурсы, познавательные задачи, небольшие повести, рассказы, очерки, стихи и др.).
Правовой журнал для подростков “Восхождение” постепенно превращается из школьного (как задумывался) в общегородской. Это единственный в республике журнал в своем роде (сегодня и в России не издается ни одного правового журнала для подростков). Конечно, журнал “Восхождение” – издание самодеятельное, но он пользуется бешеной популярностью среди мальчишек и девчонок, его зачитывают до дыр в школьных библиотеках (библиотекари не успевают их подклеивать, латать). Ученика, читающего журнал “Восхождение”, можно встретить во всех уголках школы: в раздевалке, в столовой, на уроке и т.д. Для редакции журнала это самая важная оценка ее труда. Ребята – сотрудники журнала очень горды тем, что они делают полезное дело. Городское управление образования обещало рассмотреть возможность размножить уже вышедшие 9 номеров (с наших макетов) для бесплатного распространения среди школьных библиотек города (по 1 экземпляру в библиотеку). Если получится, то это будет здорово, наш журнал фактически станет городским изданием, и тысячи подростков смогут стать его читателями.
А пока журнал распространяется бесплатно по следующей схеме: 3 экземпляра – в библиотеку школы N 48; один – в детскую библиотеку-филиал N 18 Централизованной библиотечной системы г. Казани; один – в районный учебно-методический кабинет Приволжского РОО; один – в Научно-методический центр Казанского гуо; а с сентября 2000 г. у нас появилась возможность печатать дополнительно 6 экземпляров журнала для шести школ города (в разных районах): по одному в каждую из школ. Таким образом, в сентябре-октябре 2000 г. тираж журнала увеличился до 12 экземпляров.
Вот отрывки из некоторых отзывов о журнале:
“Издание интересное, крайне необходимое, познавательное, имеющее большую воспитательную ценность. Удивляет, что такой добротный и солидный журнал выпускается учениками. Это говорит о серьезной работе педагогов школы, умелой организации деятельности коллектива журнала главным редактором А. Аминовым. Журнал “Восхождение” – уникальное издание. В нашей стране действительно не выходит ни одного специализированного правового журнала для подростков. Тем более удивительно, что он выпускается в одной из обычных казанских школ” (Ф. Фасхиева, зав. кабинетом воспитательной работы Научно-методического центра городского управления образования г. Казани).
“Современный подросток… Уже не ребенок, но еще и не взрослый. Именно в это время начинает определяться, формироваться характер, отношение к окружающему миру. Идут поиски своего “Я”, своей “жизненной ниши”. В этом поиске им очень поможет правовой журнал для подростков “Восхождение”, который издается средней школой N 48. Просмотрев рубрики журнала, можно не сомневаться в важности и полезности той информации, которую они найдут на страницах “Восхождения”. Замечательно и то, что соавторами здесь выступают сами подростки – ученики старших классов. Приятно удивляет и довольно высокий уровень публикаций и статей” (Н. Гатауллина, директор Центральной детской библиотечной системы г. Казани).
“Журнал “Восхождение” пользуется большой популярностью среди читателей нашей библиотеки – подростков микрорайона. Показатель читаемости журнала очень высокий: в среднем около 300 выдач в месяц” (Э. Минеева, заведующая библиотекой N 18 Центральной детской библиотечной системы г. Казани).
“Журнал “Восхождение” имеет большой успех. Ученики и учителя с большим интересом читают этот журнал, ждут с нетерпением выхода каждого нового номера. Он очень интересный, содержательный, полезный, в нем затрагиваются многие животрепещущие для подростка темы. Здесь печатается много материалов по правовой тематике, дается материал об армии, можно получить юридическую консультацию по интересующему вопросу. В условиях, когда школьные библиотеки уже несколько лет практически не имеют средств и возможности выписывать периодическую печать, журнал “Восхождение” очень помогает в этой ситуации (журнал я получаю бесплатно). Тем более что все материалы журнала направлены именно в адрес школьника, написаны доходчивым языком, имеют большую познавательную и развивающую направленность. Читаемость журнала очень высокая: например, в период с 17 марта по 12 апреля 2000 г. журнал прочитали 150 учеников школы” (Г. Гатина, библиотекарь школы N 48).
В школе работает “Почта доверия”. Она предоставляет ребятам возможность, в т.ч. анонимно, поделиться своими проблемами, попросить совета у человека, который искренне готов прийти на помощь. У нас в районе действует “телефон доверия”, но он где-то там, далеко от школы и ее проблем, а “почта доверия” здесь, в гуще жизни школьников, а ее сотрудники – педагоги и ученики. И потом порой трудно бывает высказать в телефонную трубку в “живом” общении свои тревоги и переживания (“синдром прямого эфира”), а на листе бумаги можно точнее и смелее сформулировать свои мысли. За год было получено 228 писем, записок и других обращений учащихся 7-11-х классов. На 84 письма с просьбой о помощи были даны ответы и предприняты определенные меры учителями и администрацией школы. Другая значительная часть обращений была опубликована в школьном журнале “Восхождение”.
