search
main
0

Оплата труда педагога – это важно!

Учитывая полученные в ходе мониторинга данные

В последние годы в обществе все чаще обсуждается необходимость единого порядка оплаты труда работников бюджетной сферы. На сегодняшний день регионы Российской Федерации применяют в сфере образования различные модели систем оплаты труда, формируемые на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп (ПКГ), схемы конкретных размеров ставок заработной платы или, например, расчета зарплат педагогов в зависимости от их квалификации. Система московского образования всегда отличалась в своем пути развития от других регионов. Вот и в вопросах оплаты труда, когда почти все регионы отказались от применения модели системы оплаты труда, основанной на стоимости образовательной услуги (ученико-час), в Москве такая система оплаты труда прижилась и реализуется до сих пор.

Вместе с тем ничто не стоит на месте, изменяется законодательство, ставятся новые задачи, трансформируются принципы и подходы. И конечно, столичное образование не может себе позволить стагнировать в ожидании разработки на федеральном уровне единых требований к оплате труда педагогических работников. Поэтому последний учебный год Департамент образования и науки города Москвы и Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования посвятили совместной работе по совершенствованию московской системы оплаты труда.

Для этого в сентябре была сформирована рабочая группа из представителей департамента, службы финансового контроля, МГО профсоюза и директорского корпуса образовательных организаций всех типов. Работа осуществлялась в соответствии с Порядком взаимодействия Департамента образования и науки города Москвы и Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования при принятии приказов и распоряжений, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы работников образовательных организаций, что позволило обеспечить реальное участие МГО профсоюза как при разработке нормативных документов по вопросам оплаты труда, так и при учете мнения.

Всего в течение года Департаментом образования и науки города Москвы было принято с учетом мнения МГО профсоюза 15 приказов и распоряжений в сфере оплаты труда, в том числе 8 приказов, регулирующих систему оплаты труда руководителей образовательных учреждений и их заместителей. Так, например, установлены предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и среднемесячной заработной платы работников, условия перерасчета заработной платы, определены условия и порядок назначения выплаты за исполнение обязанностей руководителя в другом учреждении, введен особый порядок расчета заработной платы руководителя школы-новостройки, уточнены условия и критерии назначения стимулирующих выплат.

Кроме того, введена норма о размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей и их заместителей в Интернете: на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы. Следует отметить, что введенные нормы не привели к изменению системы оплаты труда как таковой, а лишь актуализировали нормативные акты Департамента образования и науки города Москвы с учетом норм действующего законодательства. Так, например, требование о размещении в сети Интернет информации о среднемесячной заработной плате руководителей и их заместителей предусмотрено статьей 349.5 Трудового кодекса Российской Федерации, а требования об установлении предельного уровня их заработной платы – статьей 145 ТК РФ.

МГО профсоюза в свою очередь при разработке данных приказов настаивала на том, что предельный уровень может устанавливаться только в отношении заработной платы данной категории работников, в то время как заработная плата педагогических и иных работников образовательной организации не может ограничиваться максимальным размером в силу действия статьи 132 ТК РФ. В настоящее время ни один из нормативных документов, изданных в рамках совершенствования отраслевой системы оплаты труда города Москвы, не содержит ограничений в части размеров заработной платы педагогов.

Отдельного внимания заслуживает утверждение единых справочников выплат и должностей. До их принятия образовательные организации самостоятельно принимали решения о наименовании выплат и должностей, применяемых в организации. В отсутствие единого для всех организаций перечня должностей на практике применялись должности без учета Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, квалификационных характеристик должностей работников образования, профессиональных стандартов, что в свою очередь влечет риски невключения времени работы в такой должности в педагогический стаж, дающий право на досрочное оформление пенсии.

В январе 2022 года была завершена работа над Методическими рекомендациями по формированию штатного расписания для государственных учреждений, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, включая Справочник должностей работников учреждений, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. При этом 9 должностей были приведены в соответствие со справочниками и стандартами, введены 32 должности для обеспечения учреждениями образовательной деятельности, исключены 48 должностей. Так, например, исключена должность «заведующий кабинетом», так как заведование кабинетом – дополнительный вид работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, а не отдельная должность. Или, например, исключена должность «старший педагог-психолог» как не предусмотренная Единым квалификационным справочником.

