1-й вариант. В данном типе школьной культуры подчинение и выполнение распоряжений вышестоящей инстанции становится основой работы образовательного учреждения. Поэтому важна не сама суть работы, а выполнение нормативов, правил, установленных процедур. Дисциплина и порядок становятся главным показателем успешности работы, а отчетность – главным требованием к ее выполнению. Поэтому все подчинено своевременному и правильному по форме написанию отчетов, а также грамотному ведению документации. Поэтому руководитель образовательного учреждения в первую очередь доводит до коллектива и контролирует своевременное и правильное выполнение решений вышестоящих органов. Он является частью большой бюрократической машины и только выполняет волю других инстанций.
Соответственно и внутри педагогического коллектива отношения строятся на иерархическом подчинении. Инициатива не нужна и даже признается крамольной, опасной. Формализм становится основой всех отношений, а выполнение установленных правил – главным критерием эффективности работы. Задача и образовательного учреждения, и каждого его сотрудника – отчитаться о проделанной работе, показать свои достижения и по возможности превзойти своих конкурентов в выполнении приказов и поставленных задач. Индивидуальность подавляется, а на ее место приходит исполнение распоряжений.
2-й вариант
В данном типе школьной культуры стабильность, основанная на созданных традициях, становится важнейшей составляющей деятельности образовательного учреждения. Обычно эти традиции устанавливаются при непосредственном участии руководителя, который в таком случае становится их источником и неприкосновенной фигурой для критики или несогласия. Лояльность существующим порядкам является критерием оценки всех проводимых мероприятий и всех участников. Они становятся единой семьей, руководимой «мудрым отцом». Такая система патернализма нередко приводит к культу личности руководителя (духовного или фактического), преданности его идеям без критического к ним отношения.
Руководитель пользуется несомненным уважением. Подчинение ему основано не на страхе, а на сознательном подчинении его воле, благоговении и глубоком уважении. Можно говорить о его непререкаемом авторитете. Он видится или родоначальником, или продолжателем сложившихся норм и установлений. Только он и является носителем ярко выраженной индивидуальности, имеет право на личное мнение, а остальные участники образовательного процесса воспринимаются скорее как сподвижники, последователи, энергичные исполнители. Вместе с тем в отношениях нет иерархии и высокомерия, а скорее присутствуют теплые семейные отношения.
3-й вариант
В данном типе школьной культуры все решения и проблемы обсуждаются совместно, с привлечением как можно большего числа лиц, заинтересованных в работе образовательного учреждения. Выбираются общие цели и согласовываются стратегические задачи. При этом акцент делается на общем согласии по ключевым вопросам. Если оно не достигается, то выделяется дополнительное время на обсуждение, и в конце концов решение определяется большинством голосов, что делается в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие способы убеждения. Соответственно ресурсы также распределяются поровну между заинтересованными сторонами, а власть распределяется между участниками в пропорциональном отношении. На первый план выходит забота об общем благе, которое определяется коллегиальной системой принятия решений.
Руководитель образовательного учреждения главной своей задачей видит объединение усилий всех участников образовательного процесса. Он обеспечивает проведение постоянных обсуждений, приглашение на них родителей, представителей общественности, наиболее активных учащихся. В значительной степени он играет роль посредника или модератора при проведении обсуждений. Соответственно в школе большое внимание уделяется созданию попечительских советов, родительских комитетов, ученических парламентов и т.п. Ответственность при выполнении решений распределяется между всеми участниками, так как решения и план действий определяются совместно. При сохранении индивидуальности каждая личность все-таки является частью общего коллектива, и интересы коллектива преобладают над личными потребностями и желаниями.
4-й вариант
В данном типе школьной культуры значительно возрастает акцент на самостоятельность и инициативу в принятии решений. Человек обладает полной свободой для творчества и созидания. Вместе с тем он несет и ответственность за свои действия и решения. Каждому определен свой участок работы, и считается, что опека и излишний контроль не нужны. Руководитель школы только намечает основные стратегические линии, основываясь на потребностях и способностях отдельных членов педагогического коллектива. Он распределяет ответственность и в дальнейшем выполняет роль своеобразного арбитра.
Это приводит к значительной децентрализации отношений в коллективе. Все члены педагогического коллектива равны, а вопросы открыто обсуждаются. Педагогический процесс направлен на раскрытие индивидуального потенциала всех участников, создание условий для развития каждого. Поддерживаются любые оригинальные и нестандартные решения. Соответственно у личности есть полная свобода, но она же накладывает на него и ответственность за совершаемые действия.
Комментарии