search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Опыт

Чемпион в спорте – лидер в учебе

И все-таки в экстернате может учиться не каждый. Вовсе не из-за дополнительных платных консультаций или неспособности самостоятельно разобраться в материале.

В 26-ю московскую школу пришла девочка. Она прекрасно поет, у нее великолепный оперный голос, отлично рисует. Мама – доктор наук, хирург, делает уникальные операции. Но у дочери сложности в общении, и она училась только дома. Подросла, а опыта жизни в коллективе нет. В школе ей порекомендовали отказаться от экстерната и пойти в обычный класс. Иначе как научиться тому, что нельзя постигнуть в одиночку, – умению дружить, поддерживать разговор? Словом, всему тому, что ученые обозначают термином “социальное общение”. Было трудно. Ведь в школе нельзя свободно распоряжаться временем, как дома. Учеба вместе со сверстниками сказалась на оценках девочки, они стали хуже. Но ведь не в них дело. Школа должна не только давать знания, но и научить ребенка жить среди людей. Экстернат здесь, конечно, не поможет. Следовательно, при выборе формы обучения нужно исходить из особенностей и желания ребенка, у него ведь впереди жизнь.

Как заметила директор 26-й школы Алла Лузина экстерны девятых и десятых классов испытывают меньше трудностей: есть социальный опыт. Проблемы социальной адаптации, выработки общеучебных умений и навыков проявляются с 5-го по 9-й класс. Дети, которые выбирают экстернат, как правило, чем-то увлечены, чем-то занимаются профессионально. У них есть навыки трудиться, поэтому в экстернате проблем не возникает.

Наталья Хусяинова, мама одной из учениц 26-й школы:

– Моя дочь – чемпионка России и СНГ по тэквондо. В девятом классе ходила в школу, как все. Каждый день вставала в семь утра. Но было очень трудно совмещать учебу, тренировки, сборы и соревнования. Девочка не высыпалась. В девятом классе резко упало зрение. С тех пор как перешла на экстернат, ухудшений не замечаем. Нет прежнего страха перед контрольными. Дочь хоть и спортсменка, уверенный в себе человек, но все равно подвержена стрессам. Благодаря экстернату я могу сберечь здоровье ребенка…

Оксана Авраменкова, тоже мама:

– У меня дети занимаются в театральной студии, сын – отличник. Ложился в час, в два ночи, полвосьмого нужно было вставать в школу. К тому же в школе, по-моему, есть много лишнего – того, что можно пройти факультативно. Выручил экстернат. Здесь не надо, как на уроке, сидеть и выслушивать, пока учитель что-то “вытянет” из двоечника. В экстернат приходят те, кто хочет учиться и видит перед собой ясную цель. Еще хорошо, что дети привыкают сдавать большие объемы информации – хорошая практика перед вузом.

По словам родителей, переход из обычного класса в экстернат им дался легко. Дети не лишены общения со сверстниками: тренировки и занятия в студии восполняют его.

Другой плюс экстерната – возможность выбрать темп учебы. Именно такой, который необходим.

– Почему есть слабые ученики? – рассуждает Алла Лузина. – Не потому, что они от природы таковы. Просто одному надо меньше времени, чтобы усвоить материал, другому больше, а результат должен быть одинаков. Тех, кто вовсе не может осилить учебу, – только около пяти процентов. Остальных мы неправильно учим, готовим одним темпом. Ученик быстро теряет мотивацию и начинает считать себя слабым. А в экстернате у каждого свой темп работы.

Есть еще одна категория детей, желающих учиться в экстернате. Речь идет о тех, кто живет за границей и хочет иметь российское образование. Чтобы работать с ними, потребуется дистанционное обучение, Интернет, особые компьютерные программы и учебные материалы. Именно с ними, наверное, будут связаны следующие шаги в развитии экстерната.

Общая черта, характерная для экстернов, – высокая мотивированность учебы. Ребята уже выбрали себе путь и знают, для чего им нужны знания. Не каждый учитель может работать с ними. В экстернате у него меняется роль. Здесь он – учитель-консультант-тренер. В одном лице. Учит, разъясняет, ставит цели, готовит к тому, чтобы ребенок, как в спорте, самостоятельно преодолевал их. Он должен не только передать детям знания, но научить держаться на экзамене перед незнакомыми преподавателями. В то же время он – не репетитор. Репетиторство – это натаскивание, а его в экстернате быть не может.

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте