search
main
0

Опережая зло

Может ли инструктор по добру спасти человека?

«Учительская газета» продолжает цикл публикаций, посвященных школьной травле. На этот раз предлагаем посмотреть еще одну журналистскую работу Александра Мурашева. Фильм под названием «Она придумала способ, как победить насилие» находится в открытом доступе на канале ютьюб-проекта «Нормальные люди». На счетчике просмотров значится, что ленту увидели 2,6 тысячи зрителей. Возможно, не столь широкий охват аудитории связан с тем, что в часовом фильме речь идет не о шокирующих историях травли, а о педагогической технологии (читай, работе), которую педагог Ольга Зубкова сделала смыслом собственной жизни. Она говорит о том, что нашла действенный способ для того, чтобы дети не превращались в агрессоров.

Ольга ЗУБКОВА знает, как сделать, чтобы дети не становились агрессорами. Фото с сайта fotki.yandex.ru

«Мы отправились к ней в Пермь, чтобы увидеть, как все это работает в реальной жизни», – написал Александр Мурашев о своей новой работе.

Возможно, этому фильму не хватило остроты и того накала, которые случились в двух документальных фильмах «Я встретил тех, кто меня травил» и «Я встретил тех, кто меня травил… с оружием» («Учительская газета» №9 от 1 марта 2022 года). С другой стороны, автор часовой ленты от фиксации на проблеме, о которой продолжают говорить в СМИ и соцсетях, перешел к поиску способа предотвратить травлю. Известно, что заявить о проблеме намного легче, чем начать поэтапно ее решать, предлагая разные варианты и форматы обсуждения. Как уже не раз повторяли эксперты, проблема буллинга комплексная. Волшебной таблетки, для того чтобы избавиться от травли в школьном коллективе, образовательной организации и всей системе образования, нет. И опыт, который предлагает организатор проекта в Перми, подойдет точно не всем и не сразу, но в этой серии проекта точно есть здравые мысли и подходы, с которыми стоит ознакомиться педагогам и родителям.

 

Зарплата для молодых

Ольга Зубкова говорит об этом сразу и без стеснения. Молодые, а именно они являются главными помощниками во время работы с детьми, должны получать за свою работу такие деньги, чтобы жить безбедно – одеваться, путешествовать, влюбляться, создавать семьи и воспитывать детей. Никакой благотворительности. Да, нужно создавать проекты, выигрывать гранты, искать альтернативное финансирование, если не хватает текущего, но зарплата должна быть достойной. Почему? Все просто – педагог должен себя чувствовать хорошо. И в понятие «хорошо» входит в том числе финансовая защищенность, поскольку работа эмоционально и физически затратная, требует времени и энергии.

Для меня лично подобное заявление без стеснения и с адекватным принятием всех перечисленных аргументов стало стимулом смотреть фильм дальше. Как-то уже набила оскомину мысль о том, что педагоги могут работать за маленькие деньги, а уж если речь идет о ребятах особого детства, то и вовсе бесплатно…

 

Нешкольная инклюзия

Еще одно ценное наблюдение Ольги Зубковой об инклюзии в образовании. В общеобразовательной школе, где есть пандус, но нет безбарьерной среды в самой образовательной организации, говорить бесполезно. Потому как безбарьерная среда – это самое малое, что необходимо для ребенка с особыми образовательными потребностями. Обучаться полноценно в классах, где за партами сидят 30 условно обычных учеников, невероятно трудно тому, кто имеет сложности с усидчивостью, проблемы со зрением или слухом и так далее.

Выход? Организовывать смены в лагере, где будет создано пространство общения всех со всеми. Это значит, что дети без диагнозов приедут отдыхать туда, где будут ребятишки, у которых есть свои особенности. Главный критерий для особых детей – иметь навыки самообслуживания и возможность справляться с повседневными делами без помощи посторонних. Да, ребенку могут помочь, но не делать за него.

Размышляя о том, можно ли обычного школьника заставить помогать тому, кто в этой помощи нуждается, Ольга Зубкова отвечает – нет, заставить нельзя. Можно создать условия, климат, атмосферу, коллектив, но заставить – никогда.

 

Каждый день здесь театр

Да, абсолютно все команды и каждый участник выходят на сцену. Можно быть деревом, можно – стеной. Изображать ветер или солнце. Но на сцену поднимется каждый. Таким образом школьники самовыражаются два раза в день. Каждый получает свою порцию внимания, одобрения и право быть замеченным. Поскольку к выходу на сцену нужно готовиться, у участников команды появляется необходимость общаться, высказываться и обсуждать происходящее.

Школьники Перми, говоря на камеру о собственном опыте, уточняют, что да – полезно, интересно, меняет сознание и отношение. Ребята с особенностями отмечают, что впервые почувствовали себя принятыми и понятыми. Звучит очень слащаво, идеалистично, но отмотайте на 18-ю минуту 38-ю секунду. Именно в это время школьники будут делиться тем, как не бояться непохожих на нас людей. На 29-й минуте 50-й секунде дети расскажут вам, зачем самым разным ребятам жить вместе.

 

Все мы колясочники

Ольга Зубкова говорит о том, что все люди на планете были лысыми колясочниками. Вспомнили себя в детстве? Поэтому безбарьерная среда нужна не только для тех, кто болен, но и для тех, кто здоров. А еще каждый человек должен знать, что, даже если он заболеет, у него будет шанс на жизнь в обществе. Не сможешь ходить – найдутся помогающие приспособления: ходунки и коляска. Пропадет слух – альтернативные способы коммуникации или слуховой аппарат. Нет зрения – есть белая трость, собака-поводырь. Конечно, все названное может оказаться бесполезным, если общество не готово принимать людей с ограниченными возможностями здоровья.

Важно знать, что синдром Дауна не заразен, а бежать от особенного ребенка из песочницы – идея так себе. Важно учиться общаться и взаимодействовать. Это не передастся через рукопожатие или формочку с песком… И да, жизнь непредсказуема, заболеть может каждый.

Так, например, почти пять лет назад Ольга Зубкова узнала о том, что у нее рак молочной железы. Она прошла через операцию, лечение и вышла в ремиссию. Пронзительные кадры у онкологического диспансера и разговор о болезни – еще один яркий эпизод фильма. И сделано это не ради привлечения внимания, а для того чтобы было ясно: диагноз не приговор.

 

Инструктор по добру

Сейчас нередко говорят о профессиях будущего. Возможно, когда-то издадут Атлас современных профессий, где эта окажется в топе самых востребованных. Участники смены говорят о том, что инструкторы – невероятные люди. Они слушают и помогают. Это ведь правда: если рассказать все-все самое сложное человеку, который может выслушать и хотя бы указать направление, в котором стоит поразмышлять или двигаться дальше, легче справиться с трудностями.

Инструктором по добру в этом фильме для меня стала педагог Ольга Зубкова. Она тот самый проводник, через принятие и фильтры которого мир ощущается добрее, а условия для всех детей – более адаптивными. Простые истины, по которым детей не заставляют жить, вдруг становятся внутренним законом их жизни. Из коллектива детей исчезает агрессия, а сами они начинают чувствовать себя более устойчивыми и сильными. Да! Есть одно уточнение. Конечно, любая смена в лагере подходит к концу. Но школьники не разъезжаются и не забывают друг о друге. Встречи и общение продолжаются дальше. Дружбу нельзя отложить, уверены взрослые. Жизнь тоже отложить нельзя. С проектами, подобными этому, она перестает быть монохромной, превращаясь в разную, неожиданную и интересную.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте