«Учительская газета» продолжает цикл публикаций, посвященных школьной травле. На этот раз предлагаем посмотреть еще одну журналистскую работу Александра Мурашева. Фильм под названием «Она придумала способ, как победить насилие» находится в открытом доступе на канале ютьюб-проекта «Нормальные люди». На счетчике просмотров значится, что ленту увидели 2,6 тысячи зрителей. Возможно, не столь широкий охват аудитории связан с тем, что в часовом фильме речь идет не о шокирующих историях травли, а о педагогической технологии (читай, работе), которую педагог Ольга Зубкова сделала смыслом собственной жизни. Она говорит о том, что нашла действенный способ для того, чтобы дети не превращались в агрессоров.
«Мы отправились к ней в Пермь, чтобы увидеть, как все это работает в реальной жизни», – написал Александр Мурашев о своей новой работе.
Возможно, этому фильму не хватило остроты и того накала, которые случились в двух документальных фильмах «Я встретил тех, кто меня травил» и «Я встретил тех, кто меня травил… с оружием» («Учительская газета» №9 от 1 марта 2022 года). С другой стороны, автор часовой ленты от фиксации на проблеме, о которой продолжают говорить в СМИ и соцсетях, перешел к поиску способа предотвратить травлю. Известно, что заявить о проблеме намного легче, чем начать поэтапно ее решать, предлагая разные варианты и форматы обсуждения. Как уже не раз повторяли эксперты, проблема буллинга комплексная. Волшебной таблетки, для того чтобы избавиться от травли в школьном коллективе, образовательной организации и всей системе образования, нет. И опыт, который предлагает организатор проекта в Перми, подойдет точно не всем и не сразу, но в этой серии проекта точно есть здравые мысли и подходы, с которыми стоит ознакомиться педагогам и родителям.
Зарплата для молодых
Ольга Зубкова говорит об этом сразу и без стеснения. Молодые, а именно они являются главными помощниками во время работы с детьми, должны получать за свою работу такие деньги, чтобы жить безбедно – одеваться, путешествовать, влюбляться, создавать семьи и воспитывать детей. Никакой благотворительности. Да, нужно создавать проекты, выигрывать гранты, искать альтернативное финансирование, если не хватает текущего, но зарплата должна быть достойной. Почему? Все просто – педагог должен себя чувствовать хорошо. И в понятие «хорошо» входит в том числе финансовая защищенность, поскольку работа эмоционально и физически затратная, требует времени и энергии.
Для меня лично подобное заявление без стеснения и с адекватным принятием всех перечисленных аргументов стало стимулом смотреть фильм дальше. Как-то уже набила оскомину мысль о том, что педагоги могут работать за маленькие деньги, а уж если речь идет о ребятах особого детства, то и вовсе бесплатно…
Нешкольная инклюзия
Еще одно ценное наблюдение Ольги Зубковой об инклюзии в образовании. В общеобразовательной школе, где есть пандус, но нет безбарьерной среды в самой образовательной организации, говорить бесполезно. Потому как безбарьерная среда – это самое малое, что необходимо для ребенка с особыми образовательными потребностями. Обучаться полноценно в классах, где за партами сидят 30 условно обычных учеников, невероятно трудно тому, кто имеет сложности с усидчивостью, проблемы со зрением или слухом и так далее.
Выход? Организовывать смены в лагере, где будет создано пространство общения всех со всеми. Это значит, что дети без диагнозов приедут отдыхать туда, где будут ребятишки, у которых есть свои особенности. Главный критерий для особых детей – иметь навыки самообслуживания и возможность справляться с повседневными делами без помощи посторонних. Да, ребенку могут помочь, но не делать за него.
Размышляя о том, можно ли обычного школьника заставить помогать тому, кто в этой помощи нуждается, Ольга Зубкова отвечает – нет, заставить нельзя. Можно создать условия, климат, атмосферу, коллектив, но заставить – никогда.
Каждый день здесь театр
Да, абсолютно все команды и каждый участник выходят на сцену. Можно быть деревом, можно – стеной. Изображать ветер или солнце. Но на сцену поднимется каждый. Таким образом школьники самовыражаются два раза в день. Каждый получает свою порцию внимания, одобрения и право быть замеченным. Поскольку к выходу на сцену нужно готовиться, у участников команды появляется необходимость общаться, высказываться и обсуждать происходящее.
Школьники Перми, говоря на камеру о собственном опыте, уточняют, что да – полезно, интересно, меняет сознание и отношение. Ребята с особенностями отмечают, что впервые почувствовали себя принятыми и понятыми. Звучит очень слащаво, идеалистично, но отмотайте на 18-ю минуту 38-ю секунду. Именно в это время школьники будут делиться тем, как не бояться непохожих на нас людей. На 29-й минуте 50-й секунде дети расскажут вам, зачем самым разным ребятам жить вместе.
Все мы колясочники
Ольга Зубкова говорит о том, что все люди на планете были лысыми колясочниками. Вспомнили себя в детстве? Поэтому безбарьерная среда нужна не только для тех, кто болен, но и для тех, кто здоров. А еще каждый человек должен знать, что, даже если он заболеет, у него будет шанс на жизнь в обществе. Не сможешь ходить – найдутся помогающие приспособления: ходунки и коляска. Пропадет слух – альтернативные способы коммуникации или слуховой аппарат. Нет зрения – есть белая трость, собака-поводырь. Конечно, все названное может оказаться бесполезным, если общество не готово принимать людей с ограниченными возможностями здоровья.
Важно знать, что синдром Дауна не заразен, а бежать от особенного ребенка из песочницы – идея так себе. Важно учиться общаться и взаимодействовать. Это не передастся через рукопожатие или формочку с песком… И да, жизнь непредсказуема, заболеть может каждый.
Так, например, почти пять лет назад Ольга Зубкова узнала о том, что у нее рак молочной железы. Она прошла через операцию, лечение и вышла в ремиссию. Пронзительные кадры у онкологического диспансера и разговор о болезни – еще один яркий эпизод фильма. И сделано это не ради привлечения внимания, а для того чтобы было ясно: диагноз не приговор.
Инструктор по добру
Сейчас нередко говорят о профессиях будущего. Возможно, когда-то издадут Атлас современных профессий, где эта окажется в топе самых востребованных. Участники смены говорят о том, что инструкторы – невероятные люди. Они слушают и помогают. Это ведь правда: если рассказать все-все самое сложное человеку, который может выслушать и хотя бы указать направление, в котором стоит поразмышлять или двигаться дальше, легче справиться с трудностями.
Инструктором по добру в этом фильме для меня стала педагог Ольга Зубкова. Она тот самый проводник, через принятие и фильтры которого мир ощущается добрее, а условия для всех детей – более адаптивными. Простые истины, по которым детей не заставляют жить, вдруг становятся внутренним законом их жизни. Из коллектива детей исчезает агрессия, а сами они начинают чувствовать себя более устойчивыми и сильными. Да! Есть одно уточнение. Конечно, любая смена в лагере подходит к концу. Но школьники не разъезжаются и не забывают друг о друге. Встречи и общение продолжаются дальше. Дружбу нельзя отложить, уверены взрослые. Жизнь тоже отложить нельзя. С проектами, подобными этому, она перестает быть монохромной, превращаясь в разную, неожиданную и интересную.
Комментарии