Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Новый подход

Онлайн-школа «Зеленый город» как модель реализации межрегиональных образовательных программ в сетевом формате

УГ - Москва, №19 от 11 мая 2021. Читать номер
Автор:

Интерес у нас общий – сделать так, чтобы образование было доступным и качественным, в любом месте и в любое время. Для каждого ребенка.

Кейсовый жанр этой статьи обусловлен тем, что сама тема сетевого образования слабо теоретически проработана. Но наличие фактов, которые сейчас, в наше время смешанного, комбинированного по применяемым технологиям образования, реализованных или реализуемых проектов, говорит о том, что нужна проработка интересующего феномена сетевой реализации образовательных программ, требуется обмен мнениями и опытом участия в подобном взаимодействии.

В соответствии со структурой представления кейса начнем с анализа ситуации, затем рассмотрим дополнительную информацию для понимания итогового решения, после этого перейдем к самому решению. Детально рассмотрим инструменты, с помощью которых был достигнут результат. К слову сказать, повторяемый. А также рассмотрим риски и эффекты, складывающиеся по ходу реализации принятых решений.

В августе 2020‑го к педагогической команде школы №854 обратились представители социально-оздоровительного центра «Лесная поляна». Обращаю внимание, что учредители у данных образовательных организаций разные, регионы тоже. То есть речь идет сразу о межрегиональном сотрудничестве. Перед школой №854 (Зеленоградский административный округ Москвы) была поставлена задача обеспечить непрерывность образовательного процесса для детей Подмосковья из 35 муниципальных образований, которые будут находиться на отдыхе посменно в течение учебного года в разных детских оздоровительных лагерях, расположенных территориально в разных муниципалитетах Московской области. Школа №854 – это образовательный комплекс, состоящий из 7 корпусов, в которых реализуются образовательные программы дошкольного, все уровни общего и дополнительного образования для 1770 ребят. Более 20% детей школы обучаются по адаптированным общеобразовательным программам.

В качестве решения для будущих партнеров команда московской школы предложила модель реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий при сетевом взаимодействии образовательных организаций для временных детских коллективов и/или отдельных обучающихся. Проект получил название «Онлайн-школа «Зеленый город».

Представленное решение, по сути, является школьной инициативой по реализации образовательной политики в рамках Национального проекта «Образование», федеральных проектов «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», соответствует государственной программе города Москвы «Столичное образование».

Для организации работы онлайн-школы «Зеленый город» была создана объединенная команда из управленцев, педагогов и специалистов, обеспечивающих ресурсное взаимодействие образовательных организаций, приступивших к поэтапной реализации проекта. На подготовительном этапе согласованы юридические и экономические основания для взаимодействия. Определена система, на которой запланировано осуществлять взаимодействие оперативного контроля исполнения контрактов (ПИК ЕАСУЗ).
То есть для школы дополнительно встала задача регистрации на новой для себя региональной площадке в качестве исполнителя услуг. Согласована цифровая площадка для взаимодействия команды. Ею стала рабочая область школы №854 корпоративной платформы Teams Microsoft. В качестве облачной интернет-платформы, содержащей все необходимые образовательные материалы, договорились применять МЭШ и РЭШ. Таким образом, весь образовательный контент, который запланирован московским учителем для столичных ребят, автоматически предоставляется и детям из другого региона. После чего сформированы тарификационные списки, подготовлены и согласованы проект расписания и учебно-тематическое планирование, проведены соответствующие инструктажи педагогического персонала. Все мероприятия подготовительного этапа сформулированы в чек-лист задач, закрепленный в локальном нормативном акте.

При реализации основного этапа, уже работая непосредственно с детьми, педагоги столкнулись с необходимостью детальной разработки новых сценариев уроков, учитывающих различные конфигурации сочетания очного и дистанционного образования.
Учитель (мастер) работает в команде с тьюторами-организаторами, которыми выступают педагогические работники, будь то вожатые, воспитатели, социальные педагоги, в том числе и другие учителя-предметники. Отдельно будет сказано о переосмыслении новых педагогических ролей, сложившихся в практике работы онлайн-школы «Зеленый город».

Итак, три варианта сценария смешанного урока. В первом случае учитель работает в классе с детьми, одновременно идет трансляция в другое классное помещение, расположенное территориально в другом регионе, где находятся дети и тьютор-организатор, обеспечивающий безопасность ребят и, конечно, взаимодействие с педагогом и другими детьми во время урока.
При втором варианте учитель организует урок для двух (или более) аудиторий с детьми, с которыми находятся тьюторы-организаторы.

Третий сценарий нового урока призван обеспечить работу учителя дистанционно с двумя удаленными аудиториями, в которых работают тьюторы и дети, а также предполагает самостоятельные подключения отдельных учеников.