Принятие на локальном уровне решений о выплатах, применяемых в образовательных организациях, привело к тому, что количество наименований таковых в Москве достигало более 500. Безусловно, это затрудняло анализ систем оплаты труда, установленных в образовательных организациях. Кроме того, в ряде случаев выплаты применялись без учета их характера, подменяя компенсационные выплаты на стимулирующие и социальные и наоборот. В этой связи важным стало определение на региональном уровне единого перечня выплат и их отнесение к тому или иному виду.

Так, принятый Справочник видов выплат по оплате труда, социальных выплат и гарантий в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, на сегодняшний день включает ограниченный перечень, включающий 18 наименований компенсационных выплат, 17 – стимулирующих, а также 15 наименований социальных выплат и гарантий. Несмотря на то что данный перечень исчерпывающий, действие приказа Департамента образования и науки города Москвы от 12.08.2021 №376 направлено на систематизацию и унификацию наименований выплат компенсационного и стимулирующего характера, не меняет действующую систему оплаты труда, структуру заработной платы, доли распределения фонда оплаты труда (на базовую и стимулирующую).

То есть применение Единого справочника выплат не предполагает отмену каких-либо выплат в образовательной организации, а всего лишь предписывает приведение имеющихся в организации выплат в соответствие с наименованиями из предложенного перечня, их отнесение к конкретному виду выплат. По настоянию МГО профсоюза Департаментом образования и науки города Москвы были направлены в образовательные организации соответствующие разъяснения от 30.08.2021 №01‑50/02‑1636/21 по вопросу применения приказа от 12.08.2021 №376.

Унификация наименований выплат и должностей явилась важным подготовительным этапом, предваряющим главные изменения в рамках совершенствования отраслевой системы оплаты труда, – актуализацию рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее – Рекомендации). Именно Рекомендации, утвержденные приказами ДОгМ от 12.02.2015 №39, 40, 41, 42, подвергались все это время критике со стороны МГО профсоюза. В связи с этим профсоюзная сторона дала более 60 предложений содержательного характера и комментариев к предложениям других участников рабочей группы по внесению изменений в Рекомендации. Отрадно, что более 90% предложений и замечаний МГО профсоюза были учтены. Остановимся подробнее на наиболее значимых из них.

Во-первых, для всех типов организаций определен перечень должностей работников, заработная плата которых учитывается в доле фонда оплаты труда работников, непосредственно осуществляющих и обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. Такая конкретизация позволяет избежать двоякого толкования при формировании фонда оплаты труда.

Во-вторых, установлена возможность применения при расчете стоимости одного ученико-часа коэффициента, учитыва­ющего малокомплектность классов (групп) по предметам и дисциплинам, для которых учебным планом предусмотрено деление обучающихся на подгруппы. Ранее такой коэффициент применялся только по предметам «Информатика», «Иностранный язык», «Технология», что могло приводить к необоснованному уменьшению заработной платы педагога при работе с малыми группами обучающихся по другим предметам.

В-третьих, выплаты за классное руководство и проверку письменных работ отнесены к компенсационным выплатам, что соответствует Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол №11).

В-четвертых, введена норма о порядке оплаты часов замен педагогических работников в соответствии с Отраслевым соглашением между Департаментом образования и науки города Москвы и Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования на 2020‑2022 годы. Прежде бывали случаи, когда образовательные организации самостоятельно устанавливали стоимость замены, в том числе в размере меньшем, чем стоимость одного часа аудиторной нагрузки.

В-пятых, Рекомендации дополнены отдельным приложением «Порядок определения и условия назначения стимулирующих выплат», который был разработан и предложен МГО профсоюза и принят стороной департамента в полном объеме с незначительными корректировками. Ведь именно вопрос распределения и установления стимулирующих выплат чаще всего звучит в обращениях членов профсоюза, и именно они становятся причиной конфликтных ситуаций между работодателем и работником.

Теперь в нормативных актах закреплена позиция о том, что в положении об оплате труда или ином локальном нормативном акте, регулирующем вопросы оплаты труда, должны быть установлены конкретные размеры, порядок определения и условия назначения выплат стимулирующего характера, а также периодичность их назначения. Утверждение такого локального нормативного акта должно осуществляться с учетом мнения (по согласованию) профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации.

При этом должны быть разработаны показатели и критерии эффективности работы с указанием конкретных размеров стимулирующих выплат в разрезе наименований должностей, установленных в штатном расписании образовательной организации. К сожалению, в настоящее время большинство положений об оплате труда содержит такие показатели и критерии только для педагогических работников. А в ряде случаев показатели таковы, что установить реальную стимулирующую выплату можно только учителям. В этой связи требование о разработке критериев для всех должностей особенно актуально.

Важным аспектом является и указание на необходимость создания в образовательной организации специальной комиссии, в состав которой наряду с представителями административно-управленческого персонала и педагогических работников входят представители профсоюзного комитета, что позволит обеспечить общественное участие в определении и назначении стимулирующих выплат. Состав такой комиссии утверждается ежегодно на начало учебного года. Профсоюзный комитет в свою очередь вправе дать свои предложения по составу комиссии.

Документы по оценке результативности и эффективности труда работников, представляемые в комиссию, подготавливаются администрацией образовательной организации. Порядок подготовки и предоставления таких документов определяется самой образовательной организацией, например, в положении об этой комиссии. Это может быть организовано путем предоставления служебных записок, автоматической выгрузкой из информационных систем, заполнением администрацией разработанных форм или другим способом, главное – эти документы не могут быть запрошены с самого работника. То есть задача работника – ознакомиться с предоставляемыми данными и подтвердить их.

Таким образом, надеемся, что бесконечное заполнение листов самооценки, которые, по сути, являются избыточной отчетностью, канет в Лету. Важно, что каждый работник должен быть ознакомлен под подпись с приказом образовательной организации, подготовленным на основании протокола по результатам заседания комиссии с отражением полученных данных оценки по каждому из работников.

Также Рекомендациями предусмотрена процедура подачи работником апелляции в случае несогласия с результатами оценки.

И наконец, в-шестых, внесены изменения в расчет части заработной платы педагогических работников, соответствующей установленной учебной нагрузке. В соответствии с нормами действующего законодательства вместо расчета должностного оклада педагогического работника устанавливается ставка заработной платы за норму часов, рассчитываемая с учетом стоимости ученико-часа (дето-дня, студенто-часа). И только после этого определяется размер базовой части заработной платы конкретного педагога с учетом объема учебной нагрузки.

Поскольку именно ученико-час (дето-день, студенто-час) лежит в основе нашей системы оплаты труда, то есть является, по сути, расчетной единицей, то именно к его определению приковано пристальное внимание МГО профсоюза. Так, в ноябре 2021 года МГО Общероссийского профсоюза образования провела сбор и анализ информации о размере этих показателей. В ходе были изучены четыре показателя: ученико-час учителя; ученико-час педагога дополнительного образования; студенто-час преподавателя среднего профессионального образования; дето-день воспитателя. Всего в мониторинге были задействованы 453 организации.

Главным выводом проведенного профсоюзного мониторинга явилось то, что образовательные организации, как правило, применяют не формульный, а формальный подход (методом подбора) к определению размеров ученико-часа, дето-дня, студенто-часа педагогов, что нивелирует сам принцип применения этих показателей. При этом оплата труда педагогов зависит не от их квалификации и сложности выполнения работ, а от того, каким образом образовательная организация подходит к определению расчета ученико-часа, дето-дня, студенто-часа и какое решение принимает. И этот вывод подтверждается некоторыми обстоятельствами.

Справедливости ради нужно отметить, что большая часть учреждений все-таки применяют при формировании заработной платы педагогических работников показатели «ученико-час», «дето-день», «студенто-час». Но ряд организаций применяют другие способы формирования заработной платы педагогов, не учитывающие численность обуча­ющихся (воспитанников). В наибольшей степени такие способы, отличные от вышеуказанных показателей, применяются при формировании заработной платы педагогов дополнительного образования. Полагаем, что это может быть обусловлено спецификой реализации программ дополнительного образования, которые могут иметь различные уровни и значительно различаться по продолжительности.

При этом во всех типах образовательных организаций выявлен значительный разрыв между размерами показателей, которые являются расчетными единицами при определении базовой части заработной платы педагогических работников. Например, разница ученико-часа учителей составила от 16,5 до 50 рублей. Поэтому МГО профсоюза, обсуждая результаты данного мониторинга на очередном заседании Городской отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предложила рассмотреть возможность определения минимальной и максимальной границ размера ученико-часа, дето-дня, студенто-часа.