Педагогами школы проводятся встречи подростков (состоящих на учете, склонных к правонарушениям) с работниками правоохранительных органов, с бывшими выпускниками нашей школы, освободившимися из мест лишения свободы.
Важным направлением программы “Восхождение” является сотрудничество школы с Казанской воспитательной колонией для несовершеннолетних. В рамках этого направления проекта в прошлом учебном году были проведены следующие мероприятия:
1) Ноябрь 1999 г. – Встреча руководства колонии и администрации школы N 48. Со стороны колонии принимали участие начальник КВК Б. Попов, директор школы КВК Ф. Белова, со стороны школы N 48 участвовали директор школы Г. Корикова, руководитель проекта А. Аминов, инспектор ОППН М.Бузаева, школьный юрист Д. Волконадский. Встреча завершилась составлением и утверждением плана сотрудничества по проекту “Восхождение”.
2) Декабрь 1999 г. – Поездка учителей школы N 48 в колонию. В рамках этой поездки состоялись: беседы учителей школы N 48 с воспитанниками колонии на морально-этические темы; проведение анкетирования среди воспитанников колонии; ознакомление воспитанников колонии с планом сотрудничества КВК и школы N 48 на год; приглашение к участию в мероприятиях плана.
3) Январь-февраль 2000 г. – Благотворительная акция оказания помощи колонии. Школа N 48 провела общегородскую акцию помощи колонии, в результате которой были собраны вещи (учебные и письменные принадлежности, учебники, художественная литература, одежда, аудиокассеты и диски, спортинвентарь, проигрыватель и др.) на общую сумму 4000 рублей.
4) Март 2000 г. – Поездка “трудных” подростков школы N 48 в колонию. Всего в колонию ездили 13 учащихся школы N 48, состоящих на учете как склонные к правонарушениям. Для них сотрудниками КВК была проведена экскурсия по колонии. Ученикам школы N 48 были показаны дисциплинарный изолятор, отряды (казарма), школа, производственный участок, столовая, комнаты для свиданий и др. Кроме этого, состоялся разговор с воспитанниками и сотрудниками колонии, поездка имела огромное воспитательное значение.
5) Апрель 2000 г. – Концерт, подготовленный школой N 48, для воспитанников колонии. Учащиеся школы N 48 привезли в колонию концерт, состоявший из 16 вокальных и хореографических номеров. Всего в концерте приняли участие 22 учащихся школы N 48. Число зрителей составило около 500 воспитанников колонии. Концерт состоялся в клубе КВК и был воспринят очень тепло воспитанниками колонии.
6) Май 2000 г. – Соревнование по футболу между учащимися школы N 48 и воспитанниками колонии. Соревнование проводилось на территории колонии. В матче участвовали 11 мальчиков, учащихся школы N 48, и 11 мальчиков, воспитанников колонии. Победу одержала команда школы N 48.
7) Сентябрь 2000 г. – Концерт, подготовленный школой N 48, для воспитанников колонии; Соревнование по футболу между учащимися школы N 48 и воспитанниками колонии. Соревнование проводилось на территории колонии. Победу одержали воспитанники колонии.
В рамках проекта еженедельно (по субботам) в школе N 48 юрист Д. Волконадский проводил юридические консультации для подростков города и их родителей. Всего за ноябрь 1999 г. – октябрь 2000 г. обратились и получили консультацию юриста 160 подростков и их родителей. Школьный юрист принимал активное участие в подготовке бесед на правовую тематику для учащихся, правовых игр, в организации сотрудничества школы с колонией, оказывал большую помощь администрации школы, учителям и классным руководителям.
На средства, полученные школой по гранту, были закуплены в том числе спортивные тренажеры и синтезатор, что позволило отчасти решить проблему досуга школьников микрорайона. Педагог М. Зайнуллина организовала вокальную группу из учащихся школы, работает над развитием их вокальных и музыкальных способностей. Вокальная группа дала в течение года четыре концерта: для жителей микрорайона; для учащихся и учителей школы; 2 концерта для воспитанников Казанской воспитательной колонии для несовершеннолетних.
Р.Гисматуллов также занимается досугом подростков – организовал спортивную секцию “Боди-билдинг” и ежедневно занимается с ребятами (подростками школы и микрорайона) атлетической гимнастикой.
Педагогический коллектив нашей школы оценивает работу по реализации программы “Восхождение” как успешную. Реализация проекта (12 месяцев) позволила получить результаты, которые превзошли наши ожидания: подростки восприняли программу “Восхождение” как свое дело, принимают активное участие во всех ее мероприятиях, уровень преступности среди учеников школы в прошлом учебном году снизился в три раза. Но главный результат, который мы не ожидали получить, – программа, задуманная для реализации в одной конкретной школе, выросла до городского масштаба: помощь и сотрудничество предложили районный отдел образования, городское управление образования, городское и республиканское управления ГИБДД, Прокуратура Республики Татарстан и др. Кроме Фонда Сороса финансовую помощь оказали Приволжский РОО, ОАО “Пивоваренный завод “Красный Восток”.
Айдар АМИНОВ,
учитель граждановедения школы N 48
Казань
Комментарии