Конвергентный подход
Современный ребенок уже в школе сталкивается с миром конвергенции наук и технологий, тем самым формируя запрос на иной подход в образовании. Предметное образование уже не способно ответить запросам времени, его становится недостаточно современному школьнику. И школа теперь должна отвечать на эти запросы, а точнее, опережать их, предугадывать, вести за собой, развивать…
В школе №1191 реализуется конвергентный подход в образовании в виде создания условий для формирования у московских школьников готовности жить, учиться и трудиться в эпоху конвергенции наук и технологий.
Данный подход реализуется через проект «Школа ступеней». С 1 сентября 2018 года в школе реализуется:
– основная дошкольная образовательная программа в шести зданиях школы;
– в пятом здании обучаются только первоклассники, там созданы адаптированные условия для наиболее мягкого перехода из дошкольной группы в первый класс;
– в первом здании школы обучаются дети со 2‑го по 7‑й класс, здесь в полной мере прослеживается преемственность между программами начального и основного образования;
– во втором здании создана образовательная среда для старшеклассников с 8‑го по 11‑й класс.
Соответственно под реализацию указанных образовательных программ здания полностью оснащены. Так, для старших классов требуется наиболее технологичное и сложное оборудование – оно и сконцентрировано на одной территории, что позволяет каждому школьнику использовать все возможности в учебной и предпрофессиональной деятельности.

Система предпрофессиональных клубов
Используя обновленную инфраструктуру школы, мы на современном уровне запустили систему предпрофессиональных клубов. Сеть предпрофессиональных клубов включает в себя:
– клуб «Команда» – инженерное направление;
– клуб «Патриот» – гражданско-патриотическое направление;
– школьный медиацентр.
В клубах дети смогут на принципиально новом уровне погрузиться в профессию, попытаться понять ее, попробовать работу в данной отрасли, получить соответствующие компетенции или понять, что нужно что-то изменить, попробовать вступить в другой клуб, попытаться найти себя там. Школьники встречаются с людьми разных профессий, общаются с ними, работают над совместными проектами.
Так, в прошлом году ребята имели возможность пообщаться со знаменитым советским и российским ученым-океанологом, исследователем Арктики и Антарктики, членом-корреспондентом РАН, депутатом Государственной Думы, первым вице-президентом Русского географического общества, президентом Государственной полярной академии, президентом Ассоциации полярников, доктором географических наук, профессором Артуром Чилингаровым.
В нашей школе мы постарались в сети клубов максимально охватить основные отрасли народного хозяйства, чтобы покрыть значительный спектр профессий. Конечно, мы думаем и о профессиях будущего, но тематика клубов широка и позволяет направлять работу детей в будущее.

Проектная деятельность
Важным аспектом в работе предпрофессиональных клубов является проектная деятельность. Через создание проектов школьники примеряют на себя различные роли, профессии, приобретают компетенции, учатся работать в команде, взаимодействовать с людьми разных профессий, погружаются в мир конвергенции науки и технологии – одним словом, получают все то, что мы сами, взрослые люди, испытываем в своей профессиональной деятельности.
Но описанная модель школы ступеней не «сама в себе», она не может быть реализована без педагогов школы. Для учителей, разрабатывающих междисциплинарные проекты, важно найти точки соприкосновения разных областей знания, выработать общую стратегию команды учителей, обеспечить проект поддержкой социально-психологической службы. Проект может реализовываться как в рамках уроков по разным предметам, так и во внеурочное время – в рамках работы клубов, которые соподчинены общему замыслу проекта и содержат задания проектного характера.
Желание школьников реализовать проект, получить продукт, выступает как мотивация к получению новых, недостающих для реализации проекта знаний. Продукт, полученный в ходе реализации проекта, должен быть отчуждаемым от ребенка и значимым для общества. Результатом работы должны стать сформированные компетентности учащихся. Работая над проектом, школа разрабатывает свой основной и внеурочный учебный план каждый год, учитывая включение в деятельность детей разных возрастных групп и учителей различных предметов, представителей профессий, науки, вузов, колледжей. На основе общего плана педагоги намечают первые пункты работы по индивидуальным планам, определяют творческие группы учеников, перспективу разработок в группе и вырабатывают направления в исследовании для каждого ученика.
Работа над междисциплинарными проектами сопровождается консультациями экспертов. Таким образом, школа индивидуализирует образовательное пространство каждого ученика. Обычный базовый курс, на наш взгляд, менее эффективен в получении знаний, навыков и компетенций для работы в междисциплинарном проекте, поэтому актуальной задачей перед коллективом педагогов выступает задача изменения содержания образования, создание модульных межпредметных курсов в рамках дополнительной образовательной программы.

Опыт родителей
В школе регулярно проводятся социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, так как они являются равноправными участниками образовательного процесса. Очень важно, что родители являются не только участниками жизни школы, но и ведущими экспертами школьной образовательной системы. Ведь каждый из них – представитель определенной профессии. Мнение родителей о качестве образования важно для нашего педагогического коллектива. Ежегодно проводятся опросы по эффективности работы школы, изучается социальный заказ.
В результате инновационной управленческой деятельности выстроилась система вертикального и горизонтального проектирования: взаимосвязь урочной, внеурочной и воспитательной работы, конвергенция основного и дополнительного образования. В развитии педагогического профессионализма важным стало привлечение учащихся и родителей не только к решению вопросов, связанных с воспитанием, но и к повышению мотивации учащихся к учебе и появлению нового уровня педагогического мастерства. В процессе проектирования между учеником, учителем и родителем появились партнерские отношения.
Правильно организованная система проектирования дает хорошие результаты: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, а главное – происходит осознанное профессиональное самоопределение учащихся и как следствие их успешная социализация.

Ольга ЯЦЕНКО,
Наталья ГЛАДУН,
заместители директора школы №1191