Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Оно мне… пригодится. Метапредметная лаборатория

УГ - Москва, №25 от 20 июня 2017. Читать номер
Автор:

​В метапредметных лабораториях школ методом мозгового штурма создаются такие условия для детей, в которых необходимые навыки формируются самостоятельно в процессе взаимной коммуникации и командной работы, называемые иначе образовательными событиями. И это лично опробовано педагогами школы №1392 имени Д.В.Рябинкина.

Команда учителей – Николай Ногин, Анастасия Кирейчева и Наталья Кузнецова – разработала полигон (такой вид работы, в котором теоретические знания применяются в реальной обстановке), который лаконично был назван «Прогноз погоды». Перед учениками 8-го класса была поставлена задача – предсказать погоду. Для оптимизации процесса ребята разделились на две группы. Следует отметить, что им было позволено использовать все доступные ресурсы школы и окружающего пространства, кроме тематических сайтов с уже готовыми прогнозами. Также участникам групп были выданы специальные таблицы, содержащие в себе намеки на различные элементы климата и способы их измерения. Нужно было сделать вот что:1. Заполнить недостающие элементы таблицы.2. Используя соответствующие способы измерения, наполнить таблицу значениями действующих климатических элементов (измерить, например, скорость ветра и записать результат в таблицу).3. Найти способы предсказать погоду на следующий день, используя полученные данные.4. Снять видео с прогнозом погоды на выходные.Как и было предсказано, при объявлении задания дети пришли в замешательство. Однако после некоторых разъяснений со стороны учителей с энтузиазмом взялись за дело. Приятно было отметить, что ученики достаточно быстро распределили роли в группах: одни занялись измерениями уже имеющихся параметров, другие продолжили искать недостающие элементы мозаики, а кто-то взял на себя ответственность за заполнение таблиц. К сожалению, работа, вызвавшая интерес у большинства ребят, не нашла отклика у некоторых восьмиклассников, однако таковых было немного. Самые активные из учеников довольно быстро сообразили, что в «комнатных» условиях правильный результат получить не удастся, и побежали на улицу, прихватив с собой все специальные приборы, заботливо принесенные из кабинета географии. Приятно было наблюдать картину, как на школьном дворе орава восьмиклассников мечется от темных углов к освещенным, выясняя, где показания термометра и барометра будут точнее. Еще приятнее было наблюдать за интересом в глазах учеников, получивших наконец возможность на практике испробовать те теоретические знания, которые они ранее получали в классе. Все передвижения в командах сопровождались живым общением, конструктивными спорами и смехом, что ярко свидетельствовало о том, что коммуникативный элемент работы удался. А вот с анализом и синтезом возникли проблемы – не сразу ребята переключились с привычного приема информации на ее добычу и обработку. Однако поскольку и в практике учеников, и в практике некоторых учителей такая форма работы была в новинку, имеет смысл считать приспособление ребят к таким условиям вопросом времени.Итогом работы обеих групп стало создание двух видео – собственно, прогнозов погоды. Оба ярко отличались друг от друга по многим параметрам, начиная с длительности видео и заканчивая подачей, по которой было видно отношение участников групп к своей работе. Примечательно также и то, что и в той, и в другой группе наблюдалось одинаковое распределение ролей – девочки проявили большой интерес к исследовательской части работы, тогда как юноши прекрасно проявили себя в работе над видео, приняв на себя амплуа ведущих и съемочной группы.Но не только работой полнится школьный быт. Есть еще и немалое количество праздников, и, что еще важнее, желание их создавать. А значит, должна быть и возможность извлечь пользу из создания праздника, превратив его в образовательное событие, чем и занялись учащиеся 5-х и 8-х классов под чутким руководством Заремы Шамсольтовны Генаевой. В рамках освоения праздника как событийного образовательного формата ученикам было предложено создать Масленицу. Так, ученики были поделены на несколько групп: группу словесников, занимавшуюся подготовкой текстовой части праздника (сценария, стихов), группу танцоров, которая взяла на себя обязанности по подготовке танцевальных номеров и интерактивных танцев, группу техников, отвечающую за реквизит, например костюмы, чучела и др. Примечательным элементом данного события стало то, что каждую группу, состоящую из пятиклассников, курировали пары учеников 8-го класса. Таким образом, наряду с поиском информации и ощущением причастности к важному для жизни школы делу учащиеся также получили важный для них, а для кого-то первый, опыт межвозрастной коммуникации. Учащиеся 5-го класса поняли, каково это – работать в команде, лидером которой является не учитель, а такой же ученик, как и они, но обладающий большим опытом. Восьмиклассники же узнали, что значит руководить группой людей и брать на себя ответственность по подготовке важного мероприятия. Нельзя сказать, что все прошло гладко. Случались и конфликты, и ссоры, но большинство из них удалось решить без последствий благодаря, как хочется думать, осознанию учащимися мысли, что они заняты делом, успех которого зависит от вклада каждого.Подводя итог, следует отметить, что причины, по которым образовательные события в школе набирают силу, становятся очевидны, когда смотришь на результаты, полученные всего двумя подобными примерами образовательной деятельности. Во-первых, это, безусловно, новый, необычный вид работы как для ученика, так и для учителя. Приятно ведь понимать, что ты тратил время и силы на поиски способов измерения скорости ветра или выкройки русского сарафана не для того, чтобы потом благополучно задвинуть это знание подальше в кладовую своего мозга, а для того, чтобы создать что-то практически полезное для окружающих, будь то совет взять завтра с собой зонтик или нет или праздник, погружающий зрителя в атмосферу старинного русского веселья.Во-вторых, судя по беседам, проведенным после завершения событий, а также периодическим опросам и ретроспективам, факты и способы их обработки, полученные в ходе этих видов работы, укрепились лучше в головах учеников, что в конце концов и нужно каждому педагогу.В-третьих, это всегда здорово, когда учитель не запрещает, а, наоборот, стимулирует тебя на общение со сверстниками, особенно если это не праздная болтовня, а совместное решение какой-либо сложной задачи. Было отмечено, например, что ученики 8-го класса стали уважительнее относиться к своим младшим «коллегам», а те в свою очередь стали дружнее, так как поняли, чего могут добиться, работая в команде.Иными словами, создание метапредметной лаборатории – это важный шаг не только в реализации стандартов ФГОС, но и в расширении и изменении взглядов на школьное образование, о котором, похоже, вскоре нельзя будет произнести набившую оскомину фразу «оно мне в жизни не пригодится»!Молодые учителя школы №1392 имени Д.В.Рябинкина

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту