search
main
0

«Оптимизм – это аромат жизни»

Италия, на самом деле, не так далеко, как теперь кажется. Не за семью морями и закрытыми границами. И детство наше тоже совсем близко, сколько бы ни было нам лет.

Фото: Сергей Петров, Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

«…В какой-то момент жизни падают, разрушаются стены комнат и городов, которые ты видел, в которых жил. И остаются лишь прозрачные перегородки памяти…» Это и про нынешнее время, когда зачастую можно жить только памятью, и это о возрасте, когда тоже трудно куда-то уехать, а иногда и ехать не надо – всё уже в памяти и душе, и ты перебираешь воспоминания и впечатления как фотографии.

«…Единственное, чем ты обладаешь навсегда, – это те вещи, которые были у тебя в детстве. Мы уже побывали в раю. И часто, во всяком случае, я, возвращаюсь в него, когда вхожу в лабиринты памяти, где живёт моё детство…»

С этих слов начинается спектакль Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой «TERRA ГУЭРРА. Каприччио», посвящённый Тонино Гуэрре и его товарищам. Произносит их сама легендарная Елена Камбурова, цитируя фрагменты из его дневников. Она играет Тонино, его уже нет на Земле – спектакль поставлен в честь его столетия. И поэтому лицо её в деревянной рамке, словно фотография или портрет. Камбурова-Гуэрра будет часто появляться на сцене – вспоминать, шутить, петь, погружаться в итальянскую стихию – лёгкую, пёструю, комическую, нелепую и серьёзную. А вокруг будут музыканты и актёры, и высокие ступени, и цветы, вода, шум дождя. Много музыки и музыкальных пародий, много смеха радостного, а иногда – смеха сквозь слёзы. Ступени станут сначала спрятанными коробочками, из которых будут смотреть и выпрыгивать персонажи, а потом назовутся  морской стихией, и люди начнут плавать и дурачиться. А потом внезапно погаснет свет, словно возникла проблема с техникой, но никто не испугается. И эта чернота зала превратится в черноту весенней ночи, и зажгутся огни – костры встречи весны, традиционной для Италии.

Мы смотрели спектакль совсем недавно, в марте, и весна в Москве уже ощущалась. А ещё так совпало, что именно в марте день рождения и день смерти Тонино. Месяц памяти «Лучшего сценариста Европы» по признанию Международного конгресса сценаристов 2004 года и завершение года его столетия.

Фото: Сергей Петров, Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

Каприччио – это каприз, музыкальное сочинение, выдумка. В спектакле два лейтмотива – память и фантазия. У Ивана Поповски, знаменитого режиссёра-постановщика, фантазии всегда причудливые и виртуозные. Ступени, вода, огни, итальянские сцены из жизни, гротеск, старый велосипед, который есть или был у каждого и который трудно починить. Прозрачная плёнка, превращающаяся в длинный плащ-шлейф, в дорогу, укрытие… Но вдруг она сворачивается, будто тает или горит, – и вот её уже нет. А в финале спектакля на плёнке появляются портреты Гуэрры и его товарищей – великих режиссёров и актёров. Плёнка развевается на ветру – ветру времени – потом всё исчезает и остаётся в памяти.

И падают со ступеней в зал яблоки…

Это новый спектакль. Премьера была 25 декабря 2020 года. После спектакля мы задали несколько вопросов Елене Камбуровой.

— Елена Антоновна, как возникла идея спектакля?

— Идея создать спектакль к столетию Тонино Гуэрры, которое отмечалось в марте прошлого года, появилась давно. Мы очень дружны с Лорой Гуэрра, вдовой Тонино. И как-то разговорились и подумали, почему бы не сделать спектакль, основанный на итальянских песнях. Долго это вызревало, года три, уже подумали, что вряд ли что-то получится. И вдруг наш режиссёр Иван Поповски загорелся этой идеей. А если он загорается, то всё вокруг начинает воспламеняться, и происходит то, что нужно.

— А Лора Гуэрра уже видела этот спектакль?

— Лора Гуэрра живёт в основном, конечно, в Италии, и спектакль пока не видела. Но я надеюсь, что она, когда будет в России, обязательно посмотрит его.

Фото: Сергей Петров, Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

— И всё-таки почему у Вас возник интерес именно к Тонино Гуэрре – через интерес к Италии, итальянской музыке, кинематографу?

— Наверное, скорее через Лору Гуэрра. И, конечно, я смотрела эти фильмы и знала, что Гуэрра – основа их, ведь тот, кто пишет сценарий, – основной человек. И когда познакомились с Лорой, мне это стало особенно интересно.

— А с самим Тонино Гуэррой Вы были знакомы?

— Я его видела однажды в гостях у Юрия Норштейна на дне рождения. Он уже уходил, а я как раз пришла. При мне он немного посидел, потом раскланялся и ушёл. Вот и всё. Серьёзного знакомства не было.

— Вы, наверное, были в Италии? Что Вам показалось ближе всего там, ближе в итальянском характере?

— Мне кажется, атмосфера нашего спектакля передаёт итальянскую. Мы показали, как итальянцы ночью 19 марта – это праздник святого Джузеппе – жгут костры. Я это там видела. В итальянском характере много весёлого, открытого. В Италии мне почему-то  больше всего запомнилось, как мы были в храме, и там чудесно пели женщины. Не официально, как у нас бывает, а от души, как-то по-доброму, очень славно. Это было как раз в Пеннабилли, где живёт Лора Гуэрра и где похоронен Тонино Гуэрра.

— А кто занимался подбором музыки и песен к спектаклю?

— Музыкальный руководитель нашего театра Олег Синкин. Там и музыка из кинофильмов, и классические произведения, и народные песни.

— Елена Антоновна, а как зрители принимают спектакль?

— Хорошо, зрителям нравится. И другой наш новый спектакль «Маленький принц. Полёт в одном действии» зрители приняли с восторгом. Он очень трогательный.

— Обидно, что пока зрительный зал можно заполнять только на 50%. Многие желающие не могут попасть на ваши спектакли.

— Да, но мы совсем не прерывали сезон в рамках возможного в период коронавирусной изоляции – репетировали, поставили новые спектакли.

 

Авторы: Наталья Савельева, Юлий Пустарнаков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте