Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Опыт

Учительская газета, №16 от 15 апреля 2003. Читать номер
Автор:

– У нас типичная сельская школа, каких в России большинство, – рассказывает директор Внуковской средней школы Надежда Винокурова. От себя добавлю, что «большинство» – это 70 процентов. 46 тысяч школ в России – сельские. А насчет «типичности»… Скажу откровенно, не в каждой из них есть своя ремесленная мастерская, сад с огородом и бахча. Арбузы и дыни, выращенные на пришкольном участке, конечно, не идут на экспорт, но пользуются хорошим спросом у местного населения.

Червяк – это знак качества

– У нас типичная сельская школа, каких в России большинство, – рассказывает директор Внуковской средней школы Надежда Винокурова.

От себя добавлю, что «большинство» – это 70 процентов. 46 тысяч школ в России – сельские. А насчет «типичности»… Скажу откровенно, не в каждой из них есть своя ремесленная мастерская, сад с огородом и бахча. Арбузы и дыни, выращенные на пришкольном участке, конечно, не идут на экспорт, но пользуются хорошим спросом у местного населения.

– Школа работает в комплексе с детским садом, – продолжает Надежда Ивановна. – Это, если хотите, культурно-просветительский центр на селе, где дети разных возрастов – от трех до семнадцати лет – проводят целый день, в том числе и каникулы. Учатся, работают и отдыхают – благо школа находится в экологически чистом районе Подмосковья.

Знаете, почему, например, во Франции червивые яблоки стоят дороже? Потому что червяк боится химии. Его, так сказать, присутствие в плодах – своеобразный экологический знак качества. Этот знак качества встречается и на внуковской продукции. Реализуют ее в прозаическом овощном ларьке сами школьники. Впрочем, продается не только «сырье». В школе работает пекарня. Я пробовал пирожки с яблоками – объедение!

Если кулинарией занимаются преимущественно девочки, то резьба по дереву – типично мужское занятие. В школьной мастерской кипит работа. Для того чтобы сделать расписной деревянный колокольчик, оказывается, нужно проделать массу операций: липовая заготовка обрабатывается на токарном станке, затем шлифуется, покрывается эмалью, на которую потом наносится рисунок. Потом вырезается деревянный язычок, и только после этого колокольчик оживает…

Кроме садоводства, кулинарии, росписи по дереву и, разумеется, базового компонента, в школе преподаются психология, логика и мировая художественная культура. А какие предметы велись здесь 100 лет назад? Школьный исторический альбом хранит память о начале прошлого века. Заглянем в него. Чтение, арифметика, грамматика, церковно-славянский язык, чистописание, пение. Первым учителем был Владимир Григорьевич Соколов. Закон Божий преподавал священник Померанцев…

Думаю, сегодняшние юные садоводы и ремесленники впишут новую страничку в историю своей школы. Такую же яркую, как тот расписной колокольчик, что хранится у меня в память о Внуковской средней.

Николай ХОТЕЕВ

Московская область

Готовы работать все лето

В прошлом году во время летних каникул на московской полиграфической фабрике организовали учебный цех. Старшеклассники работали переплетчиками по пять часов в день в течение одного месяца. Операции несложные: сборка блокнотов, склейка книг, сортировка бумаги, упаковка изделий – все вручную. Выполнять их можно было в свободном темпе, однако зарплата зависела от выработки. Таким образом, единственный «механизм», который довлел над школьниками, имел чисто экономические рычаги. Замечу также, что фабричная служба охраны труда весьма тщательно следила за уровнем шума, запыленностью и освещенностью в цехе. Физическая нагрузка в течение смены также не выходила за пределы возрастных физиологических норм.

Должна сказать, что только треть подростков после работы ощущали сильное утомление, да и то на первых порах. Спустя несколько дней на усталость уже никто не жаловался – привыкли. Месяц пролетел незаметно, и многим жаль было бросать переплетное дело. Кстати, не только из-за заработка – многим просто некуда было податься.

Наталья МАКСАКОВА

Москва

Чтоб дисциплина была!

На совете районного отдела образования директора 4-й тамбовской школы Виталия Самгина попросили поделиться опытом и рассказать, каким образом в эпоху тотального недофинансирования ему удается пополнять школьный бюджет.

– Летний трудовой лагерь – это верный способ совместить приятное с полезным, – считает директор. – После окончания учебного года мы уезжаем из города в колхоз. Естественно, едут только желающие – те, кому негде, да и не с кем проводить каникулы. Деньги за прополку сахарной свеклы идут в школьный бюджет, а яблоки из колхозного сада и прочие витамины (на совершенно законных основаниях) – ребятам: кто сколько увезет…

Небольшое примечание: директор едет со школьниками один – без завучей и родительниц. Представляете, какая дисциплина в лагере!

Дмитрий ЕГОРОВ

Тамбов

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту