Сегодня в редакцию «МП» и на сайт профсоюза поступает множество вопросов, связанных с оплатой труда работников образования. Кто отвечает за финансирование зарплаты и ее индексацию? Каков порядок установления окладов, доплат и надбавок? Ситуацию комментирует эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Вера ПОНКРАТОВА.
1. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.
На федеральном уровне предусмотрено регулирование вопросов оплаты труда только для работников федеральных государственных учреждений.
2. В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ право решать вопросы установления различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок, с одной стороны, предоставлено работодателю с учетом мнения представительного органа работников (в том числе в коллективном договоре). А с другой стороны, этой же статьей установлено, что порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, – органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, – органами местного самоуправления.
Таким образом, если порядок и условия применения стимулирующих выплат, а также порядок формирования средств на эти цели отрегулирован нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, то положение об оплате труда образовательного учреждения или коллективный договор разрабатывается с учетом установленного механизма.
Если централизованного порядка и условий применения стимулирующих выплат не предусмотрено, то образовательное учреждение самостоятельно регулирует эти вопросы в пределах выделенных средств на оплату труда.
3. Порядок формирования средств на оплату труда, включая средства на доплаты и надбавки, регулируется нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, который непосредственно финансирует образовательное учреждение.
При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с федеральным законодательством из бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрено предоставление субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
Фонд оплаты труда (ФОТ) рекомендовано формировать:
– исходя из среднего разряда ЕТС по каждой группе персонала (административного, педагогического, учебно-вспомогательного, обслуживающего),
– тарифной части оплаты труда (тарифные ставки с учетом их повышений за условия и режим работы),
– надтарифной части оплаты труда (доплаты и надбавки за выполнение функций, не входящих в круг прямых обязанностей работника, за качество, интенсивность труда и прочие) с учетом доплат и надбавок, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
– с учетом аттестации педагогических работников и повышения разрядов по оплате труда в течение года, начислений на заработную плату.
4. В целях реализации послания Президента о повышении в течение трех лет доходов работников бюджетных учреждений в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, на 2006 год определены этапы повышения заработной платы работников федеральных государственных учреждений: с 1 мая – на 15 процентов и с 1 октября – на 11 процентов.
Кроме того, рекомендуется осуществить соответствующее повышение заработной платы в указанные сроки по учреждениям бюджетной сферы на региональном и местном уровнях во всех субъектах РФ с учетом создания Правительством Российской Федерации условий для обеспечения этого повышения.
Вера ПОНКРАТОВА, эксперт ЦК профсоюза
Комментарии