Отклик на статью Ивана Портнова «По мере сил и возможностей» в №45 от 10 ноября.
Два года являюсь руководителем жюри федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» для оценки конкурсного испытания заочного тура «Интернет-ресурс». Принимаю участие в оценке интернет-ресурсов с 2016 года. За четыре года детально изучила 340 сайтов и личных страниц конкурсантов. И могу сказать, что, приезжая на очный этап конкурса, смотришь на их обладателей уже другими глазами, видишь их не только в рамках конкурсного урока. Благодаря заочному знакомству посредством интернет-ресурса ты знаешь, какие они в своей реальной педагогической деятельности. Ты понимаешь, в чем особенность методики, чем они увлекаются и каковы достижения их учеников.
Напомню, что основная цель интернет-ресурса как конкурсного испытания – демонстрация информационной культуры и компетенций учителя в использовании информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности. Ежегодно для конкурсантов проводится установочный семинар, на котором подробно рассказывается о сути и методической ценности данного конкурсного испытания. И каждый год участники этого мероприятия задают вопросы, позволяющие сделать выводы о том, что кто-то свои сайты создает с нуля и для конкурса, а кто-то делает это для себя и для души.
Как же сделать так, чтобы сайты учителей были живыми? А может быть, это не надо? В последние годы формат данного конкурсного испытания поменялся. Конкурсант в качестве интернет-ресурса может представить не только личный сайт, но и блог, в том числе и на странице той или иной социальной сети, это может быть даже страница на сайте образовательной организации. Оценка данного испытания проводится по следующим критериям: информационная насыщенность и содержательность; методическая целостность и структурированность; актуальность и периодичность обновления; безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды; интерактивность, уровень вовлеченности аудитории пользователей и использование инструментария сети Интернет для коммуникации с разными целевыми аудиториями. Как видно из критериев, важное значение придается не столько техническим характеристикам ресурса, сколько его методической значимости для педагогического сообщества.
В прошлом году самый низкий балл эксперты поставили ресурсам по критерию «Методическая целостность и структурированность». Эксперты отметили присваивание чужих методических материалов. Заставляет задуматься высокий балл за информационную насыщенность и низкий – за методическую целостность. Материала много, но качество его оставляет желать лучшего.
К сожалению, учителя недооценивают возможности разнообразных современных средств, которые позволяют выстроить продуктивное общение учителя и учеников, организовать совместную деятельность, а также электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. На сайтах редко можно встретить форумы и группы профессиональных сообществ. Многие конкурсанты разместили ссылки на свои аккаунты в социальных сетях, в которых они ведут работу с учениками и родителями. Но большинство аккаунтов были закрытые.
Безусловно, хочется отметить тех педагогов, кто делает ресурсы и вкладывает в них огромный труд, размещает свои материалы, ведет сетевую жизнь, делится материалами в социальных сетях. Для многих участников их интернет-ресурсы стали трансляторами всего, что происходит на конкурсе, источником самой свежей и объективной информации о ходе мероприятия, об учителях, лауреатах и победителях.
Но, может быть, и правда пора менять формат конкурсного испытания, чтобы оценивать людей по их уровню владения ИКТ-технологиями, так сказать, в динамике, а не в статике? Например, сделать интернет-ресурс частью конкурсного испытания «Методический семинар». Ведь реально работающий сайт является прекрасным помощником для педагога. Это и электронное портфолио, и площадка для взаимодействия коллег, учеников и родителей, и лента новостей, позволяющая показать жизнь реального педагога.
Алла ВОЛКОВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель физики и информатики гимназии №12, Липецк
Комментарии