search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Опыт “Илмаринен” как руководство к действию

Научно-проектная лаборатория на базе вуза – прекрасная возможность научить тому, что понадобится в жизни. В первую очередь – умению исследовать и приобретать новые знания.

В работе круглого стола принял участие директор по продажам L Education Джорден Сков. По его убеждению, право на получение качественного образования должно быть у всех граждан, и проекты, подобные “Илмаринен”, позволяют значительно расширить возможности российских школьников и студентов. Он также приветствовал положительный опыт взаимодействия образовательных организаций с бизнес-структурами, тем более что всё это проходит при поддержке органов управления образованием. Директор по продажам L Education также отметил, что сегодня

В апреле прошлого года компании Intel, Polymedia, LEGO Education и ЕМС2 в рамках сотрудничества с вузами России под эгидой Минобрнауки объявили об открытии на базе Петрозаводского госуниверситета научно-проектной лаборатории “Илмаринен”. И вот, спустя год, на очередном Московском международном салоне образования-2016 прошёл круглый стол, на котором участники этого проекта рассказали о своих успехах и перспективах развития.

– Наша задача – создать условия для разработки удачных моделей образования, – заявил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. – Но ни одна модель не может быть по-настоящему жизнеспособной без участия в ней работодателей. А если учесть, что таких работодателей несколько, и у каждого свой интерес, нужно проявить истинное мастерство, чтобы созданная модель удовлетворяла всех, и, в первую очередь, была интересна школьникам и студентам. Могу с уверенностью сказать, что “Илмаринен” – это пример очень удачного решения поставленных задач в ходе создания весьма перспективной образовательной модели. И этот опыт, я абсолютно уверен, будет очень полезен при создании аналогичных STEM-центров в других регионах страны.

Вместе с тем, отметил ректор ПетрГУ Анатолий Воронин, впереди ещё много работы и в самом “Илмаринен”. Ресурсный центр университета востребован, активно развивается и расширяется, а значит, ребятам нужно постоянно предлагать что-то новое, необычное, интересное, необходимо искать новых преподавателей, разрабатывать оригинальные курсы и т.д. На сегодняшний момент здесь функционируют научно-проектная лаборатория «Илмаринен», лаборатория 3D прототипирования, музей занимательной науки, медиацентр, инкубатор исследовательских проектов, полигон роботизированных устройств, опытно-экспериментальный полигон, и две лекционные аудитории. И всё это пространство используется максимально эффективно не только для развития познавательных и научно-исследовательских навыков ребят, но и для повышения квалификации педагогов.

– Мы в своём вузе создали Совет наставников, куда вошли наши преподаватели и старшекурсники, – рассказал ректор ПетрГУ. – Информация о работе научно-проектной лаборатории  заинтересовала не только другие учреждения, но и различные инновационные площадки, которые очень заинтересованы в сотрудничестве. Они предлагаю построить обучение школьников и студентов на основе решения вполне конкретных практических задач, тем более что учащиеся порой выдвигают крайне любопытные и очень необычные предложения, что позволяет решить ту или иную научную проблему нестандартным образом.

С другой стороны, считает Анатолий Воронин, нам пока ещё довольно сложно понять, как же всё-таки стоит выстроить работу с ребятами младшего школьного возраста, которые часто приходят в  лабораторию. И здесь не обойтись без профессиональных педагогов дополнительного образования, без людей, имеющих опыт организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учётом возрастной психологии детей. А также без студентов, которые лучше всего могут найти общий язык и с учениками, и с научными сотрудниками. Для них это тоже бесценный опыт в плане собственной профориентации.

– Наша задача – сделать так, чтобы ученик, который пришёл к нам в 1 классе, сохранил интерес к научно-исследовательской деятельности вплоть до выпускных классов, а затем стал бы нашим студентом, – говорит ректор ПетрГУ. – Но мы стремимся не ограничивать учеников каким-то одним направлением деятельности, мы хотим, чтобы сюда приходили люди, готовые развиваться и использовать полученные знания в любом школьном предмете. Поэтому мы даём им основы не только физики, информатики и программирования, но также биологии, химии, робототехники, моделирования, и так далее. Главное – развить интерес и создать сплочённую команду учеников, учителей, наставников.

Как отметила генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова, нужно растить специалистов, начиная со школы, и это задача любой коммерческой компании, которая видит в этом проекте долгосрочную перспективу.

– Самые интересные решения и революционные открытия, как правило, происходят на стыке наук, на пересечении разных сфер деятельности, – убеждена Елена Владимировна. – В проекте по созданию научно-проектной лаборатории приняли участие несколько разных компаний и структур – естественнонаучное, инженерное, информационное, образовательное и т. д. В результате мы получили целый ряд весьма перспективных направлений развития как раз на таких “стыках и пересечениях”. Дети, которые сейчас с увлечением занимаются теми или иными исследованиями в “Илмаринен”, это наши будущие сотрудники, очень мотивированные специалисты, поэтому подобные проекты – это классические инвестиции в будущее.

По словам Елены Новиковой, опыт Петрозаводской научно-проектной лаборатории  оказался насколько интересным и необычным, что на высшем уровне принято решение о создании аналогичного STEM-центра в Новосибирске.

– Какой будет наша лаборатория – мы пока ещё точно сказать не можем, – признался проректор Новосибирского госуниверситета Михаил Лавренёв. – Но то, что она будет, это однозначно! Мы уже выделили под неё площадь в 300 квадратных метров, предложили преподавателям и студентам подключиться к работе по её созданию. С их стороны инициатива была встречена единодушным одобрением и поддержкой. Ведь наличие таких структур не только помогает привлечь к вузу одарённых школьников, новых потенциальных абитуриентов, но и, в перспективе, даёт возможность удержать их здесь, у себя. Сейчас многие очень умные и талантливые ребята, к сожалению, предпочитают после школы покинуть Новосибирск, перебравшись либо в Москву и Санкт-Петербург, либо за рубеж. Я абсолютно уверен, что региональные научно-проектные лаборатории, созданные по примеру международных STEM-центров, помогут усилить наши позиции, насытить субъекты РФ высококвалифицированными и инициативными молодыми кадрами. Главное – сделать всё, чтобы оправдать их надежды. А для этого сегодня трудятся научные коллективы 35 академических институтов Новосибирска, разрабатывая специальные программы для будущих посетителей научно-проектной лаборатории в НГУ.

– За то время, пока мы работаем в России, наша компания обучила более одного миллиона учителей, – рассказал региональный директор Intel в странах СНГ Дмитрий Конаш. – Мы сотрудничаем с 80-ю STEM-центрами, открытыми в вузах более 40 регионов России. Вся наша деятельность, все проводимые нами конкурсы направлены на развитие творчества, поощрение креативных способностей детей и взрослых, поддержку преподавателей,  повышение квалификации, развитие дистанционного обучения. Поэтому мы очень рады принять участие и в этом, и в других аналогичных проектах, которые, я абсолютно уверен, будут создаваться и впредь.

В работе круглого стола принял участие директор по продажам LEGO Education Джорден Сков. По его убеждению, право на получение качественного образования должно быть у всех граждан, и проекты, подобные “Илмаринен”, позволяют значительно расширить возможности российских школьников и студентов. Он также приветствовал положительный опыт взаимодействия образовательных организаций с бизнес-структурами, тем более что всё это проходит при поддержке органов управления образованием.

– Несомненно, в разных регионах разные условия, и в новых проектах будут принимать участие разные структуры и компании, – высказал мнение г-н Сков. – А это значит, что каждый новый STEM-центр будет создаваться по своей собственной программе и схеме, следовательно в итоге российское образование будет более разнообразным и гибким.

Директор по продажам LEGO Education также отметил, что сегодня IT проникают во все сферы деятельности человека, поэтому очень хорошо, что программированию в системе образования РФ уделяется большое внимание. И вообще, имеет смысл ввести в программу школ обязательные уроки программирования, как это уже сделано в Великобритании, Австралии, Японии и ряде других стран.

– Петрозаводский проект – пример очень удачного сотрудничества! – подытожил генеральный директор Центра исследований и разработок компании EMC Камиль Исаев. – Каждый участник внёс что-то своё, новое, оригинальное. Например, мы разработали для «Илмаринен» курсы по биоинформатике, так как убеждены, что эта сфера деятельности заинтересует и учеников, и студентов, потому что находится, как правильно выразилась Елена Новикова, на стыке разных сфер и наук – биологии, медицины, математики, информатики и т.д. Чем больше разной полезной информации получит ребёнок, тем больше у него будет потом шансов найти своё призвание. Сегодня очень редко кто остаётся после вуза работать по специальности, не пытаясь её потом сменить. Обычно люди меняют сферу деятельности, приобретают новые компетенции. И петрозаводская научно-проектная лаборатория, созданная на базе вуза, это прекрасная возможность научить людей тому, что им потом понадобится в жизни. В первую очередь – умению искать, исследовать, приобретать новые знания и умения.

Мораль проста: хотите спасти российское образование – открывайте STEM-центры в каждом регионе. А хорошо бы и в каждом вузе.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте