search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды

Опять этот Мюнхгаузен Любящий и любимый недоступны для болезни

Сегодня дети и взрослые все чаще вынуждены обращаться за помощью к врачам. Причин этому много: неблагоприятная экологическая обстановка, неполноценное питание, ослабление профилактики и общего санитарного контроля. Однако специалисты, занимающиеся изучением происхождения различных болезней, в последнее время все более склонны, не сбрасывая со счетов указанные выше причины, видеть основным фактором роста заболеваемости психологическое неблагополучие человека: возрастание общей психоэмоциональной напряженности нашей жизни, неразрешенность личностных проблем. Сакраментальная фраза “в здоровом теле-здоровый дух” оказывается также верна и в обратном прочтении: “здоровый дух – условие здоровья тела”. Скорее всего для древних это было очевидно. Попробуем и мы разобраться в античной мудрости.

Вирусологи и медики находят все больше подтверждений тому, что причина активизации в организме болезнетворных вирусов и развития многих невирусных заболеваний – “сбой” в работе его иммунной системы. Отчего может произойти такая поломка?
Иммунная система человека – тонко организованная структура охраны здоровья. Наши эмоции и мысли воздействуют на нее, а она в свою очередь регулирует процессы на клеточном и межклеточном уровнях. Вот почему в определенный момент оказывается возможной активизация долгие годы бездействовавших вирусов или повышенная восприимчивость к вредному воздействию внешней среды.
С большой долей вероятности можно утверждать: если вы часто болеете или ваш ребенок “не вылезает” из ангин, обратите внимание на обстановку и взаимоотношения в семье, психологическое состояние детей и собственное психологическое и эмоциональное благополучие. Вполне возможно, что на первый взгляд все нормально, все, как у всех. Но не забывайте, что все люди (и дети в первую очередь) обладают разной степенью психологической устойчивости и толерантности – терпимости к стрессам: что для одних – привычное дело и вполне рядовой случай, пустяк, для других чувствительных натур – оказывается трагедией, повергает в поток переживаний и слез. Тут-то и возникает риск развития болезни.
Поэтому в качестве профилактики каждому человеку необходимо разобраться в своих психологических трудностях. Взрослому (у него проблемы могут “тянуться” еще из детства) – во внутрисемейных и межличностных отношениях, вопросах успешности и достижений, эффективности самореализации. Ребенку (ему в этом особенно необходима помощь – не только специалиста, но и близких) – в возможных страхах, решить проблему недостатка любви, как говорят психологи, проблему “ненаполненности сосуда души любовью” (это, кстати, касается и взрослых). Тогда психологическое благополучие будет способствовать укреплению физического здоровья: жизнерадостный малыш, окруженный любовью, успешный взрослый, любящий и любимый, – недоступны для болезней.
Теперь поговорим о процессе “боления” и психологических последствиях болезни, в частности для детей. Специалисты выделяют несколько этапов формирования представлений о болезнях у детей.
От 2 до 7: малыши в значительной степени склонны к принятию роли больного, нежели к активному противостоянию болезни. Источник всех без исключения болезней видится ими в заражении, все болезни мыслятся как результат инфекции, а болезнь как таковая рассматривается как форма всеобщего правосудия, так как дети склонны приписывать себе вину за свою болезнь. В этом возрасте ребенок еще не способен понять реальные причины болезни и использует внешние знаки более, чем внутренние, для определения болезни. Дошкольники редко прислушиваются к своему реальному самочувствию.
От 7 до 12: эта стадия характеризуется усилением отрицания роли больного, большей склонностью сопротивляться болезни, особенно у мальчиков. Самообвинение, однако, присуще детям и в этом возрасте, на что стоит обратить особое внимание. Все болезни, инфекции объясняются действием одного типа микробов. Использование больше внутренних, чем внешних, знаков в оценке болезни, усиление контроля над болезнью.
От 12 и старше: подростки приобретают объективность в оценке заболеваний. Разные болезни признаются следствием действия разных типов микробов, но не все болезни возникают из-за микробов. Больший контроль болезни, меньшая уязвимость перед нею.
Как мы видим, малыш очень часто может переносить оценку состояния своего здоровья на самоотношение: “хороший ребенок – это здоровый ребенок”. По такому механизму у часто болеющих может сформироваться чувство вины и негативная самооценка, что представляет серьезную опасность для его благополучного психического развития.
Поэтому взрослым следует остерегаться каким-либо образом выражать недовольство постоянными болезнями ребенка, вынуждающими брать больничный, сидеть дома, тратить деньги на лекарства и т.д. В то же время и самих родителей, особенно матерей, подстерегает опасность: мама может быть подвергнута глобальной самооценке типа “больной ребенок – у плохого родителя”, постоянно порицать себя: “недоглядела”, “не уберегла”, “плохо кормила”, “не тепло одевала” и пр. Это такая же благодатная почва для развития чувства вины и неудовольствия от невыполнения своей родительской роли. Особенно легко развиваются такие сомнения в случае тяжелой хронической болезни или наследственного заболевания ребенка. При этом, по данным психологов, большинство родителей действительно находят в своих действиях (или бездействии) причины страданий ребенка. Однако стоит иметь в виду, что принявший на себя вину родитель – не лучшая поддержка больному ребенку, который в свою очередь чувствует себя источником напряженности взрослых и считает себя в этом виноватым.
Нередко ситуация развивается и в обратном направлении: “боление” может использоваться ребенком как средство манипуляций и извлечения выгоды: начиная с хрестоматийной отсрочки контрольной в школе или нежелания посещать детский сад до тончайших манипуляций с целью привлечения к себе внимания и заботы взрослых. Такое положение едва ли менее опасно с точки зрения дальнейшего психического развития ребенка: язык болезни, симптомов становится основным в диалоге с миром. Поэтому не стоит бездумно задаривать болеющего малыша игрушками, сладостями. В противном случае у вас есть определенный риск воспитать в семье не одного болеющего манипулятора “с синдромом Мюнхгаузена”, как образно определили играние роли больного психологи.

Наталья УРЯДНИЦКАЯ,
психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте