Поручение президента довести среднюю зарплату учителей до средней по экономике большая часть общества восприняла как несомненное благодеяние. И как было не восхищаться? Внимание сильных мира сего наконец обращено к учителям – людям, от которых, как говорилось в федеральных и прочих посланиях, «зависит наше будущее». Много хороших и правильных слов было сказано с разной высоты трибун, много слез умиления было пролито в зрительных залах и у телевизоров. Кампания, проводимая с большим размахом по всей стране, имела успех – люди поверили в искренность намерений власти. О пресловутой учительской нужде перестали говорить, учителей перестали жалеть, ведь «они теперь так много получают!». У общества немедленно нашлись другие темы для обсуждения и объекты для сочувствия… И только учителя знают, как на самом деле повышались их зарплаты.
Основные способы – увеличение нагрузки, повышение требований и усиление прессинга со стороны администрации, то есть максимальная догрузка дополнительными функциональными обязанностями. Учителя прогнулись под тяжестью нового бремени, но устояли – им не привыкать… Правда, вскоре оказалось, что и этого недостаточно. Денег в бюджетах регионов для пресловутого «доведения» все равно не хватало. «Средняя по экономике» неумолимо задиралась кверху. И тогда проблему стали решать другим способом.Если денег на всех не хватает, значит, нужно сделать так, чтобы «всех» стало меньше. Сокращение штата – пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ – это именно то, что нужно. В ряде больших городских школ обошлись без статей, договорились полюбовно. Глубоких пенсионеров и тех, кто ходил в школу не ради заработка, а для души (в каждой школе есть такие, имеющие по 10-12 часов и не стремящиеся к большей нагрузке) просто «попросили». Не все были рады, но, будучи законопослушными, подчинились требованиям времени. Освободившуюся нагрузку «перекинули», зарплата оставшихся подросла.Но не так-то просто оказалось провести сокращения в небольших сельских школах. Часов у всех немного, каждый отвечает за свой предмет, и нет возможности «перекинуть» нагрузку, а финансирование, как и в городе, подушевое. Во многих школах руководство оказалось в щекотливом положении. Сокращать нужно, но кого? Не кидать же жребий, как предложил в свое время жаждущий справедливости персонаж кинофильма «Гараж» Хвостов, роль которого исполнял Андрей Мягков. А как быть, если в школе историк один, и химик один, и физрук один, а учителя начальной ступени и так уже ведут все младшие классы? И что делать руководству при выборе кандидатуры на сокращение, если так называемых условных специалистов быть не должно, то есть историку нельзя поручить вести английский. Конечно, и государству, и школе было бы выгодно иметь предметников-многостаночников. Например, вели бы три человека все уроки в малокомплектной школе: один отвечал бы за все гуманитарные предметы, второй – за математику с физикой, черчение и труд, а третий вел бы остальное – химию, биологию, географию и физкультуру. Какая хорошая средняя зарплата была бы в этой школе! Президент был бы доволен. Возможно, мы к этому весьма скоро придем: многие педвузы уже перешли к подготовке специалистов широкого профиля. Но пока в небольших городских и сельских школах работают узкие специалисты, сокращение представляется неразрешимой проблемой. Вот свежий пример.Недавно ко мне обратились учителя основной школы села Нестиары Воскресенского района Нижегородской области. Когда-то школа была большой, полной и самостоятельной, но на сегодняшний день в ней всего 20 учащихся. С начала года она имеет статус филиала средней школы, расположенной в селе Богородском, и именно с этим фактом связаны драматические события, о которых рассказали мне нестиарские педагоги. Трое учителей коллектива – учитель русского языка, учитель физкультуры и химик-биолог – на днях оказались без работы. Всех троих сократили по тому самому пункту 2 статьи 81 ТК РФ. Формальные основания к увольнению были только у одного из педагогов – русского языка, у женщины среднее образование по специальности «учитель начальных классов». У учителя физкультуры Виктора Александровича Чибисова и у химика-биолога Веры Николаевны Козловой с образованием все в порядке, как и со всем остальным. Возраст – 49 и 58 лет. Единственная причина увольнения – школа не может предоставить достаточное количество часов.Процесс увольнения шел согласно закону: людей уведомили заранее, за два месяца. Хотя других учителей физкультуры и химии в школе нет, проблему решили быстро. Биологию отдали географу, химию – математику. Конечно, соответствующего образования у него нет, но его послали на курсы химии. До тех пор пока он не получит «корочку», часы решили отдать химику Богородской школы. Учитель физкультуры тоже будет приезжать из Богородского по субботам и вести уроки сразу во всех классах. Родители учеников не захотели мириться с ними и обратились к директору (сейчас ее статус понижен до заведующей Нестиарским филиалом Богородской СОШ) с просьбой не увольнять учителей хотя бы до конца учебного года. Та заверила, что качество образования не пострадает и что предметы будут вестись в полном объеме, но… другими учителями. Уже с 12 февраля Нестиарский филиал работает по новому неутвержденному расписанию, удобному для приезжающих из Богородской школы педагогов. Вероятно, под качеством образования заведующая Нестиарским филиалом подразумевает табельную ведомость. Она действительно не пострадает. Если же образованием считать весь спектр внешних факторов, влияющих на душу и интеллект ребенка, то увольнение ни в чем не повинных педагогов посреди года, как и весь предшествующий этому событию период, даром для учащихся не пройдет.Педколлектив разделился. Одна группа молчаливо согласилась с решением директора школы и заведующей филиалом – таких было большинство, а вторая, меньшая по численности, стала сочувствовать и помогать уволенным. Да и сами они не молчали, а начали активно бороться за свои права. Увольнение они восприняли как оскорбление чести и достоинства. Педагогический стаж, многолетний опыт, авторитет у выпускников и односельчан, прошлые заслуги – все было уничтожено одним приказом директора. Разве можно смириться с этим?Учитель химии и биологии Вера Николаевна Козлова подала жалобу в районную прокуратуру, на что получила ответ: нарушений в выборе кандидатур на увольнение нет. Тогда она написала письмо в Министерство образования Нижегородской области и получила ответ начальника отдела школьного образования С.Шмелева: «В июле 2012 года Министерством образования Нижегородской области были направлены рекомендации по оптимизации штатной структуры образовательных учреждений и доведению учебной нагрузки учителей до эффективного уровня: не менее 18 часов и не более 25 часов в неделю. Вместе с тем выполнение данных рекомендаций не должно приводить к ситуации, когда преподавание высвобождающихся часов передается неспециалистам… В связи с этим директору школы было указано на недопустимость подобного комплектования образовательного учреждения педагогическими кадрами. Учредителю образовательных учреждений рекомендовано проводить оптимизацию штатной структуры общеобразовательных учреждений не в ущерб качеству образования». Директор Богородской школы и заведующая Нестиарским филиалом тоже получили ЦУ и очень быстро нашли выход из положения. Теперь уже все формальности соблюдены, и скорее всего даже суд не защитит уволенных.Отчаявшиеся получить помощь в структурах исполнительной власти, Вера Николаевна и Виктор Александрович решили написать в нашу газету: «Нас увольняют по сокращению штатов. Таким образом Управление образования Воскресенского района борется с неэффективным использованием бюджетных средств. Председатель первичной профсоюзной организации нас не поддерживает. На вопрос «Будете ли вы защищать нас в суде?» – она ответила, что вначале проконсультируется у председателя районной профсоюзной организации и у юриста в управлении образования, а потом даст ответ. У нас остался последний шанс – обратиться к вам. И наша школа не единственная, где происходит увольнение учителей, и прежде всего учителей-пенсионеров. Такая же ситуация в Галибихинской школе и школе села Большое Поле».Получив письмо, я решила проверить факты и поговорить с начальником отдела образования Воскресенского района Владимиром Александровичем Сычевым. Он подтвердил, что авторы обращения достойные люди и хорошие учителя, что единственным поводом к их увольнению послужила необходимость выполнения требований по доведению средних зарплат до более высоких сумм. В Нижегородской области средняя по экономике выросла до 20 тысяч. В Нестиарах, Галибихе, Большом Поле учителя получали по 11-12 тысяч, что очень портило картину района. Какую же работу предложили уволенным взамен? «К сожалению, мы не можем предложить им работу по педагогической специальности. Мы надеемся, что пенсия по выслуге лет, пусть небольшая, но все же регулярная, поможет им пережить трудное время. А если они справятся со своими эмоциями и обратятся в службу занятости, им помогут получить другую специальность, по которой они смогут в дальнейшем трудоустроиться» – таков был ответ начальника отдела образования. Вероятно, уволенному учителю физкультуры придется труднее всего. Ведь ему еще далеко до пенсионного возраста – всего 49 лет. Всю жизнь после окончания Ярославского педагогического института Виктор Александрович проработал в школе, его уважали и ценили. А теперь, после того как его часы отдали более молодому коллеге из Богородской школы, ему предстоит начинать жить с нуля: идти в службу занятости, получать новую профессию, приобретать опыт, добиваться уважения… Или идти в бригаду и валить лес – это почти единственная отрасль, дающая доход жителям Воскресенского района. Или устраиваться работать в Москве вахтами, как делают многие другие жители провинции. Вот и получается, что за повышение учительских зарплат заплатит не государство, а такие, как Виктор Александрович и Вера Николаевна, учителя. Заплатят здоровьем, нервами, душевным покоем близких, ведь у каждого из них семья, дети, внуки, престарелые родители. Вместо эпилогаДва с половиной года назад я была в командировке в Воскресенском районе. Недалеко от райцентра сдавалась третья очередь микрорайона, построенного для молодых специалистов, в том числе и педагогов. Помимо прекрасных благоустроенных коттеджей недавние выпускники педвузов получали машину и гарантированную нагрузку в 24 часа в неделю в течение 10 лет – таково условие участия в программе поддержки молодых специалистов, которая уже много лет реализуется в Нижегородской области. Я не могла не поинтересоваться у Владимира Александровича Сычева, продолжает ли Воскресенский район участвовать в областной программе по привлечению в школы молодежи, если даже опытным педагогическим кадрам не хватает нагрузки. Он убежденно ответил, что привлечение молодежи по-прежнему является одним из приоритетов муниципалитета: «А вы представьте себе, что весь коллектив школы в Нестиарах решит уйти на пенсию (средний возраст там – 53 года), кем мы будем заполнять вакансии?» Ну что тут сказать? Слабо верится, что через 10 лет в Нестиарах, Галибихе, Большом Поле – старинных и некогда больших селах – останутся школьники. Почему я так думаю? Потому что сегодня там сокращают учителей…КстатиПохожая ситуация сложилась и в ряде других районов Нижегородской области, например в районном поселке Тоншаево. Опытных учителей английского языка, достигших пенсионного возраста, уволили и на их место взяли недавних выпускниц вузов – участниц программ поддержки. Каждому молодому специалисту дали по 36 часов нагрузки. Пока неизвестно, смогут ли молодые специалисты справиться с нагрузкой…Станет ли учитель богаче?С 2014 года планируется изменить нормы часов работы учителя за ставку заработной платы. Равнение идет на опыт Европы, где ставка педагога порядка 22-24 часов. На самом деле размер ставки в часах без учета стоимости этих самых часов не играет никакой роли. Понятно, что вся возня со ставками, как и с количеством стульев в учебном кабинете, – банальное сокращение расходов под вывеской «реформа».А что думаете вы? Оставьте ваш комментарий!Нижегородская область
Комментарии