Согласно полученным данным в 85% организаций стоимость ученико-часа учителя и педагога дополнительного образования различны. Сегодня, когда школы Москвы представляют собой большие комплексы, обе категории работников нередко реализуют образовательные программы как общего, так и дополнительного образования. Таким образом, складывается ситуация, при которой педагогическим работникам с одинаковой квалификацией в одной и той же организации установлен различный размер ученико-часа, являющийся расчетной единицей при определении базовой части их заработной платы.

Считаем недопустимым установление различной стоимости ученико-часа учителя и педагога дополнительного образования в одной и той же организации. Такая наша позиция основана в том числе на том, что распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 №722‑р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» установлен целевой показатель, согласно которому среднемесячная заработная плата педагогов государственных организаций дополнительного образования детей должна соответствовать среднемесячной заработной плате учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Однако важно учитывать, что наполняемость групп дополнительного образования, как правило, ниже наполняемости школьных классов, то есть уравнивание ученико-часа может привести к существенной разнице в заработной плате учителей и педагогов дополнительного образования. Следовательно, нужно применять коэффициент, аналогичный тому, который предлагается рекомендациями ДОНМ для часов, предусмотренных по учебному плану в классах, делящихся на подгруппы, в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и в специальных (коррекционных) образовательных организациях. К сожалению, это предложение МГО профсоюза не нашло отражения в актуализированных Рекомендациях ввиду необходимости обеспечить заинтересованность педагога в посещении обучающимися его занятий.

Кроме того, сравнительный анализ стоимости ученико-часа педагогов дополнительного образования показал, что за четыре года его среднее значение практически не изменилось, а рост отмечается только в половине образовательных организаций. К сожалению, данное обстоятельство во взаимосвязи с тенденцией роста размера средней заработной платы педагогов дополнительного образования в целом дает основание полагать, что данный рост обеспечивается за счет увеличения учебной нагрузки или дополнительного функционала. Незначительный рост расчетной единицы вкупе с ростом средней заработной платы педагогов выявлен и в образовательных организациях, использующих студенто-час.

После обсуждения итогов мониторинга на заседании Городской отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношении МГО профсоюза предложила стороне Департамента образования и науки города Москвы проанализировать с использованием данных из городской информационной системы стоимость ученико-часа, дето-дня, студенто-часа, а также других применяемых расчетных величин. Считаем, что проведенный анализ позволит не только установить реальные размеры этих показателей, но и выявить истинные причины сложившейся ситуации и, как следствие, определить меры по обеспечению равных условий оплаты труда педагогических работников за равный труд и по недопущению различных подходов к формированию базовой части их заработной платы в образовательных организациях, ущемляющих права работников.

Так, учитывая уже имеющиеся полученные в ходе мониторинга данные, в Рекомендации была внесена норма об обязательном ежегодном установлении стоимости ученико-часа, дето-дня, студенто-часа приказом образовательной организации. А все работники, заработная плата или ее часть которых формируется на основе этих величин, должны быть ознакомлены с таким приказом под подпись.

Несмотря на то что образовательные организации в большинстве своем уже внесли изменения в свои локальные нормативные акты по оплате труда, работа над совершенствованием столичной отраслевой системы оплаты труда не завершена. Специалисты Департамента образования и науки города Москвы и МГО профсоюза находятся в постоянном взаимодействии, подготавливая совместные разъяснения по применению Рекомендаций, отвечая на возникающие вопросы директоров и педагогов московских образовательных организаций, проводя разъяснительные мероприятия на селекторах и совещаниях.

Понимая, что система оплаты труда реализуется живыми людьми и не является закостеневшей структурой, стороны социального партнерства столичного образования готовы учитывать и исправлять изъяны системы, принимать и внедрять новые идеи по ее совершенствованию, открыты как к диалогу, так и к критике. И нам кажется, что такое выстроенное взаимодействие является отличным промежуточным результатом работы в течение года. Потому что именно взаимное уважение, умение слышать друг друга, а не рубить сплеча позволяют, учитывая ошибки и опираясь на опыт, развиваться и двигаться вперед.

Татьяна КИСЕЛЕВА, заместитель заведующего экономико-аналитическим отделом аппарата МГО Общероссийского профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте