search
main
0

Опять конфликты…

…Открывается дверь, и в ваш кабинет входит родительница, весьма агрессивно настроенная. В процессе напряженной беседы выясняется, что она недовольна поведением одного из педагогов, который, по мнению родительницы, предвзято относится к ее ребенку. Назревает конфликт, который вам предстоит погасить, иначе…

Наталия УМНОВА, директор лицея №40, Нижний Новгород: Моя задача – найти гармонию

Иногда родители жалуются, что к их ребенку несправедливы на уроках. К таким жалобам мы стараемся относиться с вниманием, ведь наше образовательное учреждение имеет повышенный статус: дети отличаются высокими познавательными потребностями, а их родители (не все, но большинство) – повышенным уровнем притязаний и ожиданий. Если эти ожидания не оправдываются в полной мере, родители склонны искать виновных среди педагогов. Все наши учителя понимают это и оценивают степень ответственности за каждое свое слово и каждый поступок, тем не менее они люди, а людям свойственно ошибаться. Поэтому приходится серьезно разбираться в каждой конкретной ситуации.

Прежде всего, получив сигнал, я поднимаю документы ребенка. Смотрю его личное дело, журнал с текущими оценками, разговариваю с классным руководителем, с самим учеником. Причем никогда не задаю вопросов в лоб, не стараюсь его спровоцировать на готовый ответ. Мне важно понять, насколько ребенку комфортно в классе, а если некомфортно – нащупать болевую точку, источник психологического или эмоционального напряжения.

Если выясняется, что оно связано с кем-то из учителей, вызываю к себе педагога. Не начинаю с обвинений и упреков, спокойно беседую, пытаясь понять, что именно в его поведении или манере вести урок могло вызвать негативную реакцию ребенка. Если вижу, что учитель не прав и сам не замечает своего просчета, пытаюсь ему объяснить, в чем именно он ошибается. Моя задача как директора – скорректировать, гармонизировать его взаимоотношения с учениками. Не скрою, в конфликтных ситуациях скорее встану на сторону ученика. И учителям всегда говорю так: «Вы получили педагогическое образование, специальную профессиональную подготовку, вы учили возрастную психологию, значит, должны находить пути решения конфликтов, не доводить до открытого противоборства, не провоцировать детей на агрессию, тем более не унижать, используя административный ресурс – с помощью записей в дневнике или плохих отметок в журнале». Если учителю тяжело самому изменить свою установку, приглашаю школьного психолога, работающего со взрослыми (у нас есть и детский психолог). Все вместе стараемся выработать тактику поведения по отношению к ребенку. Если ситуация слишком острая и требует радикальных решений, собираем психолого-педагогический консилиум. Но это в чрезвычайных случаях, а они у нас редкость. Как правило, конфликт удается погасить на начальной стадии.

Ирина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, директор гимназии №93, Казань: Будем корректны по отношению друг к другу

Чаще всего встречаются ситуации, когда родители недовольны оцениванием знаний их ребенка. Возможно, ученик боится своих родителей, которые хотят, чтобы он учился только лишь на «отлично». Оправдать свои низкие результаты ему легче всего, обвинив в предвзятости учителя.

Что делать директору? Он может, например, вместе с родителями посетить учебные занятия педагога и понаблюдать за ребенком, а затем обменяться впечатлениями. Думаю, что в ходе урока или, может быть, нескольких уроков можно будет объективно определить уровень знаний ученика, его активность.

Безусловно, необходимо обратить внимание и самого учителя на реакцию родителей, поскольку, возможно, требуются некоторые коррективы во взаимоотношениях учителя и ученика. Полезно привлечь к решению проблемы педагога-психолога: узнать с его помощью, что на самом деле волнует ребенка, определить его психологические особенности.

Директор может провести анкетирования, тестирования в классном коллективе, конечно, не объясняя детям их истинную причину. Я полагаю, что любая конфликтная ситуация может быть разрешена при использовании разных форм и методов дипломатии, наблюдения и обобщения.

Зинаида РОГОЗИНА, директор школы №121, Екатеринбург: Что позволено ребенку, не позволено взрослому

Хорошо помню одну историю. Мальчик начал курить. Естественно, педагоги ему на это указывали. Его мама приходила жаловаться: «Вы видите только моего ребенка, замечаете только его проступки, а другие ведут себя не лучше». Прошло время, и мама изменила свою точку зрения.

В большинстве случаев конфликты, если они и возникают, решаются внутри класса, до начальства не доходят. И это нормально: не нужно по любому поводу сразу обращаться к «президенту», нужно проблемы решать «на местах». Администрация в свою очередь работает с учителями. Все мы люди, и совершенно естественно, что у педагогов возникает личное отношение к детям. Это не только не страшно – это нормально в том случае, если отношение не демонстрируется, а остается внутри. Право выбора есть у каждого: кого любить, кого терпеть. Кстати, оно есть и у учеников. Вот уж детки ярко выражают, как к кому относятся. Но что позволено ребенку, не позволено взрослому: будь добр, сохрани свое отношение – хорошее ли, не очень – в себе.

А родители – я их понимаю, они всегда готовы защитить свое чадо и встать на его сторону. Так и должно быть, но в любом случае нужно разобраться в ситуации, выслушать обе стороны – и ребенка, и педагога.

Комментарий

Татьяна БЕЛЯЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета: В конфликте виноваты обе стороны

Давайте вообразим в этой ситуации диалог директора школы с… самим собой.

Итак, очередная проблема, в которую необходимо вмешаться… Что мы имеем?

Первое. Претензии родителей. Насколько они обоснованны? С этим еще нужно разобраться. Но не учитывать их нельзя.

Второе. Как построить разговор с учителем? Может быть, и нет его вины? Или есть? Как понять, может ли учитель относиться предвзято к ученику? С одной стороны, вроде бы не должен – в его пользу говорят и профессиональный опыт, и качества личности… С другой стороны, иногда люди ведут себя совершенно непредсказуемо, поддаваясь своим эмоциям.

А ученик? Нужно ли ввязывать в это разбирательство ребенка? Если да – как это может на него повлиять?

Кто виноват в этом конфликте? Что делать? Извечные вопросы. Вопросы, вопросы… Как найти ответ?

Пожалуй, следует начать с того, что известно мне в такой науке, как конфликтология. Что там говорил психолог на курсах повышения квалификации? Нечто такое, с чем я не сразу согласилась – что в конфликте всегда виноваты обе стороны. И надо это признать как аксиому.

Что ж, признаем, что определенная вина есть и на родителе, и на учителе. Один, возможно, дал повод, а другой этим поводом воспользовался.

Что теперь? А теперь надо искать решение. Психолог сказал, что лучший способ решения конфликтов – переговоры сторон с ориентацией на их интересы. Переговоры могут быть с участием третьей стороны, которую называют посредником. Посредник, конечно, – это я.

Что делает посредник? Что должна сделать я?

Прежде всего сохранять нейтральную позицию, равное и ровное отношение к участникам, относиться к ним с уважением.

Далее необходимо прояснить интересы родителя. Какого исхода хотел бы он?

Затем педагога: какого исхода хотел бы он?

Нужно дать сторонам возможность выразить не только свои претензии, мысли по поводу происшедшего, но и свои эмоции в отношении существующей проблемы, корректно регулируя их.

Потом можно сторонам предложить высказать свои идеи по поводу решения проблемы. Пусть предлагают, обсуждают и договариваются сами. А я буду контролировать их справедливость и реалистичность.

Какие лично у меня есть предположения о вариантах урегулирования? Конечно, стороны должны найти эти варианты сами, но если они затрудняются, я могу кое-что предложить, может быть, что-то им подойдет. Надо обдумать заранее.

Например, думаю, что неплохо бы сделать педагогу процесс оценивания ученика более прозрачным, как теперь принято говорить. При выставлении оценки важно четко и понятно пояснить ученику, почему он получил такую отметку, а не другую. Для этого надо ознакомить всех учеников с четкими критериями оценки. Они обязательно должны их знать. И даже можно их этому учить, предлагая оценивать работы друг друга, а потом и свои. Не очень высокие отметки ученика учитель может скорректировать устной оценкой, если ученик очень старался, но пока не дотянул до нужного уровня. Это подбодрит его и вызовет удовлетворение оттого, что его усилия замечены. И, конечно, важно помнить о ровном отношении к ученику. Ведь это вопрос профессионализма педагога – выдерживать ровный тон, несмотря ни на что.

А родителям, наверное, неплохо было бы походить на уроки, чтобы увидеть свое чадо в процессе обучения. Да и с критериями оценки тоже познакомиться нелишне. А вообще нужно любить своего ребенка несмотря ни на какие отметки – это психологи называют безусловной любовью, и помогать ему преодолевать трудности, в том числе связанные, возможно, и с несправедливой оценкой. Важно подчеркивать, что учитель обязан его учить, а вот любить совсем не обязан. Это прерогатива родителей. А учитель должен быть просто доброжелателен. И если он предъявляет высокие требования, то, значит, верит в тебя, в твои способности.

Думаю, что самого ребенка в это разбирательство втягивать не стоит. Взрослым вместе надо разобраться. В процессе переговоров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте