В школе №152 вот уже 10 лет действует уникальное музыкально-театральное объединение – «Музыкальный театр «Лель», в котором школьники сами исполняют русскую классическую оперу XIX века. Создание театра – часть авторского музыкально-просветительского проекта «Русская опера – детям» – члена Союза композиторов, педагога дополнительного образования Е.Н.Подосеновой. Через русскую оперу ученики впитывают божественную красоту мира, познают духовно наполненную, первозданно чистую душу человека, учатся не пафосно, а тихо, потаенно любить Родину, свой народ, частью которого они являются.
Музыкальный театр в общеобразовательной школе посещают более 30 человек, подавляющее большинство из них не знает нотной грамоты, сольные и хоровые партии они учат по слуху. В театр «Лель» принимаются все желающие, без предварительного отбора, так как руководитель театра, основываясь на многолетней практике, считает, что музыкальный слух и голосовой аппарат развиваются и изначально не поющие дети начинают петь чисто и красиво. Руководитель театра Е.Н.Подосенова адаптирует оперные произведения: транспонирует арии и хоры в удобные для детей тональности, делает аранжировки, купюры, упрощает музыкальную фактуру. Оперные спектакли проходят только с «живым» звуком, без фонограммы, под аккомпанемент фортепиано.Занимаясь в театре, школьники начинают лучше учиться, избавляются от эмоциональной зажатости, учатся жить в коллективе, подготавливают себя к большой взрослой жизни после школы, становятся более содержательными, интеллектуальными, духовно наполненными людьми. За десять лет существования театра учащиеся исполнили сцены из опер: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Ночь перед Рождеством». Выступления школьников убеждают в том, что именно красота, согласно Ф.М.Достоевскому, спасет мир. Мир оперы для них – надежная спасительная гавань, защищающая от пошлости и дурновкусия, нравственной распущенности, пустой, разъедающей душу развлекательности, растиражированной в многочисленных шоу. Опера для них – Храм души, освященный духом православного сознания русского народа и художников XIX века, где нет места вседозволенности, а есть прочно усвоенные заповеди, каноны, традиции, опора на которые приносит в нашу жизнь устойчивость, гармонию, божественную красоту и дает народу духовную, нравственную силу. Не пафосный патриотизм, а истинное уважение, глубокий интерес и трепетную любовь к истории своего Отечества, моральным устоям бытия, твердому, цельному, сострадательному характеру русского человека.Важной частью духовно-нравственного воспитания школьников являются выездные спектакли в интернаты и детские дома. Дети едут туда с великой миссией в душе – творить добро, благо, нести радость окружающим. Юные артисты своими выездными спектаклями устраивают воспитанникам праздник и играют с особой отдачей, с «жаром сердца», олицетворяя своей игрой добро, сострадание, веру в счастье. Сами же артисты получают очень важный нравственный урок – умение сочувствовать, быть милосердным.Дети, исполняющие оперу XIX века, становятся совсем другими людьми. С высоты духовного миросозерцания, этики взаимоотношения персонажей того времени они в нашей современной действительности ведут себя более благородно, чисто, красиво и милосердно. Тысячу раз прав великий Гоголь, говоря о том, что «Театр – не безделица и вовсе не пустая вещь. Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра».Нина БОЛЕЛИНА, директор школы №152, заслуженный учитель РФ
Комментарии