В моей жизни наставников было несколько. Самые первые – это мои родители. Они не педагоги, они труженики, представители совершенно других отраслей деятельности. Мама – медработник, папа – слесарь. Но то, чему они меня научили, ценно для меня до сих пор. А научили они меня трудиться, не обижать людей, быть примером в отношениях. Спасибо им за это!
После вуза я вернулся работать в свою родную школу. Моим наставником стала моя первая учительница Тамара Кузьминична Гончарова. Она говорила: «Делай только то, во что веришь и что считаешь правильным и нужным для детей». Этим заветам я следую всю жизнь.
Действительно, ее советы я вспоминаю каждый раз, когда встречаюсь с дебютантами, впервые переступающими порог образовательной организации, и со специалистами, которым удалось уже проработать в школе несколько лет. Впереди у них появляются новые цели, требующие самореализации и… обучения. К примеру, когда мы переходили на систему Эльконина – Давыдова, надо было переформатировать сознание учителей начальной школы, вдохновить их измениться. Взаимодействию одной теорией не научить, нужна практика. И мы каждого учителя, а их 16 человек, отправили в Харьковский институт психологии. Там наши коллеги обучались в течение 800 часов (4 года – две сессии учились, по 120 часов каждая). Педагоги сроднились с идеей развивающего обучения, осознали суть и в совершенстве освоили технологии и методические приемы. Эффективность их обучения напрямую зависела от преподавателей вуза, которые в те годы стали для моих учителей мудрыми и квалифицированными наставниками.
Быть наставником дано не каждому. Это я понял уже на посту директора гимназии №10 «ЛИК». Даже очень хорошо работающий человек не всегда в состоянии передать свой опыт в силу каких-то особых личностных причин. Для этого требуется талант. Впрочем, для того чтобы научиться чему-то у другого, услышать его, понять, как именно ему удается добиваться того или иного, тоже надо обладать определенными качествами, желать учиться и научиться прежде всего. То есть, на мой взгляд, наставничество – это ресурс, который дается каждому, но не каждый, к сожалению, в состоянии им воспользоваться плодотворно.
И вот еще в чем я убедился. Наставничество – это не всегда один человек, некий педагог с опытом, который непосредственно опекает новичка, это вообще вся деятельность той образовательной организации, куда приходит молодой специалист. Это общешкольные семинары, практикумы, психологические, методические встречи. В 10‑й гимназии мы всегда ценим такую возможность общения и проводим обучающие сессии довольно часто. Это очень хорошая организационная форма наставничества, и она полезна не только молодым специалистам, но и всему педагогическому коллективу.
Большой импульс наставничеству придают проведение конкурсов учительского мастерства и подготовка к ним. Мы активные участники «Учителя года России», а свой педагогический фестиваль «Талант» проводим в гимназии вот уже 20 лет. Такие события позволяют поделиться с коллегами своим опытом, увидеть педагогические звезды и напитаться идеями, что, безусловно, способствует существенному профессиональному развитию.
Руководителю важно понимать, из чего складывается понятие «наставничество». Это очень важный ресурс, именно ресурс, работы с педагогическими кадрами для повышения их профессионализма, компетенции во всех сферах педагогической деятельности, это действенное средство для саморазвития педагогов, членов администрации и всех людей, которые заняты в процессе обучения и воспитания детей.
А пожелать нам, учителям, хочется больше свободного времени, ведь как говорил великий Сухомлинский: «Важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего время – свободное время учителя. Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». Самый главный ресурс в работе учителя – это время. Времени должно быть достаточно и для того, чтобы самосовершенствоваться, и для того, чтобы передавать свой опыт, и для того, чтобы воспитать грамотного и творческого ученика!
Александр КАЛКАЕВ, директор гимназии №10 «ЛИК» Невинномысска, народный учитель РФ
Комментарии