Каждый из представленных сценариев уроков (занятий) имеет к тому же различные варианты внутренней структуры, определяемой временем, отводимым для той или иной формы работы. Связано это в первую очередь с требованиями здоровьесбережения и целесообразностью смен видов деятельности детей. Сложившаяся структура хронометража (тайминга) урока может быть описана следующим образом.

Тайминг 1
– 20 минут – трансляция учителя (мастера);
– 20 минут – работа класса совместно с тьютором-организатором. В это время дети занимаются без использования экрана (решение заданий, беседа, образовательная игра, самостоятельная работа);
– 5 минут – подведение итогов с тьютором-организатором.
Тайминг 2
– 10 минут – трансляция очной работы учителя и обучающихся с ведением трансляции, постановка задач к уроку и выполняемому заданию;
– 25 минут – самостоятельная работа обучающихся без экрана;
– 10 минут – очная работа с обучающимися для оценки качества выполненного задания с трансляцией.
Тайминг 3
– 5 минут – трансляция учителя (постановка задач к уроку);
– 15 минут – просмотр обучающего видеоматериала;
– 25 минут – самостоятельная работа обучающихся и передача итогов выполненной работы через тьютора-организатора учителю.

Во всех случаях при необходимости до проведения урока учитель направляет тьютору – организатору конференции необходимые рабочие материалы для учеников.

Как было уже сказано, отдельно стоит рассмотреть не только новые сценарии уроков, их внутреннюю структуру, но и сложившиеся новые педагогические роли в ходе реализации проекта онлайн-школы «Зеленый город». Самое главное достижение, которое мы отмечаем, – это возможность работать в команде и взаимно дополнять друг друга. Совместная работа – как пазлы, в которых члены команды что-то делают вместе и при этом они не объединены территориально. Эффективность здесь зависит от понимания общей цели и своего позиционирования, с закреплением ответственности, которая детализируется в функционале командной роли.

Функционал учителя (мастера)

Это учитель, который отвечает за программирование уроков, сценарную проработку, подготовку материалов и организацию взаимодействия с тьютором-организатором.

После окончания модуля, курса, смены оформляются итоговые табели, которые направляются детям, чтобы те могли использовать их для подтверждения своих образовательных результатов в школах, которые являются для них базовыми.

На заключительном этапе производится обмен исполнительской документации по контракту, команда собирается онлайн для рефлексии итогов работы. На таких встречах и были установлены риски и эффекты проекта.

При реализации мероприятий онлайн-школы «Зеленый город» организации-участники выявили существенные риски, к которым относятся:
– различный уровень технической оснащенности площадок;
– разрыв коммуникации между членами команд образовательных организаций, между учителем-мастером и тьютором-организатором;
– потеря мотивации в результате дистанцирования учителя-мастера и перенос функции мотивирования на тютора-организатора;
– особенности в оценивании образовательных результатов;
– различия в календарно-тематическом планировании.

Конечно, при следующем такте проекта многие вопросы снимаются, что позволяет концентрироваться на наращивании эффектов проекта онлайн-школы «Зеленый город», которые в ситуации неопределенности демонстрируют превышение результатов реализации проекта над затратами за определенное время. К эффектам проекта отнесены:
– возможность выбора своего учителя;
– освоение педагогами новых профессиональных ролей;
– становление института тьюторства;
– повышение эффективности штатного расписания.

Завершая описание кейса, хочется отметить, что выработанное совместное решение для реализации образовательных программ для временных детских коллективов позволило за период с октября по декабрь 2020 года онлайн-школе «Зеленый город» обучить более чем 600 детей Московской области со 2‑го по 11‑й класс одновременно с детьми, являющимися учениками столичной школы №854.

Таким образом, онлайн-школа «Зеленый город», созданная по принципу сетевого взаимодействия, обеспечила образовательные потребности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставив им доступ к расширенным образовательным возможностям столичного мегаполиса. Разработан и апробирован комплекс алгоритмов по организации образовательного процесса, интегрированного с программами оздоровления и досуга, который может успешно применяться и при реализации адаптированных общеобразовательных программ в том числе. Кроме того, в ходе работы онлайн-школы приведены в актуальное состояние, под реальность дистанционного взаимодействия, образовательные методики, введены новые профессиональные роли педагогов.

Сегодня главный вызов образованию – не цифровые инструменты, а необходимость изменения принципов управления, образовательных методик и приемов, которые должны быть адаптированы к реальности дистанционного взаимодействия. А само образование может стать инновацией, обеспечивающей развитие страны в цифровую эпоху.

Сергей МОСКАЛЕНКОВ, директор школы №854


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt