Не было, нет и вряд ли когда-нибудь появится в квалификационном справочнике должность «классный руководитель». Казалось бы, что может быть проще: ввели, прописали функционал, квалификационные требования… Но нет, и это, наверное, правильно.
На первый взгляд может показаться, что отсутствие такой специальности в перечнях профессионального образования и как следствие соответствующей должности в отрасли вызвано исключительно экономической целесообразностью: зачем платить за то, что и так можно «делать по ходу»? К сожалению, именно так зачастую считают критики от образования… Но любая работа должна оплачиваться. Вот только деньги ли определяют выбор учителя и его желание делать что-либо за рамками предметной области?Если задуматься о том, насколько педагоги готовы к выполнению работы классного руководителя, то можно констатировать, что у них имеются два основных суждения. Первая группа учителей относится к классному руководству отрицательно, то есть не имеет желания выполнять эту функцию. При этом они могут являться классными руководителями, но рассматривают свою деятельность как дополнительную нагрузку, за которую платят «смешные, несопоставимые с объемом работы деньги». В этом случае качество выполнения работы, как правило, невысокое, хотя бывают и исключения (если педагог в принципе ответственно относится к работе).Вторая часть педагогов, и таковых большинство, – это люди, испытывающие потребность в том, чтобы быть классными руководителями, иметь так называемых своих детей. Кто-то скажет: «А что, остальные не свои?» Для настоящего педагога, учителя по призванию, все дети свои. Но если уроки литературы, истории или математики – это по большей части профессиональная составляющая учительского дела, где есть планы, требования, стандарты, и личностный потенциал учителя-просветителя стоит за ними, то свой класс – это реальная почва, для того чтобы применить собственные педагогические подходы, поделиться жизненным опытом, реализовать свое учительское начало, а главное – увидеть результат, убедиться в своей причастности к формированию личности ребенка.В одной из школ Санкт-Петербурга был проведен опрос двадцати педагогов: должна ли оплачиваться работа классного руководителя, каков, на их взгляд, адекватный размер оплаты и откажутся ли они от классного руководства, если оплата за эту работу будет отменена. В своих ответах некоторые педагоги сочли адекватной оплату в 50-75% от ставки, другие – в 25-50%. Но все при этом отметили, что продолжат заниматься своими детьми даже в случае отмены оплаты. Это подтверждает суждение о том, что сущность учительского дела состоит не только и не столько в том, чтобы передать предметные знания, сформировать компетентность, а в большей степени отражается в потребности участия педагога в судьбе ребенка.Денис БУХАРОВ, директор школы №13 Приморского района, Санкт-Петербург
Комментарии