Учебник не пропьешь
В фойе Государственной Думы РФ состоялась выставка учебной литературы издательства “Просвещение”. Именно таким оригинальным способом ведущее “школьное” издательство страны и Комитет по образованию и науке Госдумы решили обратить внимание на проблемы учебного книгоиздания в России.
История издательства – история многих
В 1992 году “Просвещение” выпустило 182 миллиона экземпляров книг для общеобразовательных школ, к первому сентября это – всего лишь 21 миллион. Не в том ли причина, что на рынок вышли другие издательства учебной литературы?
– Думаю, что нет, – отвечает директор издательства Александр Судаков. – Государство не финансирует издание школьных учебников, в большинстве регионов на это тоже нет средств. Проблема затрагивает всех издателей, участвующих в учебном процессе.
По данным Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ на 11 ноября 1998 года, из 64,7 миллиона изданных в этом году учебников 22,11 млн. экземпляров (238 наименований) все-таки приходится на долю “Просвещения”. Оно до сих пор устанавливает рекорды по числу издаваемой учебной литературы для общеобразовательных школ. Вместе с тем издательство проводит экономическую политику, в соответствии с которой цены на учебники являются одними из самых низких. Средняя цена “просвещенческого” учебника – 11-15 рублей. Только вот планы издательства сохранить цены на прежнем уровне до конца года могут не осуществиться – стоимость бумаги значительно возросла, а старые запасы уже на исходе.
– Мы понимаем, что государство в силу экономических причин не в состоянии сегодня финансировать издание школьных учебников, – говорит Александр Петрович. – Но есть слои населения, требующие особого внимания: неимущие, учащиеся коррекционных школ, народности Крайнего Севера. Для них надо издавать бесплатную литературу.
Желающим издаваться предстоит конкурс
На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке, которое вел его председатель Иван Мельников, говорилось не только об этом. Проблема намного серьезнее: большое разнообразие представленной на рынке учебной литературы не совсем то, что необходимо в сегодняшней ситуации. В России существуют школы, в которых учебник в классе имеет только один человек – учитель.
На заседании все смелее высказывалась мысль о сокращении федерального комплекта и его федеральном финансировании. Эта идея вылилась в выступление бывшего директора издательства “Просвещение”, ныне главного редактора “Издательского дома Шалвы Амонашвили” Дмитрия Зуева.
Дмитрий Дмитриевич не сторонник стандарта, но тем не менее считает, что государство не может обеспечить большой разброс литературы, необходимой при столь модном ныне вариативном образовании. И поэтому выступает за стандарт, который обеспечит КАЖДОМУ ребенку минимум образования. А для того чтобы выбрать из моря предлагаемой литературы минимум, необходимо устроить конкурс издательств. И взять на себя такую почетную обязанность должно Министерство образования. Более того, гриф на такой учебник предлагается ставить самому министру, как это уже успешно делали его предшественники на протяжении 24 лет.
В выпуске нынешнего федерального комплекта учебников, насчитывающих около тысячи наименований, участвуют свыше 30 полиграфических комбинатов. Результаты работы многих из них часто не соответствуют ГОСТу. Дмитрий Зуев предлагает снова возвратиться к опыту прошлого и отдать производство необходимого минимума трем старейшим профессиональным комбинатам (Смоленскому, Тверскому, Саратовскому), “на которых нет ни одного работника, напечатавшего бы книгу, которую нельзя читать”. И в конце концов возродить работу учколлекторов. Но деньги под это регионам не раздавать. Ни трансферты, ни субвенции не будут употреблены по назначению: “Дайте учебник, его не пропьешь”. Рынок учебной литературы в проекте Дмитрия Зуева остается – учебники с грифом министерства пойдут на продажу.
Министерство же в лице нового начальника управления учебного книгоиздания Николая Зорина предложило начать разработку закона о федеральном комплекте. Один из пунктов будет касаться процедуры грифования. Сегодня в Минобразовании существует около 20 грифов. И для того чтобы упорядочить раздачу министерских “рекомендовано” и “одобрено”, предлагается ввести более жесткую процедуру проставления грифов. И в первую очередь реорганизовать деятельность федерального экспертного совета.
Комитет по образованию и науке откликнулся на это с большим энтузиазмом и предложил на ближайшей коллегии министерства, посвященной учебному книгоизданию, этот вопрос обсудить. Иван Мельников предложил создать рабочую группу, которая могла бы разработать закон о федеральном комплекте школьных учебников и успела бы внести его на рассмотрение Госдумы до конца января. Депутат Александр Кругликов предложил организовать четкий контроль за изданием учебников. Этим должны заниматься специальные работники, в число которых, может быть, войдут один-два депутата Госдумы, которые могли бы прийти в министерство и если не пускают в дверь, то залезть в окно, но свою задачу выполнить: “Без жесткой дисциплины мы не решим абсолютно ничего”.
Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ
Комментарии