Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Они такие разные. О некоторых аспектах реализации гендерно ориентированного обучения

УГ - Москва, №25 от 20 июня 2017. Читать номер
Автор:

​Никакими – даже самыми смелыми и радикальными – реформами современную школу не удивишь. За последние десятилетия в российском образовании произошло столько кардинальных изменений, внедрено столько инноваций, отражающих стремительно мчащееся вперед время с его неумолимым техническим прогрессом, влекущим за собой перестройку всего привычного миропорядка, что кажется: в этом глобальном процессе перманентных преобразований уже не остается места самому человеку – не как абстрактному индивиду, среднестатистической единице потребления всех возможных материальных и нематериальных услуг и продуктов современной цивилизации, а именно уникальной и неповторимой личности с ее духовно-социальными и даже психофизиологическими особенностями.

Такой поворот к человеку, к его природной сущности, к его особому мироощущению и жизнепереживанию наметился в современной школе, которая при всей ее устремленности в будущее возрождает лучшие традиции прошлого, самые естественные и природосообразные. К их числу относится и гендерное образование (англ. gender, от лат. gens – «род»), то есть образование, в полной мере учитывающее ментально-психологические, социокультурные особенности «мужского» и «женского» начал в миропознании, ведь, в сущности, настоящими мужчинами и настоящими женщинами люди не рождаются, а становятся в процессе социализации, на которую оказывают колоссальное влияние и экономическое развитие общества, и этнонациональные, культурные традиции, и религиозная принадлежность, и общая образованность населения.Идеи использования гендерного подхода в обучении имеют довольно глубокие корни. Достаточно вспомнить зарубежный и отечественный педагогический опыт ХVIII-ХIХ вв. и одну из самых ярких его иллюстраций – мужские и женские гимназии в дореволюционной России, в которых юношей и девушек готовили к разным социальным ролям. Мужчины должны были реализовать себя на общественном поприще, а женщины – в семье, став хранительницами домашнего очага. Разумеется, в современном мире у мужчин и женщин равные социальные права и возможности. Но чтобы эффективнее их реализовать, школа должна учесть все имеющиеся психофизиологические особенности «мужского» и «женского» развития, без которых невозможно добиться успехов в самых разных сферах жизнедеятельности.Вот почему гендерное обучение относится к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления. Сама необходимость в гендерном обучении возникла по ряду объективных причин. Развитие мальчиков и девочек различается в той или иной степени по «скорости» и по «содержанию». Девочки и мальчики по-разному воспринимают информацию, имеют разные стратегии мышления, но ни те ни другие не имеют явных преимуществ. Если мальчики в начальной школе требуют наглядно-образной формы подачи материала (для них нужны конкретность и действенность), то девочки легко воспринимают абстрактные вещи, легко усваивают умозрительные категории. А все это происходит потому, что у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. До 10 лет, утверждают психологи и констатируют учителя, девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, но зато у мальчиков уже в 6 лет развита пространственно-временная организация, которой у девочек нет и в 13 лет. Все это, безусловно, должны учитывать педагоги, подбирая к детям разного пола индивидуальный подход в обучении и воспитании. Опытные учителя в своей повседневной деятельности давно руководствуются принципом «девочке повтори, а мальчика ободри», ведь не секрет, что именно мальчишки, зачастую схватывающие все на лету, испытывают трудности в закреплении материала и перестают воспринимать информацию, лишенную элемента новизны, их внимание рассеивается, в то время как девочки методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. Мальчиков, наоборот, соперничество, соревнования подстегивают, заставляют быстрее думать, искать правильный ответ. При этом не нужно забывать, что обучение и мальчиков, и девочек осуществляется по одной и той же программе, которую и те и другие усваивают гораздо эффективнее, если обучаются в разных классах. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Мальчики лучше работают тогда, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны, легко запоминают лишь то, что произвело на них сильное впечатление.Несомненным достоинством раздельного обучения, по мнению психологов и педагогов, является повышение самооценки школьников. Растет самооценка – повышается успеваемость, а вслед за ней и самоуважение учащихся. Дети уже почти не стесняются отвечать у доски, и даже провалы воспринимаются ими не настолько трагично, как в смешанных классах. Они легче идут на обсуждение проблемного вопроса и коллективный поиск правильного ответа.Данная перспективная технология, основанная на принципах гендерного подхода параллельно-раздельного обучения, при котором мальчики и девочки обучаются в отдельных классах в стенах одной школы, но при этом объединяются в единый смешанный коллектив для участия в досуговых и всех общешкольных мероприятиях, реализуется в настоящее время в школе №2120 на начальной ступени образования.Для создания эффективной образовательной системы гендерного типа необходимо соблюдение принципа преемственности, речь идет о реализации гендерного подхода не только на уровне начального общего образования, но и основного общего и среднего общего образования.Учитывая, что уже на уровне основного общего образования начинается профильное обучение, с углубленным изучением предметов естественно-научного и гуманитарного циклов, актуализируется и реализация гендерного подхода.Так что у нынешних наших первоклашек и второклашек есть реальная возможность продолжить свое параллельно-раздельное обучение в профильных классах (информационно-технологическом, кадетском, инженерном (физико-математическом), культурологическом, филологическом, медико-биологическом).Безусловно, реализация гендерной концепции возможна только при пересмотре существующей методики преподавания, учебных программ с учетом существующих гендерных различий на физиологическом, социально-психологическом, поведенческом и когнитивном уровне.И важную роль в образовательном процессе по гендерному типу могли бы сыграть социологические исследования как в анализе межличностной коммуникации, так и в анализе гендерной идентификации.Сравнительно-сопоставительный анализ таких показателей, как интеллектуальный уровень, психофизиологические особенности развития, социально-психологическое самочувствие, уровень самооценки, обучающихся раздельно в однородном по полу классном коллективе с аналогичными показателями обучающихся в классах со смешанным составом позволяет доказать или опровергнуть преимущества раздельно-параллельного обучения.Главная задача планируемых социологических исследований – выявление оптимальных условий для эффективного познавательного развития и повышения качества гендерного образования.Наталия ФАЙДЮК, директор школы №2120


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту