search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Опасность, которую можно избежать Плачет мозг, а слезы в сердце

Дмитрий АВДЕЕВ – кандидат медицинских наук, практикующий врач-психотерапевт, автор нескольких книг о неврозах. Одна из них – “Нервность: ее духовные причины и проявления” – появилась в магазинах совсем недавно.
– Дмитрий Александрович, к вам часто приходят на прием учителя?
– Их немало и среди читателей моих книг. Понимаете, чем коварен невроз? Он может развиваться в человеке годами, прежде чем свалит его на больничную койку. Неспециалист не сразу различит невроз и посылает педагога к кардиологу, хирургу, окулисту или лору… Человек теряет драгоценное время! А надо сразу же обращаться к психиатру или невропатологу.
– С чего начинается невроз?
– Причины болезни разные. Психиатр Хананашвили утверждает, что невроз – болезнь цивилизации. Слишком быстро живем. Представляете, сколько новой информации получает сегодня учитель? Историки, литераторы фактически заново переосмысливают содержание своих предметов. Риск заболевания, считает этот исследователь, возрастает именно при длительном выполнении большого объема работ в условиях недостатка времени и высокого уровня переживания. Около 25% населения земного шара подвержены сегодня влиянию резко возросших информационных перегрузок.
А вот академик Смирнов, напротив, считает невроз реакцией на недостаток информации. Сколько всего пережила школа за последние десять-пятнадцать лет! Ярость и страх педагогов – реакция на недостаток сведений о том, как лучше себя вести в быстро меняющихся экономических, политических и внутришкольных условиях.
Лично мне близка точка зрения известного отечественного психиатра Дмитрия Мелихова, который полагает, что причина многих психических расстройств – несмирение человека.
– Несмирение?!
– Ну да. Когда невроз порождается мощным столкновением человеческих интересов. Сам себя учитель может оценивать очень высоко, а коллеги или директор занижать оценку его профессиональных способностей. Или: честолюбивый и требовательный педагог ставит перед классом благородную цель – учиться без троек, а дети с задачей не справляются.
– А кроме того, учитель целый день на ногах, без воздуха, зачастую полуголодный и все время вынужден на уроках говорить, и говорить увлеченно. Одновременно с этим следить за дисциплиной…
– И возникает невроз. В первые годы болезни многие невротики вполне справляются с преподаванием, исследовательской работой. Но вот болезнь, которую не лечат, потому что не узнают, не замечают, пускает корни… И чувства невротика становятся сильнее его интеллекта! Приходит день, и этот несчастный педагог – уже сплошные чувства, с которыми он не умеет совладать. Если это радость, то она чрезмерно велика. Если горе, то оно безудержно. Если тоска, то вселенская… В прямом смысле слова “расстроен”.
– Что это значит?
– Русский святой Феофан Затворник, который тоже интересовался причинами неврозов, считал, что невротическое состояние порождается неспособностью человека управлять действующими в нем силами: души, духа и тела. Как он описывает состояние, предшествующее неврозу? “Разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому что не удерживается сердцем и не правится волей; воля своенравна и бессердна оттого, что не слушается разума… Но мало того, что силы сии потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг другу направление…”
Я тоже считаю, что глубокий невроз – показатель нравственного нездоровья, духовного разлада, или расстройства, личности. Святые не оправдывали раздражительность даже болезнью! Потому что за ней может скрываться личность, склонная как к саморазрушению, так и к разрушению других. Например, своих учеников или членов семьи.
В моих книгах я рисую такой портрет будущего невротика: бескомпромиссность, категоричность, ярко выраженный оценочный контраст: “Это плохо. А это хорошо”. Равнодушие или неприязнь к людям. Гневливость, зависть.
– От учителей часто поступают жалобы, что с началом осени или весны они быстро утомляются, что у них ухудшается память, теряется способность сосредоточиться. При ходьбе они задыхаются, в горле стоит какой-то ком. О чем это свидетельствует?
– Тоже о неврозе. Конечно, нельзя принимать за болезнь любое понижение настроения, но когда тревога перерастает в печаль и тоску, невозможность радоваться ничему и наслаждаться ничем, когда не хочется идти в класс к любимым прежде ученикам; когда рано просыпаешься, в три ночи, в пять утра, и уже не можешь заснуть; когда встаешь без сил и они приходят, накапливаются только к вечеру – это тоже невроз. Кстати, при неврозе могут возникать и разные боли. И странная картина: пьешь таблетки, а боли не проходят! Потому что это невротическая боль! При неврозе могут быть вполне здоровы нервы и сердце, печень и кишечник. Так что, если в них появляется неснимаемая боль, не удивляйтесь, а сходите к психиатру. Зато при неврозах могут быть поражены железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники…
– Сейчас часто слышишь от педагогов: “У такого-то или такой-то невроз”. Но когда сравниваешь, возникает ощущение, что речь идет о разных болезнях.
– Да, бытует мнение, что сколько невротиков, столько форм неврозов. И все же их можно свести к нескольким основным.
Например, неврастения. Это заболевание проявляется в нервной слабости человека, вплоть до истощения жизненных сил. Попробуйте лечиться медом. По совету болгарского ученого Младова: в течение двух-трех недель съедайте по сто граммов меда в сутки. Прекрасно восстанавливает силы!
Что же касается депрессии, у нее две разновидности: ЭНДОГЕННАЯ и НЕВРОТИЧЕСКАЯ. Первая из них связана с внутренними процессами человека, не личностными. Вторая, наоборот, – с его характером. Я считаю, что это своего рода плач нашей разумной души о нераскаянных грехах, которые человек не осознает, но переживает на бессознательном уровне.
– Но как отличить депрессию – болезнь от затянувшегося плохого настроения? Согласитесь, что сегодня педагоги имеют предостаточно причин для того, чтобы быть недовольными людьми, качеством жизни, зарплатой.
– Бейте тревогу, когда депрессивное состояние продолжается более двух-трех недель, имеет суточные колебания (утром тоскливо, вечером настроение улучшается), а также колебания сезонные (плохо весной и осенью). Тогда больному необходима врачебная помощь. И есть хорошее средство для того, чтобы депрессия не подстерегла вас. Спасайтесь удесятеренной любовью к своим ученикам, близким, коллегам по работе. И если уж вы заболели, старайтесь перетерпеть тяжелое состояние души. Оно пройдет, если лечиться!
– Всегда ли депрессия толкает человека к самоубийству?
– Конечно, нет. Как бы ни было душе больно, у человека остается здравый смысл. Исследования показывают, что большинство самоубийц психически здоровы. Суицид – кризис личности, которая сознательно пришла к решению не жить.
– Сегодня у пациента есть выбор: идти ли к участковому или платному психиатру. Что посоветуете, помня, что учительской зарплаты на дорогого доктора и дорогие таблетки не хватит?
– Надо помнить, что слепой не может быть поводырем у слепого. Неврозы чрезвычайно распространены не только в среде учительства, но и самих врачей. Могут ли они вылечить себя? Начните походы по докторам с посещения участкового специалиста. В случае необходимости за небольшую плату он может посетить вас и на дому. Сам я платный специалист. Но скажу, что, если платный доктор безнравственный человек, он будет гораздо больше заинтересован в том, чтобы вы никогда не выздоровели и лечились у него всю жизнь, и лучше, если всей семьей.
Так что ищите честного врача!
– А ваш рецепт учителям? Тем, кто, к счастью для них и для их учеников, еще не растерял своего психического здоровья.

Ирина РЕПЬЕВА

Статфакт

По данным статистики Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения индустриально развитых стран – невротики. За последние 65 лет их число выросло в 24 раза! В России неврозами страдают 20-25 человек на тысячу. В конце двадцатого века эта болезнь была в нашей стране на шестом месте по числу заболевших. Прогноз двадцать первого века – она окажется на втором, 80 процентов детей нуждаются сегодня в помощи невропатологов! У восьми из десяти школьников проблемы со сном. Среди педагогов со стажем 75% жалуются на гипертонию, боли в сердце, повышенную раздражительность.

Депрессия – самый распространенный синдром душевных расстройств – 60% от неврозов. Ими страдают около 5% населения Земли. Депрессия в последнее время “помолодела”. Ее жертвами становится и молодежь – студенты и школьники.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте